Урок "Жанры публицистики: устное выступление, дискуссия, статья, эссе, реклама. Урок-практическое занятие «Реклама – двигатель прогресса?»

Про матеріал
Материал урока позволит провести его интересно, предполагается творческая работа в группах и командах.
Перегляд файлу

 

 

 

Жанры публицистики: устное выступление, дискуссия, статья, эссе, реклама.

Урок-практическое занятие «Реклама – двигатель прогресса?»

Цели: - дать общее представление о перечисленных жанрах, их особенностях;

- провести наблюдение над рекламными слоганами, выявить лексические, морфологические, синтаксические, стилистические особенности;

- создать собственные слоганы, провести мини-дискуссию с целью выбора лучшего;

- проанализировать публичное выступление (заранее подготовленного ученика или взять видеофрагмент);

- подготовить к созданию собственного публичного выступления.

 Ход урока

  1. Приветствие и организация класса. 

Учитель: Добрый день. Я думаю, сегодня каждый из вас сможет проявить свои творческие способности и креативность. Тема урока написана на доске. Как вы думаете, каковы цели нашего урока? Чем и для чего мы будем заниматься?

Ученики называют различные варианты, учитель их комментирует и обобщает.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Можно ли сегодня обойтись без публицистического стиля? Почему?

Ученик: Я думаю, что современное общество не может существовать без спортивной и культурной жизни, без отношений внутри социума, без политики и торговли. Все эти сферы и обслуживает публицистический стиль. Ответ очевиден: сегодня публицистический стиль очень востребован, особенно в свете последних политических событий.

Учитель: Согласна. А теперь проведем небольшую теоретическую разминку: каждый ряд получает лист, на котором написаны определения публицистических жанров. Каждая парта вписывает только один жанр и передает дальше.

жанр

определение

 

обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.

 

 

жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

 

речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью.

 

прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

 

претензия на низкое качество товара с требованием возмещения убытков

Учитель: Что вызвало затруднение?

Ученик: Сложно назвать жанр, который представляет собой претензию на низкое качество товара.

Учитель: Это рекламация. Как вы думаете, можно ли отнести рекламацию к публицистическому стилю?

Ученик: Если это претензия, то есть жалоба, то она должна писаться по каким-то критериям, нормам. Следовательно, материал должен излагаться объективно, быть подкреплен какими-то документами: квитанцией из магазина, гарантийным талоном. Значит, это уже документ, то есть рекламация – жанр официально-делового стиля.

Учитель: Убедительно. А какой жанр отсутствовал в таблице? Какое определение этому жанру вы бы дали?

Ученик: Эссе. Мы уже писали эссе, поэтому я бы сказал так: это прозаический жанр, который предполагает свободное изложение собственных мыслей на заданную тему.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Домы вы должны были выписать 8-10 рекламных лозунгов известных фирм и компаний. Прошу прочитать 2-3 слогана, которые вам понравились больше, и объяснить свой выбор,

Ученики читают   и комментируют свой выбор.

  1. Работа в классе. Анализ рекламных слоганов. Работа в группах.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужна реклама?

Ученик: Реклама рассказывает о преимуществах того или иного товара или услуги.

Ученик: Реклама призывает купить какой-то товар или услугу.

Ученик: Политическая реклама формирует общественное мнение, взгляды избирателей.

Учитель: Отлично. Сегодня мы будем анализировать те слоганы, которые вы подготовили, с точки зрения языковых особенностей. Наша задача – понять, какие языковые средства используются для усиления воздействия на аудиторию, для манипулирования мнением потенциального потребителя услуг. Отмечу, что манипулирование – это прежде всего воздействие. Вы часто воспринимаете его как нечто отрицательное. Но реклама здоровой пищи и полезных продуктов – это пример манипулирования с положительным результатом: аудитория постепенно понимает вред, который наносят вредные привычки и нездоровое питание, и делает выбор.

Итак, прошу объединиться в группы по 4-5 человек. Каждая группа в течение 2-3 минут изучает записанные дома слоганы, потом знакомит всех с полученными результатами.

1 группа – «Лексические особенности рекламных лозунгов»

2 группа – «Морфология слоганов»

3 группа – «Особенности стилистики»

4 группа – «Синтаксис слоганов».

Потом каждая группа знакомит класс со своими результатами, каждый ученик в тетради во время выступления представителей групп заполняет таблицу (развиваем информационную компетентность):

 Особенности рекламных слоганов

лексические

 

морфологические

 

синтаксические

 

стилистические

 

 

Учитель  при необходимости дополняет.

  1. Составление слоганов. Командная работа.

