Урок "Буква Ё. Звук [o]."

Про матеріал
Урок з російської мови для 2 класу з українською мовою навчання з метою ознайомлення учнів з буквою е, якої немає в українському алфавіті, зі звуком [o], який позначається буквою е після м'яких приголосних звуків. Тип уроку: урок прищеплення і закріплення мовленнєвих умінь і навичок з введенням нового матеріалу.
Перегляд файлу

Тема. Буква Ё. Звук [o].

Цель: ознакомить учащихся с буквой ё, которой нет в украинском алфавите, со звуком [o], который обозначается буквой ё после мягких согласных звуков; развивать навыки звукового анализа слов,  каллиграфического письма, а также грамотного произношения, связного чтения слогов, слов и предложений с буквой ё, активизировать словарный запас учащихся; формировать умение строить диалогическую речь и связное высказывание; развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся; прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Русский язык: учебник  для 2 класса общеобразовательных заведений с украинским языком обучения/ И.Н.Лапшина, Н.Н.Зорька. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с., карточка с изображением буквы Ёё, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, карточки для дидактической игры «Придумай словечко», презентация «Ёлочка» (гимнастика для глаз).

Тип урока: урок привития и закрепления речевых умений и навыков с введением нового материала.

 

Ход урока

І. Организация класса

 1. Проверка   готовности   к  уроку.   Установка   на   работу.                                                     

Начинаем  наш урок,

Время   не   теряем.

К новым знаниям шагаем,

Трудности   преодолеваем!

2. Упражнение   «Ожидание».

- Подумайте   и   скажите,   каким   должен   быть   наш   урок?

 (интересным,  эффективным,   обучающим,   загадочным,   познавательным).

- А   вы   на   уроке   какими   должны   быть?

 (дисциплинированными,   внимательными,   собранными,   активными,      умелыми,   настойчивыми). 

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания 

  1. Проверка выполнения упражнения по учебнику.

Беседа по содержанию текста. Совершенствование умений связной русской речи.

- Кто главная героиня текста?

- Зачитайте предложения, в которых говорится о взаимоотношениях галки и детей.

- Какая история приключилась однажды?

- Сколько и какие предметы утащила галка?

- Кто автор этого рассказа?

- Какую черту характера птиц семейства вороновых подметил и описал Б. Житков?

   2. Проверка выписанных слов.

- Какие слова с буквосочетаниями же, ше, це вы записали в тетради? ( Женя, с Мишей, целый, Мише ).

- Почему в слове колечко буква е обозначает мягкость звука [л’], а в записанных вами словах – нет? ( Звук [ц], в русском языке всегда твёрдый, как звуки [ж], [ш] ).

- Как произносятся буквосочетания же, ше, це?( Буквосочетания же, ше, це произносятся твёрдо, хотя и пишутся с буквой е ).

- Какие слова написаны с прописной (заглавной) буквы? ( Женя, с Мишей, Мише ).

- Почему? ( Это имена детей ).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой русского алфавита.

( Выставляется карточка с буквой Ёё ). Научимся читать с ней слоги, слова и предложения.

Буква Е передохнула,

Как тот час же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква…Ё.

ІV. Первичное восприятие и осознание нового материала

 Ознакомление с буквой, которой нет в украинской графике.

  1. Рассматривание внешнего вида  буквы, запись в тетрадь. (Каллиграфическая минутка)

- На какую букву похожа буква ё?

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

- Пропишите строку буквы Ёё.

2. Чтение рифмовки.

Ре, ре, ре, ре – мы играем во…( дворе).

Тё, тё, тё, тё – прекрати своё…(нытьё).

Не, не, не, не – висит картина на … (стене).

Льё, льё, льё, льё – гладим утюгом… (бельё).

Чо, чо, чо, чо – у меня болит …(плечо).

 3.Составление звуковых моделей слов.

- Составьте звуковую модель слова лён ( один ученик работает у доски ).

- Назовите первый звук ([л’] ). Какой буквой он обозначается? Назовите второй звук ( [о] ). Какой буквой он обозначается? Значит надо писать букву о?

- Пишется буква ё, которая обозначает мягкость согласного звука [л’].

- Назовите третий звук ([н] ). Какой буквой он обозначается?

- Сколько звуков в этом слове? А букв?

- Какую же работу выполняет буква ё?

- Какой звук обозначает буква ё?

( Аналогично проводится работа над словом зёрна )

 - Когда же буква ё обозначает мягкость согласных? ( Если стоит не в начале слова ).

 4.Чтение слогов в кружочках ( с. 74, учебник ).

5. Гимнастика для глаз «Ёлочка» (презентация).

6. Дидактическая игра «Придумай словечко». Письмо слов с новой буквой в тетрадях и на доске.

- Придумайте, используя данные буквосочетания, слова, в которых есть буква ё. Запишите их в тетрадь.

Лё - … (лёд), тё - … (тётя), дё - … (дёргать), щё - … (щётка), мё - … (мёд), вё - … (вёдра), пё - … (пёс), сё - … (сёла).

- А теперь прочитайте записанные слова.

- Какую работу выполняет буква ё?

- Какой звук обозначает буква ё?

- Какие слова соответствуют данной схеме?

 

 

 7.Сопоставление слов в русском и украинском языках (таблица с.60, учебник).

- Какой звук обозначает буква ё?

- Какое буквосочетание в украинском языке звучит также? (ьо)

8. Чтение слов, различающихся одной буквой (с.60 учебника).

9. Физкультминутка «Ёлочка»

У маленьких детишек

Ёлочка большая,

Огоньками и шариками

Ёлочка сверкает.

Ай да ёлочка, погляди, погляди.

Деткам, ёлочка, посвети, посвети.

Не коли нас, ёлочка, веточкой лохматой,

Убери иголочки дальше от ребяток.

V. Закрепление и осмысление учебного материала

1. Чтение стихотворения О. Дриза (с. 74, учебник )

- Прочитайте стихотворение. О чём оно?

- Придумайте название этому стихотворению.

- Чему радуется ребёнок?

- Как он назвал день, когда ему в первый раз поручили выполнить работу?

 ( Счастливый день ).

- Почему этот день счастливый? ( Ребёнок рад помочь маме, почувствовать ответственность за порученное ему дело ).

- Почему после слова радуйся стоит запятая? ( Перед обращением ).

- К каким животным обращается ребёнок?

2. Выполнение упражнения «Мама - детёныш» ( с. 75, учебник ).

- Соедини и запиши слова парами: мать – детёныш. Прочитай ещё раз стихотворение на с.74. Найди слово, которым можно дополнить одну из колонок. Подбери пару к найденному слову.

3. Игра «Доскажи словечко».

Кто кем становится

Жил – был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая… (собака).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал … (конём).

Бык, могучий великан,

В детстве был … (телёнком).

Толстый увалень баран –

Тоненьким … (ягнёнком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … (котёнком).

- Назовите ещё раз слова – названия детёнышей (конём, телёнком, ягнёнком, котёнком ).

- Какой звук обозначает буква ё? ( Буква ё обозначает звук [о]  и стоит после букв, обозначающих мягкие согласные звуки).

4. Чтение диалога ( с. 75, учебник ).

- Прочитайте диалог. Кто в нём участвует?

- Закончите эту беседу.

VІ. Домашнее задание

Выполнить упражнение со значком «домик» ( с. 75, учебник ).

VІІ. Итог урока

- С какой буквой вы познакомились на уроке?

- Какую работу выполняет буква ё?

- Какой звук она обозначает?

- На какую букву она похожа?

 

docx
Додано
4 травня 2019
Переглядів
2876
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку