Акутагава Рюноскэ. Паутинка
Вопросы к анализу:
-
Где происходит начало действия? (в раю)
-
Как все начинается? («Однажды Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда»)
-
Что означает «…в одиночестве»: ему было скучно, нечем было заняться? (нет, Будда – творец, мудрецы часто уединяются для философских размышлений)
-
Какова контекстуальная семантика семантика слова «бродил»? ( не бесцельно, а углубившись в свои размышления)
-
Каким мы видим пруд? (покрыт белыми лотосами)
- Что символизируют белые лотосы?
Лотос – цветок, представляющий собой модель мироздания: он существует одновременно в трех сферах бытия – в воде, на земле и в воздухе.
В буддизме лотос признается священным растением. У Будды Гаутамы «глаза лотоса, ноги лотоса и бедра лотоса». Лотос также символизирует познание, позволяющее соскочить с колеса перерождений и достичь нирваны. С древнейших времен символ жизни или счастья.
Белый лотос цветет только ночью, но белый цвет в буддизме – терпение, мудрость, опыт Будды, с м и р е н и е .
- Что означает «сладкое благоухание»?
-
Известны ли нам временные рамки происходящего? (конкретизировать время невозможно – это вневременные рамки, но известно, что действие начинается утром)
-
Что собою символизирует утро? ( утро – символ пробуждения, освобождения от бремени вчерашнего; оно обогащено ночью, поэтому имеет право на решение)
-
Что увидел Будда? Как он это увидел? («в окне воды», по форме – это круг!)
-
Чем на самом деле является пруд? Почему у него появляется название?
(схема №1)
Пруд доходит до преисподней, но какова вода? ( «кристальные воды», т. е. чистые, незамутненные: то, что происходит внизу не способно замутить воду пруда)
-
Кого увидел Будда? Почему обратил внимание именно на него?
-
Какова символика паука? (олицетворение темной, бесовской силы, дьявольской половины в природе человека - и одновременно символ творца, демиурга, чье творение (паутина) связывает мироздание. По мифам американских индейцев, сеть человека – паука объединяет небо и землю. В индийской мистике встречается представление о богах – пауках, связавших паутиной зародыш вселенной с незримой творческой силой.)
-
«И пощадил паучка.» Почему это предложение выделено в абзац? (самый важный шаг в жизни Кандата, решающий, поворотный момент в истории)
-
Что решил Будда?
-
Что означает уточнение «если возможно»?( оказывается, не все зависит от Будды! От кого тогда еще???)
-
Как Будда решил спасти Кандата?(при помощи паутины)
-
Но она «тончайшая»! ……
-
Прокомментируйте: «Паутинка стала спускаться прямо вниз, пока не достигла отдаленнейших глубин преисподней» ( она самостоятельна в своих действиях)
-
Каким мы видим дно (преисподнюю)?
((схема №2)
-
Где находится Кандат в это время?
-
Как он увидел паутину в кромешной тьме? О чем это говорит?(она поблескивала тонким лучиком, «чтобы увидеть, он вглядывался»; значит, паутинка – это шанс, который появляется даже в « кромешной тьме», его только надо увидеть)
-
Чего испугался «великий разбойник»? («как бы ее не приметили другие грешники»)
-
Прокоментируйте: «Тогда уж, верное дело, ускользнешь из преисподней. А если повезет, то, чего доброго, и в рай попадешь. И не погонят тебя больше на вершину Игольной горы, не бросят снова в Озеро крови». Кот автор этих строк? (сам Кандат, это его внутренний монолог) Так какова цель Кандата?
-
Близка ли дорога от преисподней до райской обители? Почему именно «десятки тысяч раз»?( схема №3)
-
Почему дорога даже для «такого силача» стала непосильной? (для такой дороги нужна внутренняя сила, а не физическая)
-
Где останавливается Кандат? (на полпути)
-
Проком.: «Если он и дальше будет так проворно карабкаться, что ж, пожалуй, ему и в самом деле удастся дать тягу из преисподней». Кто это говорит? (говорит их автор – рассказчик, но меняется стиль: он говорит как Кандат)
-
Почему Кандат «будет так проворно карабкаться», а не, н – р, подниматься? (подниматься – возвышаться, Кандат не возвышается, он спасается бегством. Рассказчик видит в нем опытного вора, а не раскаявшегося человека)
-
Почему «пожалуй»? (рассказчик сожалеет о том, что Кандату , возможно, удастся»дать тягу», т. е.удрать, а не спастись.
Он удирает от ответственности, а не спасается!
-
Оцените радость Кандата» «с хохотом крикнул: - Спасен! Спасен!» ( «с хохотом» - стилистически занижено; кричит 2 раза – симв.2 – двойственность, а значит не готов к спасению)
-
Реакция Кандата на увиденных грешников, ползущих по нитке? («вращать глазами» , «по – дурацки широко разинув рот»;паучок – символ души, которая поселяется в человеке через рот и таким же путем покидает ) Что это? (это начало конца, потеря свыше всякой надежды на спасение)
-
Проком.: «…тогда и он сам, - подумать только, он сам!» (нездоровый эгоцентризм, что во всех религиях считается главным грехом)
-
Как реагирует паутинка на такое количество грешников?
-
Почему паутинка разрывается, при том с треском, по чьей вине?(не возможно спастись, оставаясь грешником, не изменившись, не обагатившись)
-
Как он полетел вниз?
-
Будда «видел все, что случилось, с начала и до конца». Почему он не вмешался?
-
Почему Будда «с опечаленным лицом опять возобновил свою прогулку» (он раздосадован, Кандат остался слеп, не увидел в себе то, что увидел творец)
-
Автор дает мораль в готовом виде. Зачем? (люди иногда низ воспринимают за верх: схема №4)
-
«Но лотосы …..остались безучастны» Почему? (они предвидели и такой вариант развития событий)
-
«… чашечки покачивались у самых ног Будды»(уважение, Будда дал возможность, поступил как истинный мудрец)
-
Изменилось ли что-то в райской обители? ( нет, « золотые серцевины лотосов…..»; кольцевание структуры рассказа)
-
Действие происходит до полудня: «В раю время…..»
День – символ полноты сил. Бурной деятельности, ответственности. Днем много света, поэтому день – время раскрытия тайн, лжи, злокозненности.
Прокомментируйте.
-
Согласны ли вы с тем, что главный герой рассказа – паутинка? Почему?