Возникновение средневекового города. Ремесло и торговля в средневековом городе.

Про матеріал
В X-XІ вв. в Западной Европе началось возрождение некоторых старых и возникновение новых городов. Что же обусловило возрождение городской жизни в Европе?
Перегляд файлу

Тема. Средневековый город

Цели урока:

- определить условия возникновения средневековых городов, их расположение, вид;

- научить учащихся самостоятельно осуществлять анализ и синтез материала, работая с историческими источниками;

- развивать внимание и память через просмотр презентации, работу с логической схемой, мышление через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения;

- продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, продолжить работу по формированию умения определять причинно-следственные связи, работа с новыми понятиями и терминами;

- создать яркие представления о жизни, быте горожан, вызвать у учащихся уважение к трудолюбию средневековых ремесленников, с помощью нестандартной формы проведения урока вызвать заинтересованность учащихся к истории. 

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: учебник, карты, видео, исторические источники, презентация, рисунки, «корзина понятий», «облако тегов».

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (рисунки, видео, презентация), практический (работа с историческими источниками).

Кто путешествует, тот познает.                                                          (арабская пословица)

Ход урока.

І Этап ориентации

Прозвенел звонок. Пришло время отправляться в новое захватывающее путешествие страной Знаний. Я вам желаю творческого вдохновения, открытия новых горизонтов и чтобы никакая пасмурная погода не испортила вашего солнечного настроения, которое я надеюсь, будет преобладать у нас сегодня на уроке.

Совсем недавно мы начали знакомство со Средневековым миром Западной Европы (Слайд №0) На предыдущих уроках мы узнали, как человек в период Средневековья был тесно связан с природой, какую роль играл лес в жизни людей, как и почему осваивали новые территории. Частично познакомились с жизнью различных слоев населения. За короткий период в «корзинке понятий» у нас набралось достаточно новых понятий («Корзина понятий»)

А сегодня перед вами откроется еще одна страничка загадочного и удивительного мира Средневековья. 

ІІ Этап целеполагания и проектирования.

Эвристическая беседа.

  1. Так устроен мир, что сейчас одни люди живут в селе, деревне или в городе.

В: Что такое город?

Всегда ли существовал город?

Были ли города в древнем мире?  

Уже в Древнем Египте, на берегах судоходного Нила возникали города, в которых происходил обмен продуктами, трудились ремесленники: Афины, «вечный город» Рим (работа с картой, слайд №1)

  1. Ранее Средневековье. Какова судьба городов Западной Римской империи после завоеваний германцев?

Где уцелели города (Византия, Арабский халифат) 

Итог беседы. Почти все население жило в деревнях или замках, городов было мало, и они чаще всего были резиденцией королей, епископов, крупных феодалов. Почти 500 лет в Западной Европе доминировал сельский пейзаж.

 

  1. И только в Х-ХІ вв. в странах Центральной и Западной Европы начинают возрождаться старые и возникать новые города.

Ребята, мы сможем вместе обозначить тему нашего урока?

(слайд №2)

  1. Но урок у нас сегодня будет необычным. Я предлагаю вам совершить путешествие в средневековый город. Есть 2 разряда путешествий. Один- пускаться в места вдаль. Другой – сидеть себе на месте, листая старый календарь. Вот и я, листая календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад – в средневековый город.

Девиз нашего урока: «Кто путешествует, тот познает». (слайд №3)

ІІІ Этап организации и выполнение учебной деятельности

«Дерево ожиданий»                                                                                             О чем бы вы хотели узнать, путешествуя в средневековый город?

Я предлагаю вам маршрут нашего путешествия.

1. Причины возникновения и роста городов.

2. Облик города и быт горожан.

3. Роль города в жизни средневекового общества.

Сегодня мы с вами отправимся на более высокую ступеньку в понимании роли города в средневековом обществе.

 Отправляясь в путешествие, давайте возьмем с собой учебник, наши знания, исторические источники, рисунки, видеоматериал

 Во время путешествия, я надеюсь, мы будем работать дружно (хлопают в ладоши), весело и творчески.

У каждого из вас есть маршрутный лист. Будьте внимательны, не упускайте ничего из виду, все записывайте, а затем, когда вернемся обратно, вы должны в листе составить полный отчет.

 

 

 

Таблица «ЗУУ»

Маршрутный лист

Знаем

Узнаем

Узнали

1. Города возникали в древнем мире.

2. Многие города разрушены.

3. Большинство людей живут в городах

1. Причины возникновения средневековых городов.

2. Где и когда возникали города.

3. Познакомимся с населением и бытом горожан.

4. Докажем, что города были центром ремесла и торговли.

 

 

1) Причины возникновения средневековых городов.

  1. Работа с текстом, беседа, видео.

Кластерное задание (чтение текста с маркировкой) : перечислить успехи в сельском хозяйстве.                                                                                   

  1. Метод «Скрайбинг» (на доске)

в) Сюжетный рассказ о возникновении поселения ремесленников.