Учитель: Теперь вы немного знакомы с правилами «рекламной кухни». Предлагаю объединиться в три команды для дальнейшей работы. Ваша задача – составить как можно больше слоганов на заданную тему. Сначала вы проводите «мозговой штурм»: записываете все версии, какие возникают. Потом внутри группы в ходе мини-дискуссии выбираете 3 наиболее удачные. В процессе обсуждения помним правила ведения спора или обсуждения. Затем представитель каждой команды знакомит с результатами работы: объясняет, почему выбрали эти лозунги, приводит пример хотя бы одного, от которого отказались, и называет причину отказа.

Задания: - составить рекламный лозунг школы;

- прорекламировать роман Ф.М.Достоевского «Что делать?»

- составить рекламу романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

Ученик 1 группы: Мы составляли рекламные лозунги для нашей школы. Выбрали два:

«Гимназия №50 – колыбель творчества» и «В гимназии 50 учись, успехами ее гордись». Это слоганы имеют оптимистическую направленность, содержат призыв к действию, способствуют формированию позитивного имиджа школы. Отказались от лозунга «Получил две двойки – третья в подарок», потому что присутствует негативный эмоциональный фон, наносится ущерб имиджу школы.

Ученик 2 группы:  Мы составили 7 лозунгов, наиболее интересными показались следующие: «Михалыч плохого не посоветует», «Достоевского читай – проблемы все свои решай», «Не зевай – Достоевского читай». Эти варианты, как нам кажется, призывают к чтению произведений русского классика. Отказались от варианта «Купи «Преступление и наказание». Топор в подарок», потому что есть агрессия, некоторые могут увидеть даже скрытый призыв к насилию.

Ученик группы 3: У нас получилось 8 вариантов, наиболее удачными считаем следующие: «„Война и мир“. Умри, но прочитай!», «„Война и мир“: столкновение двух титанов», «Война убивает тех, кто порождает мир».  Отказались от лозунга «Первый бал Наташи Ростовой: ты в танцах!». Он не соответствует духу произведения, хотя может понравиться подросткам своим позитивным настроем.

Учитель: Первый этап работы над слоганами прошел успешно. Далее серьёзные рекламные агентства апробируют продукцию на фокус-группах: приглашают людей определенного возраста, рода занятий и т.д., которым демонстрируют ролик или другую продукцию, потом выслушивают мнения, при необходимости вносят коррективы. Потом передают заказчику.

Мы поступим иначе. Ваши варианты размести возле кабинета, каждый гимназист или ученик сможет выбрать тот, который ему понравится, и поставить + или другой знак. Открытое голосование. Потом объявляем победителя.

  1. Анализ публичного выступления.

Учитель: Переходим к следующему этапу. В этом году в очередной раз проходил конкурс ораторского мастерства «Заговори, чтоб я тебя увидел». Резникова Диана представляла нашу школу на районном этапе и заняла первое место. Публичная речь требует предварительной подготовки, строится в соответствии с целями и задачами, которые ставит перед собой оратор.

Вам необходимо не просто прослушать выступление Дианы, но и отметить, какие приемы помогают ей увлечь вас, удержать ваше внимание, доказать свою мысль, какие признаки публицистического стиля вы обнаружили.

(Можно поставить фрагмент публичного выступления политика или общественного деятеля, задания тоже могут отличаться).

Ученик выступает с публичной речью.

Ученики отмечают, что было обращение к аудитории, интересные примеры как из истории, так и из личного общества, все слова были понятны и знакомы, основная мысль доказана, в конце содержится призыв.

  1. Итоги урока.

Учитель: Итак, наш урок подходит к завершению. Но мы так и не ответили на главный вопрос: «Реклама – двигатель прогресса?» Кто готов высказать свою точку зрения?

Несколько учеников высказывают своё мнение.

Учитель: Мне приятно, что прозвучали разные мнения. Это значит, что вопрос «остался открытым». Что понравилось на уроке? Что было полезным?

Ученики делятся впечатлениями.

  1. Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю два варианта домашнего задания:

- написать эссе на 100-150 слов на тему «Реклама – двигатель прогресса?»,

- подготовить публичное выступление на эту же тему.

На одном из следующих уроков у нас запланирована дискуссия, ваши эссе и выступления и станут ее элементами.

Благодарю за плодотворную работу.

Середня оцінка розробки
Структурованість
3.0
Оригінальність викладу
4.0
Відповідність темі
4.0
Загальна:
3.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Максимова Наталья Геннадіївна
    Загальна:
    3.7
    Структурованість
    3.0
    Оригінальність викладу
    4.0
    Відповідність темі
    4.0
doc
Додано
2 травня 2019
Переглядів
924
Оцінка розробки
3.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку