20 червня о 18:00Вебінар: Особливості організації навчальної діяльності учнів, що мають розлади аутистичного спектру

"Приёмы изучения биографии писателя на уроке литературы" (Презентация)

Про матеріал
В данной презентации представлены приемы, позволяющие сделать урок по изучению биографии писателя увлекательным и важным для понимания личности литератора, постижения его художественного мира.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Приемы изучения биографии писателя на уроке литературы

Номер слайду 2

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯЦель уроков, посвященных изучению биографии писателя, — оживить облик художника, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, к его произведениям

Номер слайду 3

При изучении биографии А. П. Чехова можно составить такой список утверждений: Верите ли вы, что А. П. Чехов был в Краматорске?Верите ли вы, что художник И. Левитан и композитор П. Чайковский – друзья А. Чехова?Верите ли вы, что А. П. Чехов, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны?Верите ли вы, что у Чехова было более 50 псевдонимов?Верите ли вы, что Чехов любил коллекционировать марки?Верите ли вы, что Чехов был практикующим врачом?Верите ли вы, что писатель на собственные средства создал базовый фонд общественной библиотеки в Таганроге Верите ли вы, что пьесы Чехова оказали поистине громадное значение на развитие театра в ХХ веке?Верите ли вы, что Чехов открывал школы для крестьянских детей?Верите ли вы, что А. Чехов имел вздорный характер?

Номер слайду 4

Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус» - +

Номер слайду 5

Заполнить первую графу таблицы: Достаточно записать 5 интересных фактов Ученик должен высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы ещё остались вопросы о жизни или творчестве А. П. Чехова (или другого писателя). Формулируем вопросы, это тоже искусство{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}ЗНАЮХОЧУ УЗНАТЬУЗНАЛ

Номер слайду 6

Общественный деятель. Интеллигент. Врач. Мастер короткого рассказа. Драматург-новатор. Писатель

Номер слайду 7

ДРУЖЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ЧЕХОВА«В человеке все должно быть прекрасно…»«Краткость-сестра таланта»«Пока молоды…-делайте добро»«Человеку нужно не три аршина земли…»

Номер слайду 8

5-6 классы – период «наивного реализма»Приемы работы: Ассоциации. Викторина. Мозговая атака. Кластер. Составление рассказа по опорным словам. Прогнозирование. Продолжение предложения- «рассказ-предположение на основе ключевых слов»- кроссворд- игра «Черный ящик»Толстые и тонкие вопросы. Перепутанные цепочки

Номер слайду 9

Прогнозирование. Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета.

Номер слайду 10

Связное высказывание. Задание составить рассказ по опорным словам, имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников составлять связный текст на заданную тему.(Дания, сапожник, вазоны с тюльпанами, фантазер, штопальная игла, оторвавшаяся пуговица невероятные истории,…)

Номер слайду 11

Продолжение предложения. После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа: Я знаю про Марка Твена, что он ... Больше всего меня поразило то, что Марк Твен ...

Номер слайду 12

ВЫБРОСИ ЛИШНЕЕИз предложенных сведений убери лишнее1. Жюль Верн мечтал о море и свою будущую профессию связывал с морскими путешествиями и литературной деятельностью2. В детстве мальчик мечтал стать юристом и учился в юридическом лицее3. Чтобы не запутаться в научном материале, Жюль Верн создал собственную картотеку, которая насчитывала 20 тысяч тетрадей и кассет с видеоматериалами

Номер слайду 13

7-8 класс – период «нравственного самоуглубления» Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному её восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных черт личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения.

Номер слайду 14

Приемы работы:воображаемая встреча сопоставление портретов разных художников, разных периодовинтервью с…анализ эпизодов биографиианализ высказываний автора, афоризмовинсертсинквейндосье на поэтаэссе

Номер слайду 15

Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества. Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос: Какова ваша основная профессия?Кто привил Вам любовь к литературе ?Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?Кто стал прототипом образа Шерлока Холмса?Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции. Пресс-конференция с автором

Номер слайду 16

Приём «Письменное высказывание»Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика. Пример. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.

Номер слайду 17

8-9 классы Формирование способности критически оценивать себя и окружающих Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений. Биографический материал углубляется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, литературных портретов, эссе

Номер слайду 18

Приемы работы:инсценированиепросмотр документальных фильмов с предварительными вопросами к немудвухчастный дневниксопоставление портрета и голоса авторазаочная экскурсияакростих

Номер слайду 19

Досье на поэта: Библиографическая справка. Мировоззрение, жизненное кредо. Лирический герой о себе. Любимые темы, мотивы. Самые известные стихотворения. Понравившееся вам стихотворение. Яркие тропы и поэтические приемы

Номер слайду 20

Название стихотворений:«Пророк»«Узник»«Шумит кустарник…»«Кавказ»«И. И. Пущину»«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Номер слайду 21

Связный текст: Лермонтовская судьба складывалась драматически. Его бабушка была властной, хотя внука любила. Раннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Мать умерла, когда сыну было всего три года. Он рос очень влюбчивым и самокритичным. Написав стихотворение, посвящённое смерти Пушкина, обрёл известность. Творческий путь был недолгим. Одиночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь. Выстрел Мартынова поставил фатальную точку.

Номер слайду 22

Задача — восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя, - будет выполнена. Подобное задание можно дать и в качестве опережающего, предваряя разговор о биографии писателя. Проверка домашнего задания на следующем уроке станет хорошим началом к сообщению о жизни писателя

Номер слайду 23

10-11 классы – эпоха связей, осознание причин и следствий. Появление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценивать социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, её обусловленность многообразием факторов.

Номер слайду 24

Приемы работы: поэтические гостиные,досье на поэтакраткосрочный проектромашка вопросов Блума

Номер слайду 25

РОМАШКА ВОПРОСОВ БЛУМА

Номер слайду 26

Работа в группах  І группа: Составить компакт-биографию писателя, определив наиболее важные периоды его жизненного пути.ІІ группа: Составить социальный портрет писателя, определив факторы, сформировавшие его мировоззрение.ІІІ группа: Составить творческий портрет писателя

Номер слайду 27

Информационные технологии - подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произ­ведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы;- можно предложить учащимся краткосрочный проекторганизовать поэтическую гостиную- составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;- подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;- сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя;

pptx
Додано
20 березня
Переглядів
106
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку