РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ТЕМУ:
«Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них»
(с использованием материалов, посвященных Масленице)
Тема. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них.
(с использованием материалов, посвященных Масленице)
Цель: обобщить и закрепить с помощью тренировочных упражнений теоретические знания учащихся о вводных словах и вводных конструкциях, их роли и значении; развивать умение определять их в речи, выделять на письме; формировать учебно-языковые и правописные умения и навыки; сопоставить особенности употребления вводных слов и предложений в русском и украинском языках; углубить знания о народных обычаях и традициях, их отражении в искусстве; прививать интерес к народным обычаям, прошлому народа, желание познать нравственные истоки и воспитывать в себе лучшие черты этой нравственности.
Оборудование: отрывок грамзаписи из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», словарь В.Даля и С.Ожегова, «снежинки» с индивидуальными заданиями, учебные тексты, «снежки» с творческим заданием, раздаточный материал по пьесе А.Островского «Снегурочка», тесты по теме.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Ход урока.
І. Организационный этап.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Кто является автором отрывка? (Мне кажется…, на мой взгляд…)
- Какое время года отразил композитор? (По-моему, без всякого сомнения, )
- Какие народные праздники встречают в это время? (Безусловно, возможно, )
3. Слово учителя.
Опера «Снегурочка» была написана по пьесе известного автора – драматурга А.Островского.
Сегодня, обобщая изученный материал о вводных словах и вводных конструкциях, мы погрузимся в атмосферу веселого праздника Масленицы, узнаем о народных обрядах и традициях.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Вводные слова не являются членами предложения. Значит ли это, что они как бы лишние слова, не прошеные гости в русском языке? Расскажите, что Вам известно о вводных словах и вводных конструкциях, об их месте в предложении и знаках препинания при них.
ІV. Проверка домашнего задания.
1. Творческие задания
А) Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания.
Лексикология изучает словарный состав языка, лексическое значение слов, их употребление. В центре внимания этого раздела науки находится слово.
Слова для справок: следовательно, во-первых, во-вторых, значит, таким образом, значит.
Б) Зачитайте 3 предложения о празднике Масленица, укажите вводные слова, словосочетания или предложения.
В) Выразите свое отношение к содержанию пословиц, посвященных Масленице. С помощью чего Вы это сделали?
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Ще в дев’ятнадцятому столітті на Масляну святкували, як свідчать фольклористи, не тільки по селах, але навіть у столицях.
Зима у народній свідомості була символом смерті темряви тому супроводженню її надавалося великого значення. (Як відомо з етнографічних робіт, безумовно)
Жить в горькой беде, потешить Масленицу, жизнь худо кончится.
В Масленицу поминали усопших участвовали в ритуальной трапезе играли в символические игры. (Каждому надо было наестся досыта перед Великим постом.)
2. Коллективная работа. Выборочное письмо.
Из отрывков пьесы А.Островского «Снегурочка» выписать предложения с вводными конструкциями, определить их значение и стилистическую окраску. Ответить на вопросы: какова роль вводных конструкций и от чего зависит постановка знаков препинания в таких предложениях?
Например: Во-первых, недурно ты попировал, Мороз, пора бы и в путь тебе, пожалуй. Ну, наконец, Весна-Красна спускается на землю. Снегурочка, по счастью, любви совсем не знает!
1. Вводными могут быть:
а) слова и словосочетания;
б) предложения;
в) обращения;
2. Вводные слова имеют различное значение:
а) источник мыслей;
б) степень сообщения;
в) различные чувства;
3. Дополните ряд вводных слов: конечно, разумеется…
а) бесспорно;
б) действительно;
в) очевидно;
4. Обозначьте предложения с вводными словами:
а) Сжигая чучело Масленицы говорят веснянки.
б) Говорят на Масленицу пекут блины.
в) Говорят что после Масленицы холодов не будет.
