Тема. Буква Ё. Звук [o].
Цель: ознакомить учащихся с буквой ё, которой нет в украинском алфавите, со звуком [o], который обозначается буквой ё после мягких согласных звуков; развивать навыки звукового анализа слов, каллиграфического письма, а также грамотного произношения, связного чтения слогов, слов и предложений с буквой ё, активизировать словарный запас учащихся; формировать умение строить диалогическую речь и связное высказывание; развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся; прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных заведений с украинским языком обучения/ И.Н.Лапшина, Н.Н.Зорька. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с., карточка с изображением буквы Ёё, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, карточки для дидактической игры «Придумай словечко», презентация «Ёлочка» (гимнастика для глаз).
Тип урока: урок привития и закрепления речевых умений и навыков с введением нового материала.
Ход урока
І. Организация класса
1. Проверка готовности к уроку. Установка на работу.
Начинаем наш урок,
Время не теряем.
К новым знаниям шагаем,
Трудности преодолеваем!
2. Упражнение «Ожидание».
- Подумайте и скажите, каким должен быть наш урок?
(интересным, эффективным, обучающим, загадочным, познавательным).
- А вы на уроке какими должны быть?
(дисциплинированными, внимательными, собранными, активными, умелыми, настойчивыми).
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания
Беседа по содержанию текста. Совершенствование умений связной русской речи.
- Кто главная героиня текста?
- Зачитайте предложения, в которых говорится о взаимоотношениях галки и детей.
- Какая история приключилась однажды?
- Сколько и какие предметы утащила галка?
- Кто автор этого рассказа?
- Какую черту характера птиц семейства вороновых подметил и описал Б. Житков?
2. Проверка выписанных слов.
- Какие слова с буквосочетаниями же, ше, це вы записали в тетради? ( Женя, с Мишей, целый, Мише ).
- Почему в слове колечко буква е обозначает мягкость звука [л’], а в записанных вами словах – нет? ( Звук [ц], в русском языке всегда твёрдый, как звуки [ж], [ш] ).
- Как произносятся буквосочетания же, ше, це?( Буквосочетания же, ше, це произносятся твёрдо, хотя и пишутся с буквой е ).
- Какие слова написаны с прописной (заглавной) буквы? ( Женя, с Мишей, Мише ).
- Почему? ( Это имена детей ).
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
( Выставляется карточка с буквой Ёё ). Научимся читать с ней слоги, слова и предложения.
Буква Е передохнула,
Как тот час же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква…Ё.
ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала
Ознакомление с буквой, которой нет в украинской графике.
- На какую букву похожа буква ё?
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
- Пропишите строку буквы Ёё.
2. Чтение рифмовки.
Ре, ре, ре, ре – мы играем во…( дворе).
Тё, тё, тё, тё – прекрати своё…(нытьё).
Не, не, не, не – висит картина на … (стене).
Льё, льё, льё, льё – гладим утюгом… (бельё).
Чо, чо, чо, чо – у меня болит …(плечо).
3.Составление звуковых моделей слов.
- Составьте звуковую модель слова лён ( один ученик работает у доски ).
- Назовите первый звук ([л’] ). Какой буквой он обозначается? Назовите второй звук ( [о] ). Какой буквой он обозначается? Значит надо писать букву о?
- Пишется буква ё, которая обозначает мягкость согласного звука [л’].
- Назовите третий звук ([н] ). Какой буквой он обозначается?
- Сколько звуков в этом слове? А букв?
- Какую же работу выполняет буква ё?
- Какой звук обозначает буква ё?
( Аналогично проводится работа над словом зёрна )
- Когда же буква ё обозначает мягкость согласных? ( Если стоит не в начале слова ).
4.Чтение слогов в кружочках ( с. 74, учебник ).
5. Гимнастика для глаз «Ёлочка» (презентация).
6. Дидактическая игра «Придумай словечко». Письмо слов с новой буквой в тетрадях и на доске.
- Придумайте, используя данные буквосочетания, слова, в которых есть буква ё. Запишите их в тетрадь.
Лё - … (лёд), тё - … (тётя), дё - … (дёргать), щё - … (щётка), мё - … (мёд), вё - … (вёдра), пё - … (пёс), сё - … (сёла).
- А теперь прочитайте записанные слова.
- Какую работу выполняет буква ё?
- Какой звук обозначает буква ё?
- Какие слова соответствуют данной схеме?
7.Сопоставление слов в русском и украинском языках (таблица с.60, учебник).
- Какой звук обозначает буква ё?
- Какое буквосочетание в украинском языке звучит также? (ьо)
8. Чтение слов, различающихся одной буквой (с.60 учебника).
9. Физкультминутка «Ёлочка»
У маленьких детишек
Ёлочка большая,
Огоньками и шариками
Ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди.
Деткам, ёлочка, посвети, посвети.
Не коли нас, ёлочка, веточкой лохматой,
Убери иголочки дальше от ребяток.
V. Закрепление и осмысление учебного материала
1. Чтение стихотворения О. Дриза (с. 74, учебник )
- Прочитайте стихотворение. О чём оно?
- Придумайте название этому стихотворению.
- Чему радуется ребёнок?
- Как он назвал день, когда ему в первый раз поручили выполнить работу?
( Счастливый день ).
- Почему этот день счастливый? ( Ребёнок рад помочь маме, почувствовать ответственность за порученное ему дело ).
- Почему после слова радуйся стоит запятая? ( Перед обращением ).
- К каким животным обращается ребёнок?
2. Выполнение упражнения «Мама - детёныш» ( с. 75, учебник ).
- Соедини и запиши слова парами: мать – детёныш. Прочитай ещё раз стихотворение на с.74. Найди слово, которым можно дополнить одну из колонок. Подбери пару к найденному слову.
3. Игра «Доскажи словечко».
Кто кем становится
Жил – был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал … (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким … (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок –
Маленьким … (котёнком).
- Назовите ещё раз слова – названия детёнышей (конём, телёнком, ягнёнком, котёнком ).
- Какой звук обозначает буква ё? ( Буква ё обозначает звук [о] и стоит после букв, обозначающих мягкие согласные звуки).
4. Чтение диалога ( с. 75, учебник ).
- Прочитайте диалог. Кто в нём участвует?
- Закончите эту беседу.
VІ. Домашнее задание
Выполнить упражнение со значком «домик» ( с. 75, учебник ).
VІІ. Итог урока
- С какой буквой вы познакомились на уроке?
- Какую работу выполняет буква ё?
- Какой звук она обозначает?
- На какую букву она похожа?