Урок-исследование
"Для чего нам нужны наречия?"
Цели урока:
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: телевизор, электронная презентация, карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем свои тетради и записываем число. А вот часть речи, которой посвящен наш урок, вы определите сами, разгадав загадку( слайд 1)
— Разгадайте загадку «Составь слово», чтобы узнать, о какой части речи сегодня пойдёт разговор.
От слова изречение взять корень;
От слова навыпуск взять приставку;
Окончание слова одеяние
Правильно, наречие. Запись темы урока (слайд 2)
2. Мотивация учебной деятельности и сообщение целей урока. :
Сегодня мы поговорим о том, зачем нам нужны наречия и поучимся быть толерантными по отношению друг к другу и ко всем окружающим. А что такое толерантность?
- Что это за часть речи – наречие? Вспомним сегодня.
Запишите 4 термина, найдите среди них «Четвёртое лишнее». ( слайд 3)
Предлог, наречие, союз, частица.
Почему вы выбрали наречие?
- Какая часть речи называется наречием?
«— Наречие, - сказал один чудак, - это всё, что на речке.»
А как бы вы объяснили ему, что такое наречие? ( Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, действия, другого признака).
— Другой влюблённый чудак отправил послание любимой девушке; оно заканчивалось так: ( Слайд 4)
И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке, вдалекой, вдалеку.
— Что же наделал этот чудак? (Он попытался изменить слова, которые не умеют и не хотят изменяться).
— Значит, морфологическая особенность наречий – это их … (неизменяемость).
3. Закрепление знаний учащихся
Сегодня мы поработаем над употреблением наречий. И постараемся ответить на вопрос: «Зачем нам нужны наречия?»
1) Представьте, что вы знаменитые знатоки и сходу решаете любой проблемный вопрос: даете правильный ответ, правильное объяснение.
- Послушайте текст Н.В. Жутиковой "Урок мира и доброты". И выпишите наречия, которые исказила бабушка и замените их правильными формами ( карточки)
- Во дворе плачет девочка. Слишком отверженной выглядела она, чтобы пройти мимо. При разговоре девочка понемногу начала оживать. Вдруг подходит с палочкой, прозрачная от ветхости старушка. И слабеньким таким голосом говорит:
- Да ты пошто, дева, отделилась-то ото всех?
И было столько глубокой благожелательности в тоне и во всем облике бабушки, когда она сказала:
- Видно, чижало жить тебе, так ты поплачься. Поплачься вот нам с тетей, что девочка, задрожав подбородком, прошептала:
- Дразнятся: "косая", "уродина".
- Вот оно как! Так это они еще глупые! А ты вот послушай-ка: Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех она по-разному оказывает себя. Эвон у той кудри какие - в кудрях краса. А вот у этой - смех какой, слышь, как заливается, красота, значит в смехе. А вон та, черненькая, - в лице у нее краса. А у тебя самая главная краса в душе, в сердечке, вот тут!
И старушка, как добрая колдунья, положила свою невесомую сморщенную руку девочке на сердце.
- Попомни, что скажу, всю жизнь помни. Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красоту, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех, как на картинки глядишь, без зла, без обиды! И будет красы у тебя в сердце, в душеньке больше: Ступай!
И повела она девочку к группе. А как вы поняли слова старухи?
(Пошто, чижало, боле)
2) Запишите данное предложение из текста, найдите наречия, образуйте от них однокоренные. (слайд 5)
Гляди на всех, как на картинки глядишь, без обиды, без злобы.
Без обиды - безобидно
Без злобы - беззлобно
3)Один прочитает прилагательное, второй- образует наречие (3-5шт.). Вместе составляют предложение. Тема : «Толерантность»
Объясняют различие имени прилагательного и наречия.
Имя прилагательное: Наречие:
1. Обозначает признак предмета. Обозначает признак действия.
2. Относится к имени существительному. Относится к глаголу.
3. Отвечает на вопросы; какой? какая? Отвечает на вопросы: как? каким образом?
4. В предложении является определением. В предложении является обстоятельством.
А теперь опустите из своих предложений наречия. Что вы заметили?
4)Развитие речи. Работа с фразеологизмами (карточки).
Задание: Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо.
5)Пожелания гостям с использованием наречий
Подберите наречия к пожеланиям гостям нашего урока.
Мы Вам желаем ……. .
1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)
4. Рефлексия. «Все в твоих руках». Обведите кисть своей руки
и подпишите (слайд 6)
Большой палец – Важным и интересным было….
Указательный палец – Мне было трудно…
Средний палец – Друзья подсказали мне ответ на следующий вопрос….
Безымянный палец - Себе я бы поставил оценку…
Мизинец – Я хочу узнать еще о
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание (слайд 7)
- Выполнить упр. ( средний уровень)
- Замените фразеологизмы наречием:
2) работать спустя рукава |
3) на живую нитку |
4) при царе горохе |
5) на ночь глядя |
Составьте с наречиями предложения (достаточный уровень)
- Составьте кроссворд с наречиями (высокий уровень)