Відкритий урок. Введення у спортивне орієнтування.
Як користуватися компасом. Якими кольрами позначаються умовні знаки карт.
Сторони горизонту та їх визначення
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять стороны света.
2. Развивающая: способствовать развитию географического мышления и способности применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач, развивать внимательность, наблюдательность.
3. Воспитательная: пробудить познавательный интерес к ориентированию, создать положительную учебную мотивацию.
Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, линейка,
1. Преподаватель: Сегодня мы изучаем тему «Введение в спортивное ориентирование». Что дает нам умение ориентироваться в пространстве ? Ответы учащихся с опором на жизненный опыт
Запись определеня: ориентирование — это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта.
Преподаватель: - Какие знания необходимы для точного ориентирования на местности?
Ответ: - Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
Преподаватель: - Что такое горизонт? Горизонт- часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности. Сформулируем определение линии горизонта, разгадав загадку.
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой. (Линия горизонта)
Преподаватель: Линией горизонта называют линию между небом и землей. Линия горизонта бывает открытая (на полях, лугах) и закрытая (в городах, густых лесах).
- Дети, подошли к окну. Какую мы видим линию горизонта? -(закрытую)
2. Преподаватель: А теперь давайте рассмотрим стороны горизонта – север, юг, запад, восток. Между ними – промежуточные стороны.
( Преподаватель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного кружковца к доске)
Преподаватель: Ребята, определить стороны света мы можем по Солнцу.
Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 - на юге, в 19.00 - на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.
Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.
Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление. (Презентация «Компас)»
3. Правила работы с компасом. (Дети выполняют инструктаж)
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад
Преподаватель даёт практическое задание: «Определить, в какую сторону горизонта обращены окна класса. В каком направлении находится дверь? стол учителя и т.д.».
4. Преподаватель: Вам наверняка уже приходилось сталкиваться с различными картами. Бывают карты физические, политические, карты морские и летные. Каждая карта имеет свое назначение. Спортивная карта предназначена для занятий спортивным ориентированием. Она очень подробна и детальна. И у нее есть еще одна замечательная особенность. На топографической карте лес обозначают зеленым цветом, а открытое пространство - степь, поля, полянки — оставляют белым. Соревнования по спортивному ориентированию обычно проходят в лесу. И если придерживаться обозначений принятых на топографических картах — всю площадь спортивной карты пришлось бы закрасить зеленым цветом. Поэтому на спортивных картах белый цвет — это лес.
А полянки и луга обозначают желтым цветом.
Спортсмену-ориентировщику важно знать, насколько быстро можно бежать по тому или иному участку леса. От этого зависит, какой путь с одного контрольного пункта на другой выберет спортсмен. Поэтому зеленой краской показывают проходимость леса. Белый цвет — это лес, где можно бежать в полную силу. Лес, показанный на карте светло-зеленым цветом, заставит снизить скорость на треть.
А по темно-зеленому лесу, скорее всего, придется передвигаться шагом.
А если лес показан совсем темно-зеленым цветом, то пробраться через него бывает очень трудно.
Как быть, если деревья расположены далеко друг от друга, лес насквозь просматривается, но между деревьями растет подлесок — орешник, акация, а то и колючий шиповник. На этот случай предусмотрена штриховка зеленого цвета — труднопроходимая растительность с хорошей видимостью.
Если деревья посажены стройными рядами, вдоль которых бежать одно удовольствие, а поперек — очень трудно. На этот случай предусмотрено чередование широких зеленых и белых полос — лес проходимый в одном направлении.
Кстати, если край полянки (опушка) или участка леса отличающегося по проходимости хорошо различим на местности используется знак четкого контура.
А если четкую линию провести невозможно — то и знак контура не применяется.
Юным ориентировщикам очень удобно бегать по дорожкам и тропинкам. Дорожки также отличаются друг от друга проходимостью.
Асфальтовое шоссе — комфортно для езды на автомобиле. Темно-коричневая заливка говорит о возможном движении транспорта и призывает быть особенно осторожным.
А вот светло-коричневая заливка, как правило, обозначает пешеходные или велосипедные асфальтированные дорожки.
Улучшенная дорога. Обычно она посыпана гравием или щебнем, вдоль нее проложены кюветы для стока воды. По улучшенной дороге на автомобиле можно проехать и в дождливую погоду. Только вот бежать по гравию или щебню не очень удобно.
Проселок. Обычная лесная дорога. Какое бы то ни было покрытие — отсутствует. В дождь на машине уже не проехать. А в сухую погоду — пожалуйста. Обычно у проселка две колеи — от колес, а посередине дерн или трава.
Тропа. Тут уже автомобилю не проехать. Зато можно на велосипеде или пешком.
Но бывают тропинки, которые еле-еле заметны. Для них существует специальный условный знак — исчезающая тропинка.
Дорожки и тропинки в лесу запутаны в причудливую сеть. Пересекаясь и разветвляясь, дорожки образуют развилки и перекрестки. Иногда, такие развилки заметны очень хорошо. Но бывает и так, что по примыкающей тропинке люди ходят редко, и заметить ее с основной дорожки бывает трудно. Если на карте линии, обозначающие тропы пересекаются штрихами — это развилка четкая. А если промежутками — то это нечеткая развилка, в этом случае примыкающую тропинку можно и не заметить. Особенно на бегу.
5. Теперь важно освоить три главных правила ориентирования:
Преподаватель: Мы, изучая данную тему, выяснили, что такое горизонт, линия горизонта, научились пользоваться компасом, начали знакомиться с элементами спортивной карты и выучили три главных правила ориентирования.
Домашнее задание: изготовить Розу ветров из картона и выучить стороны света.
ЛИТЕРАТУРА