Уроки развития речи "Коммуникативная деятельность старшеклассников"

Про матеріал

В данных разработках уроков развития речи смоделированы ситуации умения слышать и слушать, выстраивать монолог по заданной теме, развивать этику общения.

Перегляд файлу

Русский язык  (10 класс)

 

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Тема урока:   Искусство слушать и слышать.

                        Основные правила этики общения.

 

Цель урока:  продолжить знакомство с особенностями этики общения;

                      формировать умения воспринимать чужую речь, анализировать

                      ее, отстаивать свою точку зрения.

 

 

Материал для словарно-семантической работы: уязвимость, терпимость, аргументирование, горячность.

 

Модель урока

 

 

 

            Словарная работа

 

                                               Т

                                                 ТЕССТ «Круглый стол»

     

 

 

         Индивидуальная

         работа                                     Домашнее задание

 

 

 

 

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 

Слово учителя

 Искусство слушать и слышать – это искусство понимать людей,  уметь с ними общаться. О ком говорят, что у человека дар, талант общения? Только ли хорошее владение речью является главным  мерилом такого таланта?

 Чтобы провести дискуссию по этим вопросам, мы обращаемся к тексту, который нам предстоит озаглавить.

 

 

  1.  Работа над содержанием текста.

 

 

Умение ясно выражать свои мысли, слушать собеседника – все это, как мы

знаем,  важные признаки того, что человек обладает культурой речи.

Дар слова…Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять

людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок.

И только от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.

Недаром в народе сложено множество мудрых пословиц и поговорок о роли

слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова – да навек

ссора», «Бритва скребет, а слово режет», «Слово пуще стрелы разит».

Бережно относиться к родной речи -  обязанность не только специалистов,

филологов, лингвистов и литераторов. Это гражданский долг каждого из

нас, ибо в слове отражается национальная история и культура, духовный

талант и сила народа.

                                                                                           Ю. Орховацкий

 

 

 

1. Работа  в парах.

    Ввести в текст диалог на тему:

   «Почему нельзя разговаривать с близким человеком свысока»

 

2.Перекрестная дискуссия между двумя командами.

 

 Вопрос: «Что сегодня проще – поглощать готовую информацию или      отстаивать  свою точку зрения?»

 

3.Составить мини-памятку «Основные правила этики общения».

   Провести взаимопроверку.

 

 

III. Коммуникативно-ситуативный момент.

      Работа с карточками:

  а) вы знакомите друга со своей компанией (речевая ситуация);

 

 б) подготовьте начало разговора по телефону (с учителем, другом,

                родителями);

 

 в) попытайтесь интересно рассказать о рыбалке.

 

 

IV. Домашнее задание

      Подготовить монолог-рассуждение на тему: «Человеческие недостатки и как с ними бороться?»

 

 

 

Русский язык (10 класс)

 

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Тема урока:    Монологическое высказывание с учетом ситуации общения.

                Доклад.

Цель урока:   познакомить учащихся с алгоритмом создания монологического  высказывания; формировать умения творческого подхода к созданию  ситуации общения и адресата речи; познакомить учащихся с

 элементами доклада.

 

Материал для словарно – семантической работы: монолог, доклад, монография, тезисы.

 

Модель урока

                                   

 

                                                                                    «Круглый   стол»    

 

 

         Словарная  работа

 

 

                                                                                        Домашнее

                                                                                         задание  

Индивидуальная

работа     

 

 

I. Словарная работа по теме урока.

 

Оформление словарей-блокнотов, работа над лексикой с  толковым словарем С.И.Ожегова.

 

II. Просмотр видеозаписи «Выступление с докладом на семинаре по ИГП» (Исследуя гуманитарное право)

 

      1. Практическое задание:

          выстроить на доске цепочку последовательности доклада.

 

      2. Обсуждение частей доклада. Соблюдение последовательности подготовки:

            * определить основные мысли, положения, их порядок, наметить план;

            * кратко записать содержание каждой мысли, сформулировать тезисы;

            * подобрать к каждому тезису доказательства (цифры, факты, цитаты);

            * сделать выводы, обобщения.

 

III. Работа над текстом

«Выступление с докладом»

 

  Использование интерактивного приема  «Круглый стол»

        1. Индивидуальная работа.

        2. Обсуждение в группе.

        3. Выбор общего ответа для всей группы.

 

 

IV. Выводы по теме урока.

 

     1.Какие правила следует соблюдать, чтобы тебя слушали и слышали?

 

     2. К какому стилю речи вы бы отнесли доклад?

 

     3. Каковы признаки этого стиля?

 

 

V. Домашнее задание

     Подготовить тезисы доклада на тему: «Существует ли прогресс в языке?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Кирильченко Любов Михайлівна
    Моделі уроків побудовано відповідно до методики предмету. Зміст відповідає темі й "працює" на досягнення поставлених цілей. Такі уроки сприяють формуванню в учнів комунікативних умінь і навичок.
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
8 січня 2019
Переглядів
671
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку