Урок за повістю Ернеста Хемінгуея "Старий і море"

Про матеріал
Даний урок розроблено згідно програми для учнів 11 класу за повістю-притчею Ернеста Хемінгуея "Старий і море".
Перегляд файлу

Класс: 11 Дата:_____________

Тема: Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море» Э. Хемингуэя

Цели:

Обучающие цели: раскрыть содержание повести; сформировать проблемы, поднятые автором; проанализировать эпизоды, изображающие стойкость героя; сделать обобщения о философско-символическом смысле повести-притчи, отметить ее художественное своеобразие; объяснить, в чем  проявляется философский подтекст повести «Старик и море».

Развивающие цели: развивать речь учащихся, вырабатывать умение высказывать свою точку зрения, делать выводы.

Воспитательные цели: привитие интереса к литературе, воспитание нравственных принципов,  воспитание любви к искусству.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст повести-притчи, телевизор

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся знают содержание повести;
  • формулируют проблемы, поднятые автором в произведении;
  • комментируют отрывки, в которых описаны портрет героя, ночное и утреннее море и др.;
  • интерпретируют внутренние монологи Сантьяго, его разговор с рыбой; анализируют эпизоды, изображающие стойкость героя в борьбе с морской стихией;
  • выражают личное отношение к проблемам, поднимаемым в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

 

Ход урока

 

Организационный момент

  1. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: творчество Э. Хемингуэя представляет собой новый шаг вперёд в развитии американского и мирового реалистического искусства. Основной темой творчества Э. Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового американца.

Душой его романов являются действие, борьба, дерзание. автор любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранить достоинство в самых тяжелых обстоятельствах.

Многие герои Э. Хемингуэя обречены на беспросветное одиночество, на отчаяние.

 

Будучи корреспондентом, Хемингуэй много и упорно работал над стилем, манерой изложения, формой своих произведений. Журналистика помогла ему выработать основной принцип: никогда не писать о том, чего не знаешь, он не терпел болтовни и предпочитал описывать простые физические действия, оставляя для чувств место в подтексте. Он считал, что нет необходимости говорить о чувствах, эмоциональных состояниях, достаточно описать действия, при которых они возникли.

Его проза — это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений.

Выдвинутый писателем «принцип айсберга» сочетается с так называемым «боковым взглядом» — умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.

Настоящий триумф ожидал его в 1952 г., когда он опубликовал свою повесть «Старик и море». Полная библейского величия и печали, эта книга глубоко гуманна. В её широких, обобщённых, почти символических образах воплощена любовь к человеку, вера в его силы. Для писателя — это повод рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы.

  1. Актуализация опорных знаний
    1.        История создания  произведения

Ученик: Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

«

Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал.

»

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за своё произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.

  1.        Просмотр буктрейлера к повести «Старик и море»
  1. Работа над темой урока
    1.        «Учебный мозговой штурм»

1 группа – В какой манере работал Хемингуэй? Можно ли назвать эту повесть реалистической? Для ответа на вопрос проанализируйте портрет Сантьяго. Что мы можем сказать о нем, прочитав портрет? Почему автор называет его «необыкновенным стариком»? Какой прием применяет Хемингуэй, используя эпитеты «изможденный – могучие»?

2 группа – Что мы можем сказать о характере Сантьяго? На какие детали обращает внимание Хемингуэй? Найдите цитату, подтверждающую, что для Сантьяго море – нечто любимое. Какой «друг» появился у Сантьяго в море и что он олицетворяет? Почему старику снятся сны о львах? Можно ли считать одиночество Сантьяго всепоглощающим, безысходным?

3 группа – Есть ли в этой реалистической повести элементы романтического произведения? Как проявилось мастерство Хемингуэя при описании природы?

4 группа – Назовите основные мотивы, звучащие в повести, и объясните их.

5 группа – Назовите символы, присутствующие в повести, дайте им объяснение.

6 группа – Можно ли назвать это произведение притчей и почему?

  1.        Обобщение учителя

Учитель: Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание. Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа».

В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звёзды кажутся ему живыми существами.

Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что своё мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе.— теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».

И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды.

«…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени.

  1. Подведение итогов урока

В чём, по мнению писателя, смысл жизни, счастья?

 в дружбе, в общении с людьми;

 в чувстве своего единения с природой, со всеми людьми, обществом, вселенной;

 в сознании своего бессмертия;

счастье в том, чтобы всегда хранить в душе веру и стремление к лучшему будущему;

чтобы быть счастливым, надо найти главное дело в жизни.

  1. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «О чём заставляет задуматься повесть-притча «Старик и море»?»; «Сила или бессилие? Гармония или дисгармония в природе? (по повести-притче «Старик и море»)».

 

doc
Додано
20 березня 2019
Переглядів
1234
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку