Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них» (с использованием материалов, посвященных Масленице)

Про матеріал
У роботі представлено розробку уроку російської мови з використанням матеріалів, присвячених святу «Масленице». Запропонований матеріал поєднує індивідуальну та групову форми роботи на уроці. Використовується музичне супроводження. Це створює атмосферу зацікавленості кожного учня розширити знання про народні звичаї та традиції, посилює інтерес до вивчення матеріалу.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ТЕМУ:

 

 

«Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них»

(с использованием материалов, посвященных Масленице)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них.

(с использованием материалов, посвященных Масленице)

Цель: обобщить и закрепить с помощью тренировочных упражнений теоретические знания учащихся о вводных словах и вводных конструкциях, их роли и значении; развивать умение определять их в речи, выделять на письме; формировать учебно-языковые и правописные умения и навыки; сопоставить особенности употребления вводных слов и предложений в русском и украинском языках; углубить знания о народных обычаях и традициях, их отражении в искусстве; прививать интерес к народным обычаям, прошлому народа, желание познать нравственные истоки и воспитывать в себе лучшие черты этой нравственности.

Оборудование: отрывок грамзаписи из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», словарь В.Даля и С.Ожегова, «снежинки» с индивидуальными заданиями, учебные тексты, «снежки» с творческим заданием, раздаточный материал по пьесе  А.Островского «Снегурочка»,  тесты по теме.

Тип урока: урок обобщения знаний.

 

 

Ход урока.

І. Организационный этап.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Прослушивание отрывка грамзаписи из оперы Н.Римского-Корсака «Снегурочка»
  2. Беседа с учащимися.

- Кто является автором отрывка? (Мне кажется…, на мой взгляд…)

- Какое время года отразил композитор? (По-моему, без всякого сомнения, )

- Какие народные праздники встречают в это время? (Безусловно, возможно, )

    3. Слово учителя.

   Опера «Снегурочка» была написана по пьесе известного автора – драматурга А.Островского.

   Сегодня, обобщая изученный материал о вводных словах и вводных конструкциях, мы погрузимся в атмосферу веселого праздника Масленицы, узнаем о народных обрядах и традициях.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

    Учитель. Вводные слова не являются членами предложения. Значит ли это, что они как бы лишние слова, не прошеные гости в русском языке? Расскажите, что Вам известно о вводных словах и вводных конструкциях, об их месте в предложении и знаках препинания при них.

ІV. Проверка домашнего задания.

    1. Творческие задания

  А) Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания.

Лексикология изучает словарный состав языка, лексическое значение слов, их употребление. В центре внимания этого раздела науки находится слово.

Слова для справок: следовательно, во-первых, во-вторых, значит, таким образом, значит.

  Б) Зачитайте 3 предложения о празднике Масленица, укажите вводные слова, словосочетания или предложения.

  В) Выразите свое отношение к содержанию пословиц, посвященных Масленице. С помощью чего Вы это сделали?

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

  1. Индивидуальные задания разной степени сложности (Игра «Снежки»)
  • Переведите с украинского языка на русский. Выделите грамматическую основу.

Ще в дев’ятнадцятому столітті на Масляну святкували, як свідчать фольклористи, не тільки по селах, але навіть у столицях.

  • Переведите с украинского языка на русский. Расставьте знаки препинания. Вставьте в качестве вводных слова и словосочетания из скобок.

Зима у народній свідомості була символом смерті темряви тому супроводженню її надавалося великого значення. (Як відомо з етнографічних робіт, безумовно)

  • Составьте предложение с вводными конструкциями.

Жить в горькой беде, потешить Масленицу, жизнь худо кончится.

  • Запишите предложения, используя дополнительные сведения из скобок. Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу.

В Масленицу поминали усопших участвовали в ритуальной трапезе играли в символические игры. (Каждому надо было наестся досыта перед Великим постом.)

     2. Коллективная работа. Выборочное письмо.

Из отрывков пьесы А.Островского «Снегурочка» выписать предложения с вводными конструкциями, определить их значение и стилистическую окраску. Ответить на вопросы: какова роль вводных конструкций и от чего зависит постановка знаков препинания в таких предложениях?

Например: Во-первых, недурно ты попировал, Мороз, пора бы и в путь тебе, пожалуй. Ну, наконец, Весна-Красна спускается на землю. Снегурочка, по счастью, любви совсем не знает!

  1. Проверка индивидуальных заданий и их оценивание.
  2. Работа над тестовыми заданиями.

1. Вводными могут быть:

                                                  а) слова и словосочетания;

                                                  б) предложения;

                                                  в) обращения;

2. Вводные слова имеют различное значение:

                                                  а) источник мыслей;

                                                  б) степень сообщения;

                                                  в) различные чувства;

3. Дополните ряд вводных слов: конечно, разумеется…

                                                  а) бесспорно;

                                                  б) действительно;

                                                  в) очевидно;

4. Обозначьте предложения с вводными словами:

            а) Сжигая чучело Масленицы говорят веснянки.

            б) Говорят на Масленицу пекут блины.

            в) Говорят что после Масленицы холодов не будет.

5. Вводные слова и словосочетания:

            а) являются членами предложения;

            б) не являются членами предложения;

            в) могут быть и не быть членами предложения;

6. Вводное предложение выделяется тире или тире с запятой, если:

            а) находится внутри предложения;

            б) по значению сходны с вводными;

            в) имеет значение попутного замечания;

7. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

            а) Ряженые во-первых ходили по улицам.

            б) Во-вторых они зазывали народ на гулянье и веселили народ.

            в) Страшные маски ряженых на это указывают старинные книги символизировали зиму и смерть.

8. Вводные слова и предложения выделяются: 

                                                 а) запятыми;

                                                 б) тире, скобками;

                                                 в) запятыми, тире или скобками;

9. Вставные конструкции могут находится:  

                                                 а) в конце предложения;

                                                 б) в начале предложения;

                                                 в) в середине предложения;

10. укажите предложения со вставными конструкциями:

           а) Масленица как водится была веселым праздником.

           б) Раздольная Масленица на нее отводилась неделя перед Великим постом была и праздником прощания с зимой.

           в)  На Масленицу по преданию пекли блины как символ Солнца.

11. В каких предложениях вводное слово используется неудачно?

           а) Итак по окончанию Масленицы все шли в баню.

           б) Говорят на Масленицу угощали всех подряд.

           в) Такое угощение было не всем полезно безусловно.

12. Назовите поговорку: 

                                                     а) не всем котам Масленица;

                                                     б) не все коту Масленица;

                                                      в) не для кота Масленица.

     5. Взаимопроверка тестовых заданий (работа в парах)

     6. Работа со словарями.

  Выписать со словарей значение слова «Масленица» (В.Даля, С.Ожегова). Зачитать словарную статью, указывая на ее источник с помощью вводных конструкций.

  Например: Как говорится в словаре Даля, «Масляница – масляная неделя до Великого Поста, которую весело празднуют, пекут блины, катаются с гор»

Как отмечается в словаре Ожегова, «Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать веселье»

  Словарная работа:                 Масленый – блин, взгляд, голос…

                                                    Масляный – двигатель, пятно, краска…

    7. Групповая работа.

1 группа. (межпредметная связь).  Озвучить веснянки. Расставить знаки препинания.

Ой да Масленица кажись во двор въезжает?

Говорят обильная во двор въезжает.

А мы девушки обычно ее состречаем.

А мы ее к счастью и радости привечаем.

Ой да Масленица погостюй пожалуй хоть недельку!

Широкая погостишь видать недельку?

2 группа. (творческое задание). Составить сочинение-миниатюру о празднике, используя вводные конструкции по картине Б.Кустодиева «Масленица»

Примерный план:    

         1. Время года.

  1. Атрибуты праздника.
  2. Настроение людей.
  3. Строчки из стихотворений.
  4. Выводы.

8. Практическая работа.

Конструирование предложений с включением в них вводных слов и предложений.

  Люди стремились приблизить огонь к Солнцу, чтобы ускорить приход Весны.(естественно, возможно)

  Позднее на костре стали сжигать соломенное чучело Масленицы. (наконец)

  Люди в этот день просили друг у друга прощение. (по обычаю)

  Костры зажигали в последний день Масленицы. (так называемое прощенное воскресенье).

  1. Индивидуальное сообщение.

Детская игра, с использованием вводных слов и вводных конструкций. (из домашнего задания

VІ. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  1. Беседа.

- Какие вводные конструкции вы знаете?

- Какова их роль в предложении?

- Какие знаки препинания используют при вводных словах, словосочетаниях, предложениях?

     2. Игра в «снежинки»

  На листочках-«снежинках» написаны слова, передавая их, учащиеся должны назвать вводные слова и придумать с ними предложение.

  Примеры слов: например, вернее, однажды, вдруг, точно, правда, спасибо, может быть, по-моему, итак, слева, дальше, в- третьих, значит…

     3. Заключительное слово учителя.

  Разговор о вводных словах можно было бы продолжить, ведь мы не смогли даже все их перечислить. Однако важнее, чтобы вы , ребята, поняли: уместное употребление вводных слов, словосочетаний и предложений не только делает нашу речь более точной, последовательной и выразительной, но и свидетельствует о многих положительных качеств говорящего, о его вежливости и деликатности, о тактичности и скромности, о добром и уважительном отношении к людям.

 

VІІ. Домашнее задание.

  1. Повторить теоретический материал по теме урока.
  2. Написать сочинение-миниатюру о Масленице, употребляя вводные слова и конструкции
  3. Описать кулинарный рецепт, используя вводные слова, словосочетания и предложения.

 

 

 

 

docx
Додано
21 жовтня 2019
Переглядів
1776
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку