Урок за темою: "Акутагава Рюноскэ. "Паутинка""

Про матеріал

Мета:закріпити навики « детального бачення» тексту / знаходження деталі у творі, визначення « автора» цитати, розгляд деталі у зв'язку з іншими деталями та в широкому контексті найважливіших ідей твору/;-закріпити навик « повільного» читання;-розвивати навик « зчитування» символічного плану образів;-розширити уявлення учнів про міфологічно-філософську проблематику твору, поглибити знання про основи міфологічної моралі.

Перегляд файлу

 

Акутагава  Рюноскэ. Паутинка

 

Вопросы к анализу:

 

  1. Где происходит начало действия? (в раю)
  2. Как все начинается? («Однажды Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда»)
  3. Что означает «…в одиночестве»: ему было скучно, нечем было заняться? (нет, Будда – творец, мудрецы часто уединяются для философских размышлений)
  4. Какова контекстуальная семантика  семантика слова «бродил»? ( не бесцельно, а углубившись в свои размышления)
  5. Каким  мы видим пруд? (покрыт белыми лотосами)

                   - Что символизируют белые лотосы?

           Лотос – цветок, представляющий собой модель мироздания: он существует одновременно в трех сферах бытия –  в воде, на земле и в воздухе.

            В буддизме лотос признается священным растением. У Будды Гаутамы «глаза лотоса, ноги лотоса и бедра лотоса».  Лотос также символизирует познание, позволяющее соскочить с колеса перерождений и достичь нирваны. С древнейших времен символ жизни или счастья.

             Белый лотос цветет только ночью, но белый цвет в буддизме – терпение, мудрость, опыт Будды, с м и р е н и е .

                   - Что означает «сладкое благоухание»?

 

  1. Известны ли нам временные рамки происходящего?  (конкретизировать время невозможно – это вневременные рамки, но известно, что действие начинается утром)
  2. Что собою символизирует утро? ( утро – символ пробуждения, освобождения от бремени вчерашнего; оно обогащено ночью, поэтому имеет право на решение)
  3. Что увидел Будда? Как он это увидел? («в окне воды», по форме – это круг!)
  4. Чем на самом деле является пруд? Почему у него появляется название?

   (схема №1)

               Пруд доходит до преисподней, но какова вода? ( «кристальные воды», т. е. чистые,  незамутненные: то, что происходит внизу не способно замутить воду пруда)

  1. Кого увидел Будда? Почему обратил внимание именно на него?
  2. Какова символика паука? (олицетворение темной, бесовской силы, дьявольской половины в природе человека  -  и одновременно символ творца, демиурга, чье творение (паутина) связывает мироздание. По мифам американских индейцев, сеть человека – паука объединяет небо и землю. В индийской мистике встречается представление о богах – пауках, связавших паутиной зародыш вселенной с незримой творческой силой.)
  3. «И пощадил паучка.» Почему это предложение выделено в абзац? (самый важный шаг в жизни Кандата, решающий, поворотный момент в истории)
  4. Что решил Будда?
  5. Что означает уточнение «если возможно»?( оказывается, не все зависит от Будды! От кого тогда еще???)
  6. Как Будда решил спасти Кандата?(при помощи паутины)
  7. Но она «тончайшая»! ……
  8. Прокомментируйте: «Паутинка стала спускаться прямо вниз, пока не достигла отдаленнейших глубин преисподней» ( она самостоятельна в своих действиях)
  9. Каким мы видим дно (преисподнюю)?

((схема №2)

 

  1. Где находится Кандат в это время?
  2. Как он увидел паутину в кромешной тьме? О чем это говорит?(она поблескивала тонким лучиком, «чтобы увидеть, он вглядывался»; значит, паутинка – это шанс, который появляется даже в « кромешной тьме», его только надо увидеть)
  3. Чего испугался «великий разбойник»? («как бы ее не приметили другие грешники»)
  4. Прокоментируйте: «Тогда уж, верное дело, ускользнешь из преисподней. А если повезет, то, чего доброго, и в рай попадешь. И не погонят тебя больше на вершину Игольной горы, не бросят снова в Озеро крови». Кот автор этих строк? (сам Кандат, это его внутренний монолог) Так какова цель Кандата?
  5. Близка ли дорога от преисподней до райской обители? Почему именно «десятки  тысяч раз»?( схема №3)
  6. Почему дорога даже для «такого силача» стала непосильной? (для такой дороги нужна внутренняя сила, а не физическая)
  7. Где останавливается Кандат? (на полпути)
  8. Проком.: «Если он и дальше будет так проворно карабкаться, что ж, пожалуй, ему и в самом деле удастся дать тягу из преисподней». Кто это говорит? (говорит их автор – рассказчик, но меняется стиль: он говорит как Кандат)
  9. Почему Кандат «будет так проворно карабкаться», а не, н – р, подниматься? (подниматься – возвышаться, Кандат не возвышается, он спасается бегством. Рассказчик видит в нем  опытного вора, а не раскаявшегося человека)
  10. Почему «пожалуй»? (рассказчик сожалеет о том, что Кандату , возможно, удастся»дать тягу», т. е.удрать, а не спастись.

Он удирает от ответственности, а не спасается!

  1. Оцените радость Кандата» «с хохотом крикнул: - Спасен! Спасен!» ( «с хохотом» - стилистически занижено; кричит 2 раза – симв.2 – двойственность, а значит не готов к спасению)
  2. Реакция Кандата на увиденных грешников, ползущих по нитке? («вращать глазами» , «по – дурацки широко разинув рот»;паучок – символ души, которая поселяется в человеке через рот  и таким же путем покидает ) Что это? (это начало конца, потеря свыше всякой надежды на спасение)
  3. Проком.: «…тогда и он сам, - подумать только, он сам!» (нездоровый эгоцентризм, что во всех религиях считается главным грехом)
  4. Как реагирует паутинка на такое количество грешников?
  5. Почему паутинка разрывается, при том с треском, по чьей вине?(не возможно спастись, оставаясь грешником, не изменившись, не обагатившись)
  6. Как он полетел вниз?
  7. Будда «видел все, что случилось, с начала и до конца». Почему он не вмешался?
  8. Почему Будда «с опечаленным лицом опять возобновил свою прогулку» (он раздосадован, Кандат остался слеп, не увидел в себе то, что увидел творец)
  9. Автор дает мораль в готовом виде. Зачем? (люди иногда низ воспринимают за верх: схема №4)
  10. «Но лотосы …..остались безучастны» Почему? (они предвидели и такой вариант развития событий)
  11. «… чашечки покачивались у самых ног Будды»(уважение, Будда дал возможность, поступил как истинный мудрец)
  12. Изменилось ли что-то в райской обители? ( нет, « золотые серцевины лотосов…..»; кольцевание структуры рассказа)
  13. Действие происходит до полудня: «В раю время…..»

            День – символ полноты сил. Бурной деятельности, ответственности. Днем много света, поэтому день – время раскрытия тайн, лжи, злокозненности.

      Прокомментируйте.

  1. Согласны ли вы с тем, что главный герой рассказа – паутинка? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
2364
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку