Тема. Средневековый город
Цели урока:
- определить условия возникновения средневековых городов, их расположение, вид;
- научить учащихся самостоятельно осуществлять анализ и синтез материала, работая с историческими источниками;
- развивать внимание и память через просмотр презентации, работу с логической схемой, мышление через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения;
- продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, продолжить работу по формированию умения определять причинно-следственные связи, работа с новыми понятиями и терминами;
- создать яркие представления о жизни, быте горожан, вызвать у учащихся уважение к трудолюбию средневековых ремесленников, с помощью нестандартной формы проведения урока вызвать заинтересованность учащихся к истории.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: учебник, карты, видео, исторические источники, презентация, рисунки, «корзина понятий», «облако тегов».
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (рисунки, видео, презентация), практический (работа с историческими источниками).
Кто путешествует, тот познает. (арабская пословица)
Ход урока.
І Этап ориентации
Прозвенел звонок. Пришло время отправляться в новое захватывающее путешествие страной Знаний. Я вам желаю творческого вдохновения, открытия новых горизонтов и чтобы никакая пасмурная погода не испортила вашего солнечного настроения, которое я надеюсь, будет преобладать у нас сегодня на уроке.
Совсем недавно мы начали знакомство со Средневековым миром Западной Европы (Слайд №0) На предыдущих уроках мы узнали, как человек в период Средневековья был тесно связан с природой, какую роль играл лес в жизни людей, как и почему осваивали новые территории. Частично познакомились с жизнью различных слоев населения. За короткий период в «корзинке понятий» у нас набралось достаточно новых понятий («Корзина понятий»)
А сегодня перед вами откроется еще одна страничка загадочного и удивительного мира Средневековья.
ІІ Этап целеполагания и проектирования.
Эвристическая беседа.
В: Что такое город?
Всегда ли существовал город?
Были ли города в древнем мире?
Уже в Древнем Египте, на берегах судоходного Нила возникали города, в которых происходил обмен продуктами, трудились ремесленники: Афины, «вечный город» Рим (работа с картой, слайд №1)
Где уцелели города (Византия, Арабский халифат)
Итог беседы. Почти все население жило в деревнях или замках, городов было мало, и они чаще всего были резиденцией королей, епископов, крупных феодалов. Почти 500 лет в Западной Европе доминировал сельский пейзаж.
Ребята, мы сможем вместе обозначить тему нашего урока?
(слайд №2)
Девиз нашего урока: «Кто путешествует, тот познает». (слайд №3)
ІІІ Этап организации и выполнение учебной деятельности
«Дерево ожиданий» О чем бы вы хотели узнать, путешествуя в средневековый город?
Я предлагаю вам маршрут нашего путешествия.
1. Причины возникновения и роста городов.
2. Облик города и быт горожан.
3. Роль города в жизни средневекового общества.
Сегодня мы с вами отправимся на более высокую ступеньку в понимании роли города в средневековом обществе.
Отправляясь в путешествие, давайте возьмем с собой учебник, наши знания, исторические источники, рисунки, видеоматериал
Во время путешествия, я надеюсь, мы будем работать дружно (хлопают в ладоши), весело и творчески.
У каждого из вас есть маршрутный лист. Будьте внимательны, не упускайте ничего из виду, все записывайте, а затем, когда вернемся обратно, вы должны в листе составить полный отчет.
Таблица «ЗУУ»
Маршрутный лист
Знаем |
Узнаем |
Узнали |
1. Города возникали в древнем мире. 2. Многие города разрушены. 3. Большинство людей живут в городах |
1. Причины возникновения средневековых городов. 2. Где и когда возникали города. 3. Познакомимся с населением и бытом горожан. 4. Докажем, что города были центром ремесла и торговли. |
|
1) Причины возникновения средневековых городов.
Кластерное задание (чтение текста с маркировкой) : перечислить успехи в сельском хозяйстве.
в) Сюжетный рассказ о возникновении поселения ремесленников.
Места возникновения городов. («Мозговой штурм» - «Брейн – сторминг»)
В: Как вы считаете, где чаще всего возникали города?
На месте римских лагерей, поселений |
Возле мостов |
На перекрестке дорог |
В честь святых |
Возле перевалов, переправ |
Возле замком и храмов |
«Честер» - лагерь |
«Бридж» - мост |
|
«Сент» «Сіна» «Сан-святой» |
«Фурт» «форд» - брод |
«Бург» - крепость «касл» - замок «хаузен» - дом |
В: Как вы думаете, почему именно в этих местах возникали города?
(слайд №4)
В свете ж вот какое чудо
В море остров был крутой,
Не привольный, не жилой,
Он лежал пустой равниной,
Рос на нем дубок единый.
А теперь стоит на нем,
Новый город со дворцом.
Городов в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кельн, Прага, Лондон, Львов. Сегодня в мире есть международная организация – ЮНЕСКО, которая занимается вопросами образования, науки и культуры, сохранением объектов, созданных природой или человеком. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО вошел исторический центр Львова – первого района Львова(слайд №6), где был основан город. Особенно ценными являются архитектурные сооружения площади Рынок, улиц Армянской и Русской. Наследием являются также город Верона (Италия) (слайд №7), крепость Тауэр в Англии(слайд №8), исторический центр Кракова (Польша). (слайд №9)
Минута релаксации
Учитель: Средневековый город (звучит средневековая музыка) (слайд №10)
__________________________________________________________
Средневековый город спит, дрожит измученный гранит
И ночь молчанье хранит под страхом смерти.
Средневековый город спит, унылый тусклый колорит
Вам что-то эхом повторит – ему не верьте.
Спит средневековый город – Краков
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
В лужах отраженья звездных знаков
Полная луна.
Спит средневековый город Вена
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Улицы его чисты, как пена.
Полная луна.
Спит средневековый город Бремен.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Тенью на камнях застыло время.
Полная луна.
2. Город – это укрепленное поселение: облик города и быт горожан.
(слайды №12-19)
(слайды №20-21 – («черная смерть»))
Справка. Питер Брейгель – старший, нидерландский художник донес к нам посредствам картин кусочек Средневековья. (слайд №22)
Работа с ист.ист. №2
«В правилах городского Совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждых из сторон».
Как это факт характеризует средневековый город?
Чем было вызвано это предписание?
б) Символами города были сооружения («План средневекового города»): (слайд №23)
Ратуша – на возвышении башня с городскими часами, колоколом.
– место заседания городского совета (мэр, магистрат)
(ист. ист. «Похвальное слово городу Нюрнбергу» Ганса Сакса)
Рынок – место постоянной торговли. (Похвальное слово…)
Собор – главная городская церковь.
Эти сооружения определяли облик города и именовались его сердцем, мозгом и душой.
Работа с ист. ист. Немецкий поэт Ганс Сакс «Похвальное слово городу Нюрнбергу»: Какие еще сооружения были в средневековом городе? (колодцы, фонтаны, каменные мосты, бани-13, водяные мельницы – 84)
Самоуправление.
Возникали города на земле, которая принадлежала сеньору. Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии.
Работа с ист. ист. «ХІІ в. Из хартии города Сен-Омера» (№4)
Но со временем, города окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров, и начинали борьбу за свои права.
Работа с ист. ист. «Средневековый историк о событиях в городе Лана» (№5)
Нередко городам удавалось свернуть власть сеньоров и обрести самоуправление. Города, освободившиеся от власти сеньора, назывались коммунами. Впоследствии право на самоуправление стали называть «магдебургское право».
Львов тоже получил право на самоуправление. Это право осуществлялось 2 органами – «радой» и «лавой», об этом есть запись в «Своде магдебургского права, 1565 г.»
Состав городского населения
Итак, мы продолжаем путешествие по средневековому городу. Среди обитателей города можно встретить сеньора и епископа, купца и ремесленника, слуг и нищих . Состав городского населения был очень сложным.
Ист. ист. «Похвальное слово…»
Состав городского населения (слайд №24)
Жителем города мог стать и крепостной крестьянин.
«Море вопросов»
В: А при каких условиях могли стать горожанами даже крепостные крестьяне? В этом нам помогут исторические источники. (№6)
Отрывок из права города Дибурга (1198 г.) о городских свободах: «Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там 1 год и 1 день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям».
Познавательная задача.
Крестьяне Гурт и Вамба 20 апреля 1234 г. были задержаны в Йорке посланниками своего хозяина, Седрика Сакса, который требовал их возвращения в имение на основании того, что они убежали из деревни 12 апреля 1234 г. Крестьяне же привели свидетелей, которые показали под присягой на святом Кресте, что Гурт и Вамба впервые просили милостыню на прошлогоднюю Пасху. А Пасха, как все знают, была 5 мая. Какое решение должен принять суд?
Вывод. Поговорка: «Городской воздух делает свободным» имеет свою историю.
В городе было много нищих «ХV в. Аугсбургский регламент о нищих» (ист. ист. №7)
3. Роль города в жизни средневекового общества
Работа с ист. ист. «Из древнейшего описания города Лондона ХІІ ст.» (№8): назовите основные занятия горожан.
Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы у дома ремесленника.
«Микрофон»
Как вы объясните слова «ремесло» и «ремесленник». Предполагаемый ответ:
- это изготовление различных изделий кустарным способом;
- это люди, занимающиеся ремеслом
А как давно возникло ремесло? Предполагаемый ответ: ремесло возникло в глубокой древности. Какие вы знаете ремёсла?
Работа с ист.ист. «Похвальное слово»
Учитель: Давайте зайдем в мастерскую ремесленника и посмотрим – как устроена жизнь ремесленника? (работа с картиной «Ремесленная мастерская») (слайд №25-30)
Труд подмастерьев (ист. ист. №9) ХV в. «Из устава Любецких золотарей» (понятие «шедевр» - «работа рук»)
Ремесленники одной специальности объединялись в цеха (союзы). Члены цеха организовывали собрания, где рассматривали вопросы: устранение конкурентов, качество товара, оказание помощи.
Цеха выполняли двоякую роль («Займи позицию») «Море вопросов» (Работа с ист. ист., уч-к, ст. 94 «Устав ткачей», «Из Устава парижских производителей оловянной посуды») (№10)
• Если лондонский пекарь продавал булки неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее посмешище. В Париже и многих других городах изделия низкого качества выставлялись на рыночной площади в укор изготовителю. Но чаще всего нарушителей наказывали штрафами.
- Каждый цех имел свой герб (представление гербов)
Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Садовники, Красильщики. Кожевники, Седельщики – таковы наименования улиц, не требующие пояснений.
Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: «Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа…».
«Корзина понятий» (задание) №11 Расставить понятия к определениям
………. – союзы ремесленников одной специальности
……… - правила жизни цеха
………. - хозяин мастерской
………. – работник, изучивший ремесло и получавший за свою труд заработную плату
………. – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру
………. – лучший образец изделия
Города были не только центром ремесла, но и торговли. Они составляли основу экономики города.
Для большинства жителей торговля была основным и опасным занятием. Торговлей занимались купцы, менялы, ростовщик, банкиры. Работа с ист. ист. «ХІ в. Ограбление купцов феодалами (№12)
Презентация «Торговля в Средневековье» (беседа по вопросам) (слайд №31)
Задание №13
- Что обозначала средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»?
- Кто представлял настоящую угрозу для купцов?
- Легко ли было купцам торговать?
- Что такое гильдия?
- С какими странами торговали европейцы? (Востока, Кавказа, Крыма)
- Какой важный торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Путь по Северному и Балтийскому морях)
- Назовите крупнейшие ярмарки. (Париж, Вена, Новгород)
ІV Контрольно-оценочный этап
Города изменяли жизнь человека Средневековья. Горожане по-иному воспринимали мир, были энергичные, гордились своими успехами, были в курсе главных событий, больше знали об окружающем мире, темп из жизни был значительно выше сельских жителей.
Со временем потомки жителей средневековых городов изменил Европу и весь мир.
Наше путешествие подошло к концу. На завершение нашего пути давайте заглянем в маршрутный лист и сделаем последний заметки.
«Фидбек» «Облако тегов» - назвать новые слова, которые вы узнали на уроке. «3М» - назвать 3 момента урока, которые вас удивили, заинтересовали, заставили поразмышлять.
Упражнение «Солнышко» (Видео «Бельгийская физкультминутка)
Домашнее задание (слайд №32): Прочитать § 9, написать размышление: «А вы бы сами хотели жить в средневековом городе?» Зад. 7 ст. 11 (рабочая тетрадь)