Места возникновения городов. («Мозговой штурм» - «Брейн – сторминг»)

В: Как вы считаете, где чаще всего возникали города?

  1.  Таблица №1

На месте римских лагерей, поселений

Возле мостов

На перекрестке дорог

В честь святых

Возле перевалов, переправ

Возле замком и храмов

«Честер» - лагерь

«Бридж» - мост

 

«Сент» «Сіна» «Сан-святой»

«Фурт» «форд» - брод

«Бург» - крепость «касл» - замок «хаузен» - дом

В: Как вы думаете, почему именно в этих местах возникали города?

  1. Работа с историческим источником (учебник ст. 91)

(слайд №4)

  1. Используя карту, найдите в Европе названия городов, в состав которых входят слова, обозначенные в таблице. (карта №2) (слайд №5)
  2. Игра: «Кто быстрее». І ряд – на «Бург», ІІ – на «фурт» (Гамбург, Магдебург, Франкфурт, Нюрнберг)

В свете ж вот какое чудо

В море остров был крутой,

Не привольный, не жилой,

Он лежал пустой равниной,

Рос на нем дубок единый.

А теперь стоит на нем,

Новый город со дворцом.

Городов в Европе насчитывалось около 15: Париж, Флоренция, Кельн, Прага, Лондон, Львов. Сегодня в мире есть международная организация – ЮНЕСКО, которая занимается вопросами образования, науки и культуры, сохранением объектов, созданных природой или человеком. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО вошел исторический центр Львова – первого района Львова(слайд №6), где был основан город. Особенно ценными являются архитектурные сооружения площади Рынок, улиц Армянской и Русской. Наследием являются также город Верона (Италия) (слайд №7), крепость Тауэр в Англии(слайд №8), исторический центр Кракова (Польша). (слайд №9)

Минута релаксации

Учитель: Средневековый город (звучит средневековая музыка) (слайд №10)

__________________________________________________________

Средневековый город спит, дрожит измученный гранит

И ночь молчанье хранит под страхом смерти.

Средневековый город спит, унылый тусклый колорит

Вам что-то эхом повторит – ему не верьте.

Спит средневековый город – Краков

Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.

В лужах отраженья звездных знаков

Полная луна.

Спит средневековый город Вена

Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.

Улицы его чисты, как пена.

Полная луна.

Спит средневековый город Бремен.

Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.

Тенью на камнях застыло время.

Полная луна.

2.  Город – это укрепленное поселение: облик города и быт горожан.

  1. И вот сейчас мы начинаем знакомство – путешествие со средневековым городом, бытом, занятиями горожан. Пройдемся улочками городов вместе с экскурсоводом Мартой. (слайд № 11)

(слайды №12-19)

(слайды №20-21 – («черная смерть»))

Справка. Питер Брейгель – старший, нидерландский художник донес к нам посредствам картин кусочек Средневековья. (слайд №22)

Работа с ист.ист. №2

«В правилах городского Совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий посередине, мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких боковых оград с каждых из сторон».

Как это факт характеризует средневековый город?

Чем было вызвано это предписание?

б) Символами города были сооружения («План средневекового города»): (слайд №23)

Ратуша   – на возвышении башня с городскими часами, колоколом.

                – место заседания городского совета (мэр, магистрат)

(ист. ист. «Похвальное слово городу Нюрнбергу» Ганса Сакса)

Рынок     – место постоянной торговли. (Похвальное слово…)

Собор     – главная городская церковь.

Эти сооружения определяли облик города и именовались его сердцем, мозгом и душой.

Работа с ист. ист.  Немецкий поэт Ганс Сакс «Похвальное слово городу Нюрнбергу»: Какие еще сооружения были в средневековом городе? (колодцы, фонтаны, каменные мосты, бани-13, водяные мельницы – 84)

Самоуправление.

Возникали города на земле, которая принадлежала сеньору. Города приносили большие доходы сеньору, поэтому они защищали города от врагов, жаловали привилегии.

Работа с ист. ист. «ХІІ в. Из хартии города Сен-Омера» (№4) 

Но со временем, города окрепнув, не желали подчиняться произволу сеньоров, и начинали борьбу за свои права.

Работа с ист. ист. «Средневековый историк о событиях в городе Лана» (№5)

  Нередко городам удавалось свернуть власть сеньоров и обрести самоуправление. Города, освободившиеся от власти сеньора, назывались коммунами. Впоследствии право на самоуправление стали называть «магдебургское право».

Львов тоже получил право на самоуправление. Это право осуществлялось 2 органами – «радой» и «лавой», об этом есть запись в «Своде магдебургского права, 1565 г.»

Состав городского населения

Итак, мы продолжаем путешествие по средневековому городу. Среди обитателей города можно встретить сеньора и епископа, купца и ремесленника, слуг и нищих . Состав городского населения был очень сложным.

Ист. ист. «Похвальное слово…»

Состав городского населения  (слайд №24)

 

 

 

 

 

Жителем города мог стать и крепостной крестьянин.

