Цель: - формировать представление о звонких согласных звуках;
- ввести алгоритм проверки и написания слов с звонкими согласными звуками в конце слова;
- научить использовать приобретенные знания и умения при выполнении упражнений;
- воспитывать сплоченность учеников, взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности;
- развитие познавательного интереса к предмету.
Тема. Звонкие согласные в конце слов.
Цель: - формировать представление о звонких согласных звуках;
- ввести алгоритм проверки и написания слов с звонкими согласными звуками в конце слова;
- научить использовать приобретенные знания и умения при выполнении упражнений;
- воспитывать сплоченность учеников, взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности;
- развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: иллюстративный материал, презентация, физминутка (электронная), учебник.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Проверка готовности к уроку.
- Садитесь, дети, сложите руки на парты. На партах не должно быть ничего лишнего. У вас должны лежать: тетрадь, учебник, ручка карандаш, дневник. Все лишнее уберите в портфель.
2. Проверка д.з.
- Вашим домашним заданием было выучить русский алфавит на изусть. Сейчас мы проверим как вы его выполнили.
(Несколько учеников рассказывают алфавит, потом рассказывает хором весь класс)
ΙІ. Актуализация знаний.
1.Калиграфическая минутка.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
А) Минутка чистописания
– Сегодня на уроке на минутке чистописания мы будем писать букву « С», соединение букв с этой буквой, слова с этой буквой и предложение.
с са сд сб со см сл ся
снег след сугроб лес
Завалила зима сугробами леса.
Б) Фонетическая минутка.
- Какие звуки можно обозначать этой буквой?
- Дайте характеристику звуку (с).
- В каких соединениях первой строчки звук (с) твёрдый?
- А в каких соединениях звук (с) мягкий?
- Вспомните, какие гласные обозначают мягкость согласных?
В) Орфографическая минутка.
- Прочтём слова на второй строчке и определим, на какое правило все эти слова?
- Как узнать, почему эти слова так пишутся?
(Подбираем проверочные слова)
- Прочтём третью строчку. Что мы прочли?
- Сколько слов в этом предложении?
- Какой знак препинания в конце предложения?
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
2. Словарный диктант (с комментированием).
Адрес, город, карандаш, завод, мороз, огород, медведь, тетрадь, морковь, народ.
Проверка.
IІI. Мотивация учебной деятельности.
1. Коллективная работа над загадками.
- Отгадайте загадки:
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран – живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит мне …(жираф).
3.Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Бродит злой, голодный?
Под больщущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).
Две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
2 задание. Угадайте этого сказочного героя.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…(Айболит).
2. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем как в русском языке произносятся звонкие согласные в конце слов.
ΙV. Изучение нового материала.
1. Работа со стихотвореним.
- Послушайте стихотворение.
Старику опорой будь,
Малышей не дай в обиду,
Уступай больному … .
И скамейку инвалиду.
- Какое слово пропущено?
- Почему рифмуются слова будь и путь?
2. Коллективная работа над правилом(с.87)
– Прочитайте правило.
В русском языке звонкие согласные в конце слов произносятся глухо.
3. Физминутка (электронная).
4. Коллективная работа над упражнением 3.(с.87)
- Прочитай слова на русском языке и на украинском, соблюдая правила произношения.
Мороз – мороз
потяг – поезд
голуб – голубь
кров – кровь
крок – шаг
прапор – флаг
хліб – хлеб
крига – лёд
вуж – уж
дзьоб - клюв
V. Закрепление нового материала.
1. Самостоятельная работа (упр.5, с.87)
- Спиши, дописывая слова, которые рифмуются с данными. Можешь выбрать нужные из подсказки.
2. Работа по учебнику.
- Прочитай и реши весёлые задачки. Соблюдай правила русского произношения.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько ног у двух котов?
Сколько ребят за столом сидят
И в десять глаз на нас глядят?
Сколько хвостов
У двух ослов?
У пяти журавлей – шей?
У двух коров – рогов?
У двух котов – усов?
VІ. Итог урока.
1. Итоговая беседа.
- Какая была тема урока?
- Что было главное в нашем уроке?
- Чему вы научились на уроке?
2. Оценивание.
3. Домашнее задание.
- Вашим домашним заданием будет выучить правило (с.87) и упр. 7 стр. 88.