При изучении биографии А. П. Чехова можно составить такой список утверждений: Верите ли вы, что А. П. Чехов был в Краматорске?Верите ли вы, что художник И. Левитан и композитор П. Чайковский – друзья А. Чехова?Верите ли вы, что А. П. Чехов, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны?Верите ли вы, что у Чехова было более 50 псевдонимов?Верите ли вы, что Чехов любил коллекционировать марки?Верите ли вы, что Чехов был практикующим врачом?Верите ли вы, что писатель на собственные средства создал базовый фонд общественной библиотеки в Таганроге Верите ли вы, что пьесы Чехова оказали поистине громадное значение на развитие театра в ХХ веке?Верите ли вы, что Чехов открывал школы для крестьянских детей?Верите ли вы, что А. Чехов имел вздорный характер?
Заполнить первую графу таблицы: Достаточно записать 5 интересных фактов Ученик должен высказаться, не повторяя предыдущего оратора. Затем заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы ещё остались вопросы о жизни или творчестве А. П. Чехова (или другого писателя). Формулируем вопросы, это тоже искусство{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}ЗНАЮХОЧУ УЗНАТЬУЗНАЛ
5-6 классы – период «наивного реализма»Приемы работы: Ассоциации. Викторина. Мозговая атака. Кластер. Составление рассказа по опорным словам. Прогнозирование. Продолжение предложения- «рассказ-предположение на основе ключевых слов»- кроссворд- игра «Черный ящик»Толстые и тонкие вопросы. Перепутанные цепочки
Прогнозирование. Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета.
Связное высказывание. Задание составить рассказ по опорным словам, имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников составлять связный текст на заданную тему.(Дания, сапожник, вазоны с тюльпанами, фантазер, штопальная игла, оторвавшаяся пуговица невероятные истории,…)
ВЫБРОСИ ЛИШНЕЕИз предложенных сведений убери лишнее1. Жюль Верн мечтал о море и свою будущую профессию связывал с морскими путешествиями и литературной деятельностью2. В детстве мальчик мечтал стать юристом и учился в юридическом лицее3. Чтобы не запутаться в научном материале, Жюль Верн создал собственную картотеку, которая насчитывала 20 тысяч тетрадей и кассет с видеоматериалами
7-8 класс – период «нравственного самоуглубления» Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности, происходит постепенный переход от субъективного к объективному её восприятию. Расширение круга осознаваемых моральных черт личности человека, появление интереса к формированию характера, мотивов поведения.
Предварительная подготовка: учащиеся получают домашнее задание ознакомиться с биографией писателя и подготовить вопросы на пресс-конференцию, выступить в роли журналистов. Из числа учащихся, обучающихся на высоком уровне, учитель выбирает «автора», который дает ответы на вопросы «журналистов», касающиеся его жизни и творчества. Например, на уроке ознакомления с биографией Артура Конан-Дойля учащиеся задают вопрос: Какова ваша основная профессия?Кто привил Вам любовь к литературе ?Какое из ваших произведений вы считаете наиболее удачным?Кто стал прототипом образа Шерлока Холмса?Почему вы решили «убить» своего героя в последнем рассказе?В чем, по вашему мнению, причина популярности образа Шерлока Холмса?Можно представить Шерлока Холмса - сыщика в наши дни? В конце пресс-конференции учитель подводит итоги. В случае необходимости можно предложить одному из учеников – «журналистов» составить отчет о конференции. Пресс-конференция с автором
Приём «Письменное высказывание»Описание: Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика. Пример. После изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Каких качеств личности писателя мне не хватает и почему? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему? Хорошо дополнить такую работу высказываниями о писателе его современников или критиков. Анализируя высказывания и вспоминания услышанное на уроке, при написании работы ученики невольно обращаются к своему личному опыту, т.к. это предполагает сама формулировка вопроса.
8-9 классы Формирование способности критически оценивать себя и окружающих Включение в более сложную систему отношений с миром. Формирование ценностных ориентаций и убеждений. Биографический материал углубляется и расширяется за счет мемуарной литературы, воспоминаний современников, литературных портретов, эссе
Связный текст: Лермонтовская судьба складывалась драматически. Его бабушка была властной, хотя внука любила. Раннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Мать умерла, когда сыну было всего три года. Он рос очень влюбчивым и самокритичным. Написав стихотворение, посвящённое смерти Пушкина, обрёл известность. Творческий путь был недолгим. Одиночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь. Выстрел Мартынова поставил фатальную точку.
Задача — восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя, - будет выполнена. Подобное задание можно дать и в качестве опережающего, предваряя разговор о биографии писателя. Проверка домашнего задания на следующем уроке станет хорошим началом к сообщению о жизни писателя
10-11 классы – эпоха связей, осознание причин и следствий. Появление интереса к сложному внутреннему миру человека, стремление познать творческое мировосприятие автора, сущность моральных свойств его личности. Способность оценивать социальные, нравственные и эстетические стороны эволюции личности автора, её обусловленность многообразием факторов.
Информационные технологии - подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы;- можно предложить учащимся краткосрочный проекторганизовать поэтическую гостиную- составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;- подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;- сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя;