Классный час на тему: «Братья наши меньшие»
Форма проведения: классный час-размышление.
«Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком».
К.Зелинский
Цель: Воспитание любви и доброго отношения к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием "чуткость", "доброта", "ответственность","отзывчивость";
2. воспитание любви к окружающему миру, внушение детям симпатии к братьямменьшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам.
3. воспитание сочувствия, сострадания и сердечности как неотъемлемых качеств человеческой личности.
Основные понятия: чуткость, доброта, ответственность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, сердечность. На доске записаны значения слов (тс ним будем обращаться периодически по ходу работы): чуткость, отзывчивость, сердечность, шуга, судорога, воронка, булыжник, благодарность, нарваться, сострадание.
Чуткий - перен. Отзывчивый, внимательный к окружающим, сочувственный.
Отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
Сердечный - задушевный, искренний; добрый.
Благодарность - чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем.
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Тема нашего классного часа «Братья наши меньшие»
Учитель: Ребята, кого мы называем нашими "братьями меньшими"?
Ответы учащихся (Собак, кошек, птичек, других зверушек...)
Учитель: Почему мы их так называем?
Ответы учащихся (Во-первых, они неотъемлемая часть мира, который нас окружает;
во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное - они очень часто нуждаются в нашей помощи.)
Учитель: Вот обо всех этих аспектах сегодня и поговорим с вами и поразмышляем над тем, как можно воспитать любовь и доброе отношение к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.
-Ребята, как вы думаете, можно ли представить мир без животных и птиц?
Ответы учащихся. (Скорее всего, нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее, спокойнее...)
Учитель: Испокон века, еще в дальней древности кошки, собаки были нужными человеку. Почему?
Ответы учащихся. (Охраняли дом, стадо, избавляли от вредных грызунов...)
Учитель: Теперь давайте послушаем четверостишие, где высказывается отношение к животным и ответим на вопрос: «За что нельзя не любить четвероногих друзей?»
Чтение стихотворения.
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде - надёжные, примерные.
Они и выручат в беде и в дружбе очень верные.
Учитель: Как видим, польза от наших питомцев огромная. Но почему же в городах иселах так много бездомных собак и кошек? Я бы хотела услышать ответ на этот вопрос.
На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города... А может это ваш Щенок??? "
Учитель: Откуда берутся бездомные животные, которые живут в подвалах, на лестничных площадках, около мусорных бачков? Ответы учащихся Учитель: Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – этопредательство. Мы безжалостны, выгоняем своих бывших друзей; мы безответственны: заводим животных, а потом ленимся за ними ухаживать - и снова беззащитные существа остаются без крова).
Давайте послушаем стих и ответим на вопрос: Как передается душевное состояние бездомной собаки? Чтение стихотворения.
Бездомный пёс, в глазах один вопрос: Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
«Зачем же я не нужен никому?» Не ради миски или конуры.
Погладишь пса и отведёшь глаза... Ничейный пёс меж туфель и колёс
А что ещё ответствовать ему? Бредёт куда-то в изморось и ночь.
Ничейный пёс удержится от слёз - Опять ни с чем. Он не поймёт, зачем
Он понимает правила игры. Зовут, ласкают и уходят прочь.
(Дмитрий Орлов.)
Ответы учащихся.
- Псу очень одиноко. Автор говорит, что пес понимает правило жизни, и поэтому
удержится от слез. Он хочет быть другом человека, чувствовать, что он кому-то
нужен.
Учитель: Каждый из вас, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несет большую ответственность за их жизнь. Выгнав на улицу, вы обрекаете их на голод и мучения. Добрый человек никогда не будет выгонять животных из дома.
Учитель: Ребята, вы помните слова "Собака бывает кусачей только от жизни собачьей?" В чем горькая правда этих слов?
Ответы учащихся
- Животные не могут сами обеспечить себя пропитанием, особенно бывшие домашние, поэтому могут стать опасными.
Учитель: Можно ли и как избежать такой ситуации, чтобы твой питомец не оказался на улице? (Ответы дают ученики.)
- Собаки и кошки - братья наши меньшие, о них надо заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно и когда они нужны нам. И мы ни в коем случае не должны так бессердечно избавляться от них как от ненужных предметов. Ребята, как думаете, почему? Ответы учеников
Они живые существа, каждый из них любит вас, доверяет вам, и мы просто обязаны оценить это. Мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили.
Учитель: Ребята, давайте послушаем одну песню. У вас на столах лежат задания к этой песне. Попробуйте ответить на эти вопросы. Звучит песня «О собаке» Вопросы для обсуждения:
Жизнь животных среди нас полна горя и боли. Мы жестоки по отношению к животным, проявляем безответственность, бесчеловечность, безразличие. Но мы должны помнить о том, что животные - наши братья меньшие и в каждом из них кроется душа, которая тянется к нам, нуждается в нашей заботе, любви.
Давайте послушаем стихотворение и определим его настроение. Чтение стихотворения «Бежал щенок по лужам».
Бежал щенок по лужам, По лужам, по лужам И думал: «Почему же Я никому не нужен, Не нужен никому? Вот я бегу по лужам, Потом настанет стужа, Мне будет ещё хуже, Что делать - не пойму». А в этот самый вечер Бежал ему навстречу Печальный человечек В сапожках голубых. Он всё бежал по лужам,
Он всё бежал по лужам И думал: «Почему же, Скажите, почему же Мне кто-то очень нужен, Кто это может быть? И встретились у речки Щенок и человечек. Шёл дождик в этот вечер, Но было им тепло: «Пусть хлещет дождь, Пусть в окна бьётся вьюга, Но мы нашли друг друга, Нашли с тобой друг друга, Нам очень повезло».
(Анна Горбунова.)
Учитель: Теперь обратимся к эпиграфу классного часа. Ребята, как вы его понимаете?
Ребята, я хочу, чтобы вы, придя сегодня домой, взяли на руки своих питомцев, посмотрели им в глаза и сказали: «Я никогда тебя не предам». На этом наш классный час завершается. Всем спасибо за внимание.
Исполняется песня классом «Не дразните собак»
Не дразните собак
ел. М.Пляцковского, муз. Птичкин Е.
Не дразните собак, не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят, А царапать и кусать вас никто не будет.
Если осень шуметь около берлоги, То придется вам потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет. Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке, Веселее в лесу от ее расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами, И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
Если вам по душе красота земная, Берегите ее, устали не зная. Непременно тогда станем мы друзьями, А про кошек и собак пойте вместе с нами!