5. Вводные слова и словосочетания:
а) являются членами предложения;
б) не являются членами предложения;
в) могут быть и не быть членами предложения;
6. Вводное предложение выделяется тире или тире с запятой, если:
а) находится внутри предложения;
б) по значению сходны с вводными;
в) имеет значение попутного замечания;
7. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:
а) Ряженые во-первых ходили по улицам.
б) Во-вторых они зазывали народ на гулянье и веселили народ.
в) Страшные маски ряженых на это указывают старинные книги символизировали зиму и смерть.
8. Вводные слова и предложения выделяются:
а) запятыми;
б) тире, скобками;
в) запятыми, тире или скобками;
9. Вставные конструкции могут находится:
а) в конце предложения;
б) в начале предложения;
в) в середине предложения;
10. укажите предложения со вставными конструкциями:
а) Масленица как водится была веселым праздником.
б) Раздольная Масленица на нее отводилась неделя перед Великим постом была и праздником прощания с зимой.
в) На Масленицу по преданию пекли блины как символ Солнца.
11. В каких предложениях вводное слово используется неудачно?
а) Итак по окончанию Масленицы все шли в баню.
б) Говорят на Масленицу угощали всех подряд.
в) Такое угощение было не всем полезно безусловно.
12. Назовите поговорку:
а) не всем котам Масленица;
б) не все коту Масленица;
в) не для кота Масленица.
5. Взаимопроверка тестовых заданий (работа в парах)
6. Работа со словарями.
Выписать со словарей значение слова «Масленица» (В.Даля, С.Ожегова). Зачитать словарную статью, указывая на ее источник с помощью вводных конструкций.
Например: Как говорится в словаре Даля, «Масляница – масляная неделя до Великого Поста, которую весело празднуют, пекут блины, катаются с гор»
Как отмечается в словаре Ожегова, «Масленица – старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать веселье»
Словарная работа: Масленый – блин, взгляд, голос…
Масляный – двигатель, пятно, краска…
7. Групповая работа.
1 группа. (межпредметная связь). Озвучить веснянки. Расставить знаки препинания.
Ой да Масленица кажись во двор въезжает?
Говорят обильная во двор въезжает.
А мы девушки обычно ее состречаем.
А мы ее к счастью и радости привечаем.
Ой да Масленица погостюй пожалуй хоть недельку!
Широкая погостишь видать недельку?
2 группа. (творческое задание). Составить сочинение-миниатюру о празднике, используя вводные конструкции по картине Б.Кустодиева «Масленица»
Примерный план:
1. Время года.
8. Практическая работа.
Конструирование предложений с включением в них вводных слов и предложений.
Люди стремились приблизить огонь к Солнцу, чтобы ускорить приход Весны.(естественно, возможно)
Позднее на костре стали сжигать соломенное чучело Масленицы. (наконец)
Люди в этот день просили друг у друга прощение. (по обычаю)
Костры зажигали в последний день Масленицы. (так называемое прощенное воскресенье).
Детская игра, с использованием вводных слов и вводных конструкций. (из домашнего задания
VІ. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Какие вводные конструкции вы знаете?
- Какова их роль в предложении?
- Какие знаки препинания используют при вводных словах, словосочетаниях, предложениях?
2. Игра в «снежинки»
На листочках-«снежинках» написаны слова, передавая их, учащиеся должны назвать вводные слова и придумать с ними предложение.
Примеры слов: например, вернее, однажды, вдруг, точно, правда, спасибо, может быть, по-моему, итак, слева, дальше, в- третьих, значит…
3. Заключительное слово учителя.
Разговор о вводных словах можно было бы продолжить, ведь мы не смогли даже все их перечислить. Однако важнее, чтобы вы , ребята, поняли: уместное употребление вводных слов, словосочетаний и предложений не только делает нашу речь более точной, последовательной и выразительной, но и свидетельствует о многих положительных качеств говорящего, о его вежливости и деликатности, о тактичности и скромности, о добром и уважительном отношении к людям.
VІІ. Домашнее задание.