В данных разработках уроков развития речи смоделированы ситуации умения слышать и слушать, выстраивать монолог по заданной теме, развивать этику общения.
Русский язык (10 класс)
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Тема урока: Искусство слушать и слышать.
Основные правила этики общения.
Цель урока: продолжить знакомство с особенностями этики общения;
формировать умения воспринимать чужую речь, анализировать
ее, отстаивать свою точку зрения.
Материал для словарно-семантической работы: уязвимость, терпимость, аргументирование, горячность.
Модель урока
Словарная работа
Т
ТЕССТ «Круглый стол»
Индивидуальная
работа Домашнее задание
Слово учителя
Искусство слушать и слышать – это искусство понимать людей, уметь с ними общаться. О ком говорят, что у человека дар, талант общения? Только ли хорошее владение речью является главным мерилом такого таланта?
Чтобы провести дискуссию по этим вопросам, мы обращаемся к тексту, который нам предстоит озаглавить.
Умение ясно выражать свои мысли, слушать собеседника – все это, как мы
знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи.
Дар слова…Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять
людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок.
И только от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.
Недаром в народе сложено множество мудрых пословиц и поговорок о роли
слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова – да навек
ссора», «Бритва скребет, а слово режет», «Слово пуще стрелы разит».
Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов,
филологов, лингвистов и литераторов. Это гражданский долг каждого из
нас, ибо в слове отражается национальная история и культура, духовный
талант и сила народа.
Ю. Орховацкий
1. Работа в парах.
Ввести в текст диалог на тему:
«Почему нельзя разговаривать с близким человеком свысока»
2.Перекрестная дискуссия между двумя командами.
Вопрос: «Что сегодня проще – поглощать готовую информацию или отстаивать свою точку зрения?»
3.Составить мини-памятку «Основные правила этики общения».
Провести взаимопроверку.
III. Коммуникативно-ситуативный момент.
Работа с карточками:
а) вы знакомите друга со своей компанией (речевая ситуация);
б) подготовьте начало разговора по телефону (с учителем, другом,
родителями);
в) попытайтесь интересно рассказать о рыбалке.
IV. Домашнее задание
Подготовить монолог-рассуждение на тему: «Человеческие недостатки и как с ними бороться?»
Русский язык (10 класс)
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Тема урока: Монологическое высказывание с учетом ситуации общения.
Доклад.
Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом создания монологического высказывания; формировать умения творческого подхода к созданию ситуации общения и адресата речи; познакомить учащихся с
элементами доклада.
Материал для словарно – семантической работы: монолог, доклад, монография, тезисы.
Модель урока
«Круглый стол»
Словарная работа
Домашнее
задание
Индивидуальная
работа
I. Словарная работа по теме урока.
Оформление словарей-блокнотов, работа над лексикой с толковым словарем С.И.Ожегова.
II. Просмотр видеозаписи «Выступление с докладом на семинаре по ИГП» (Исследуя гуманитарное право)
1. Практическое задание:
выстроить на доске цепочку последовательности доклада.
2. Обсуждение частей доклада. Соблюдение последовательности подготовки:
* определить основные мысли, положения, их порядок, наметить план;
* кратко записать содержание каждой мысли, сформулировать тезисы;
* подобрать к каждому тезису доказательства (цифры, факты, цитаты);
* сделать выводы, обобщения.
III. Работа над текстом
«Выступление с докладом»
Использование интерактивного приема «Круглый стол»
1. Индивидуальная работа.
2. Обсуждение в группе.
3. Выбор общего ответа для всей группы.
IV. Выводы по теме урока.
1.Какие правила следует соблюдать, чтобы тебя слушали и слышали?
2. К какому стилю речи вы бы отнесли доклад?
3. Каковы признаки этого стиля?
V. Домашнее задание
Подготовить тезисы доклада на тему: «Существует ли прогресс в языке?»