7-Б 11.12.2018
Урок № 24. Действительные и страдательные причастия
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют грамматические признаки причастия, выделяют причастия в речи, распознают действительные и страдательные причастия, правильно строят предложения с причастным оборотом.
Цель: 1) повторить и обобщить основные сведения о причастии; знать отличия действительных и страдательных причастий; отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий; 2) развивать навык определения вида причастия по суффиксам; 3) воспитывать культуру речи, чувство бережного отношения к русскому языку.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение, беседа, слово учителя, наглядный, элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, фронтальный опрос, рефлексия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.
Тип урока: обобщающий.
ХОД УРОКА
Слово учителя (1 слайд)
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы отправляемся в путешествие на одну из прекраснейших планет Морфологической Галактики. Однако приземлиться смогут только те, кто знает об этой планете абсолютно всё.
Перед вами на доске есть «Лесенка успеха». В конце урока каждый из вас оценит себя по критериям по примеру:
Фронтальный опрос (3,4 слайд)
Давайте вспомним то, что мы уже изучили о причастии.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.
Например – Девочка учит уроки. Она это делает сама.
Ребенку купили игрушку. Конечно, ее купили папа или мама, а не сам ребенок. И уж точно не игрушка купила себя.
Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.
Мороженое лежит и тает (оно это делает само).
Мороженое быстро съедается (мальчиком).
Мы знаем, что одно и то же действие тоже может быть произведено над кем-то и кем-то.
Например: Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Сравним два словосочетания с причастиями:
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.
Разбившаяся – это действительное причастие
Разбитая – это страдательное причастие.
- Мы не можем взлететь, т.к. в компьютерной системе нашего космического корабля обнаружен вирус. Давайте его удалим.
Задание: убрать «лишние» словосочетания, выпишите их и тем самым обезвредьте (один ученик у доски).
Летающая тарелка, горящие звёзды, горячий метеорит, жёлтая планета, желтеющий след, далёкая Галактика, поднявшийся ввысь, туманная даль.
- Наш двигатель работает только с помощью действительных причастий. Я прочитаю вам словосочетания, вы будете поднимать карточки «Д», если услышите действительное причастие, «С» - если страдательные. Если я прочту слово другой части речи, вы делаете хлопок, чтобы не было поломки двигателя.
Д - летящий самолёт
Д – совершающий посадку
С – пилотируемый корабль
- звёздное небо
С – запущенный спутник
- смелый лётчик
Д – светящиеся звёзды
С – освещённая луна
- светлый путь
С – открытый космос
- космическое пространство
Д – летающая тарелка
С – выполненное задание
- далёкая планета
1. Работа в парах.
Распределительный диктант (7 слайд)
- У нас были поломки двигателя. Их надо устранить. Вы должны распределить действительные и страдательные причастия в две группы (один ученик у доски).
Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе? Кто не завидовал свободе их странствия в эфире, когда подгоняемые ветрами и озарённые солнцем, они плавно движутся, как вереницы тёмных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись на лёгкие отряды, быстро скользят вперёд, то стройные и проворные, как перелётные птицы, то прозрачные, как крупные алмазы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно белые, как хлопья снега, уносившиеся на крыльях ветра.
На доске:
Д С
плывущими подгоняемые
выпавшие озарённые
уносившиеся позолоченными
2. Образование действительных и страдательных причастий. Самостоятельная работа. (8, 9 слайд)
- Всё готово к старту. Будем взлетать. Образуем причастия.
І вариант |
ІІ вариант |
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени |
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени |
лететь исследовать |
запустить выполнять |
3. Причастный оборот. Работа с текстом. (10 слайд)
- Итак, мы в открытом космосе, внизу Земля. Вот какой увидел Землю первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Задание. Найти предложение с причастным оборотом. Текст на слайде.
Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему. «Земля» поинтересовалась, что я вижу внизу. И я рассказал, что наша планета выглядит примерно так же, как при полёте на реактивном самолёте на больших высотах. Отчётливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие лесные массивы, пятна островов, береговая кромка морей. Корабль «Восток», облетевший земной шар, благополучно опустился в заданном районе.
Игра «Угадай причастие»
- Мы, наконец, прибыли на планету Причастие. Кто угадает, какое же там сейчас время года?
Вы представляете, о чудо, там тоже зима! И такая же прекрасная, как и на Земле! Посмотрите сами!
(Слайды 4 на тему «Зима»)
Хлопнуть в ладоши, когда услышите причастие:
Заколдованный лес, великолепный день, спящий лес, тающие сосульки, рыхлые сугробы, снежные поля, заснеженные поля, укрытая земля, замёрзшая река, ледяные узоры, выпавший снег, появившиеся сугробы, летящие снежинки, кружевные узоры, блестящий лёд, заметённая дорога, белый снег, пришедшая зима, обжигающий ветер, сильный ветер, остывающий воздух, ненастная погода.
Коллективная работа
Задание: сосчитать сколько употреблено причастий в песне капитана Краба (включить видео).
Работа в группе
Задание выполняется по вариантам: первая группа выписывает предложения с действительными причастиями, вторая - со страдательными.
1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.
2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.
3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.
4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.
6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.
7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.
8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.
9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.
10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.
Творческая работа (устно) (17 слайд)
Только что я получила сигнал из космоса с просьбой о помощи, не все слова были понятны, но некоторые я запомнила.
Творческая работа по группам с иллюстрациями ( 18 слайд).
Описать картины, используя предложения или словосочетания с действительными и страдательными причастиями.
|
|
- Какое причастие называется действительным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который сам производит действие)
- Какое причастие называется страдательным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие).
- Что понравилось сегодня на уроке?
- Какие трудности вы испытали?
- Что удалось лучше всего?
На плакат «Лесенка успеха» прикрепить звездочки с вашими ответами то, что вы знаете и умеете. Зачитать их вслух.
Написать обращение-поздравление Деду Морозу с Новым годом, используя причастия, обозначить суффиксы.