«Море вопросов»

В: А при каких условиях могли стать горожанами даже крепостные крестьяне? В этом нам помогут исторические источники. (№6)

Отрывок из права города Дибурга (1198 г.) о городских свободах: «Пусть же город наслаждается свободой, чтобы каждый пришлый, который прожил там 1 год и 1 день и никем не признан как крепостной, и впредь не принуждался к крепостным обязанностям».

Познавательная задача.

Крестьяне Гурт и Вамба 20 апреля 1234 г. были задержаны в Йорке посланниками своего хозяина, Седрика Сакса, который требовал их возвращения в имение на основании того, что они убежали из деревни 12 апреля 1234 г. Крестьяне же привели свидетелей, которые показали под присягой на святом Кресте, что Гурт и Вамба впервые просили милостыню на прошлогоднюю Пасху. А Пасха, как все знают, была 5 мая. Какое решение должен принять суд?

Вывод. Поговорка: «Городской воздух делает свободным» имеет свою историю.

В городе было много нищих «ХV в. Аугсбургский регламент о нищих» (ист. ист. №7)

3. Роль города в жизни средневекового общества

Работа с ист. ист. «Из древнейшего описания города Лондона ХІІ ст.» (№8): назовите основные занятия горожан.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы у дома ремесленника.

«Микрофон»

Как вы объясните слова «ремесло» и «ремесленник». Предполагаемый ответ:

- это изготовление различных изделий кустарным способом;

- это люди, занимающиеся ремеслом

А как давно возникло ремесло? Предполагаемый ответ: ремесло возникло в глубокой древности. Какие вы знаете ремёсла?

Работа с ист.ист. «Похвальное слово»

Учитель: Давайте зайдем в мастерскую ремесленника и посмотрим – как устроена жизнь ремесленника? (работа с картиной «Ремесленная мастерская») (слайд №25-30)

Труд подмастерьев (ист. ист. №9) ХV в. «Из устава Любецких золотарей» (понятие «шедевр» - «работа рук»)

Ремесленники одной специальности объединялись в цеха (союзы). Члены цеха организовывали собрания, где рассматривали вопросы: устранение конкурентов, качество товара, оказание помощи.

Цеха выполняли двоякую роль («Займи позицию»)                           «Море вопросов» (Работа с ист. ист., уч-к, ст. 94 «Устав ткачей», «Из Устава парижских производителей оловянной посуды») (№10)

• Если лондонский пекарь продавал булки неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее посмешище. В Париже и многих других городах изделия низкого качества выставлялись на рыночной площади в укор изготовителю. Но чаще всего нарушителей наказывали штрафами.

- Каждый цех имел свой герб (представление гербов)

Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Садовники, Красильщики. Кожевники, Седельщики – таковы наименования улиц, не требующие пояснений.

Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: «Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа…».

«Корзина понятий» (задание) №11 Расставить понятия к определениям

………. – союзы ремесленников одной специальности

………  - правила жизни цеха

………. - хозяин мастерской

………. – работник, изучивший ремесло и получавший за свою труд заработную плату

………. – мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру

………. – лучший образец изделия

Города были не только центром ремесла, но и торговли. Они составляли основу экономики города.

Для большинства жителей торговля была основным и опасным занятием. Торговлей занимались купцы, менялы, ростовщик, банкиры. Работа с ист. ист. «ХІ в. Ограбление купцов феодалами (№12)

Презентация «Торговля в Средневековье» (беседа по вопросам) (слайд №31)

 Задание №13

- Что обозначала средневековая поговорка «Что с возу упало, то пропало»?

- Кто представлял настоящую угрозу для купцов?

- Легко ли было купцам торговать?

- Что такое гильдия?

- С какими странами торговали европейцы? (Востока, Кавказа, Крыма)

- Какой важный торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Путь по Северному и Балтийскому морях)

- Назовите крупнейшие ярмарки. (Париж, Вена, Новгород)

ІV Контрольно-оценочный этап

Города изменяли жизнь человека Средневековья. Горожане по-иному воспринимали мир, были энергичные, гордились своими успехами, были в курсе главных событий, больше знали об окружающем мире, темп из жизни был значительно выше сельских жителей.

Со временем потомки жителей средневековых городов изменил Европу и весь мир.

Наше путешествие подошло к концу. На завершение нашего пути давайте заглянем в маршрутный лист и сделаем последний заметки.

«Фидбек»                                                                                                                «Облако тегов» - назвать новые слова, которые вы узнали на уроке. «3М» - назвать 3 момента урока, которые вас удивили, заинтересовали, заставили поразмышлять.

Упражнение «Солнышко» (Видео «Бельгийская физкультминутка)

Домашнее задание (слайд №32): Прочитать § 9, написать размышление: «А вы бы сами хотели жить в средневековом городе?»  Зад. 7 ст. 11 (рабочая тетрадь)

 

 

 

docx
Додано
26 лютого 2020
Переглядів
943
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку