Засідання літературної вітальні "Мне каждый вечер зажигает свечи..." (за творчістю В.Висоцького)

Про матеріал
Розробка містить сценарій до проведення засідання літературної вітальні, присвячене творчості Володимира Висоцького. Матеріали включають цікаві факти про життя, поезії та пісні на слова поета.
Перегляд файлу

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«Мне каждый вечер зажигает свечи…» (по творчеству В.Высоцкого)

Учитель: Сегодня мы закрываем неделю русского языка и литературы. Вы спросите почему мы решили посвятить это мероприятие Владимиру Высоцкому? Многими он воспринимается как певец, артист. Но пение для него было лишь формой, в которой его стихи могли дойти до публики. Высоцкий был поэтом в первую очередь, а значит и строителем языка.

Нобелевский лауреат, всемирно известный поэт Иосиф Бродский в интервью "Независимой газете" (июнь 1991 года) сказал: "Я думаю, это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, – совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны".

В одном из первых фильмов, посвященных памяти Высоцкого (США – 1981г.) Бродский утверждал: «Принято относиться к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого отношение ко всем бардам у меня было именно таким. Но, начав слушать Высоцкого, – более или менее внимательно – я понял, что мы имеем дело именно с поэтом. Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что это сопровождается гитарой, потому что само по себе, как текст, это было совершенно замечательно.

Я говорю именно о том, что он делал с языком, о его рифмах… Это гораздо лучше, чем Кирсанов или Маяковский,– я уже не говорю о таких людях, вроде Евтушенко и Вознесенского. Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрадывать тот невероятный труд, который он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыке, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой фактуры. И в этом смысле, потеря Высоцкого – потеря для русского языка совершенно невосполнимая».

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в литературную гостиную! У нас в гостях библиотекари юношеского абонемента библиотеки для взрослых Татьяна Николаевна Тушина и Алла Анатольевна Сляднева, поэтесса Надежда Николаевна Тоцкая, поэтесса Елена Леонидовна Бабкина, бард Юрий Тимченко и член бердянского клуба «НЕРВ» Александр Александрович Чистяков. Всех нас собрала любовь к В.Высоцкому и его творчеству, любовь к книге и чтению.

Чтец: Баллада о борьбе

Сpедь оплывших свечей

И вечеpних молитв,

Сpедь военных тpофеев

И миpных костpов

Жили книжные дети,

Не знавшие битв,

Изнывая от мелких

Своих катастpоф.



Детям вечно досаден

Их возpаст и быт, -

И дpались мы до ссадин,

До смеpтных обид.

Hо одежды латали

Hам матеpи в сpок,

Мы же книги глотали,

Пьянея от стpок.

Липли волосы нам

На вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой

Сладко от фpаз,

И кpужил наши головы

Запах боpьбы,

Со стpаниц пожелтевших

Слетая на нас.

И пытались постичь

Мы, не знавшие войн,

За воинственный клич

Пpинимавшие вой,

Тайну слова "пpиказ",

Hазначенье гpаниц,

Смысл атаки и лязг

Боевых колесниц.

А в кипящих котлах

Пpежних боен и смут

Столько пищи для маленьких

Наших мозгов!

Мы на pоли пpедателей,
Тpусов, иуд

В детских игpах своих

Назначали вpагов.

И злодея следам

Hе давали остыть,

И пpекpаснейших дам

Обещали любить,

И, дpузей успокоив

И ближних любя,

Мы на pоли геpоев

Вводили себя.

Только в гpёзы нельзя

Насовсем убежать:

Кpаткий век у забав –

Столько боли вокpуг!

Постаpайся ладони

У мёpтвых pазжать

И оpужье пpинять

Из натpуженных pук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом

И доспехи надев,

Что почём, что почём!

Разбеpись, кто ты – тpус

Иль избpанник судьбы,

И попpобуй на вкус

Hастоящей боpьбы.

И когда pядом pухнет

Изpаненный дpуг,

И над пеpвой потеpей

Ты взвоешь, скоpбя,

И когда ты без кожи

Останешься вдpуг

Оттого, что убили его –

Не тебя, -

Ты поймёшь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забpал:

Это - смеpти оскал!

Ложь и зло - погляди,

Как их лица гpубы!

И всегда позади –

Воpоньё и гpобы.

Если, путь пpоpубая

Отцовским мечом,

Ты солёные слёзы

На ус намотал,

Если в жаpком бою

Испытал, что почём, -

Значит, нужные книги

Ты в детстве читал!

Если мяса с ножа

Ты не ел ни куска,

Если pуки сложа

Наблюдал свысока,

И в боpьбу не вступил

С подлецом, с палачом, -

Значит, в жизни ты был

Ни пpи чём, ни пpи чём!

 


Ведущий: Наша сегодняшняя встреча посвящена лирическим произведениям Владимира Высоцкого. Сам поэт говорил, что лирических песен не поёт, но нам кажется, что это из скромности. Просто на фоне других – спортивных, сказочных, военных, сатирических, философских – лирические песни занимают не самоё большое, но не менее важное место в его творчестве.

Большинство хорошей лирики написано им в последние годы, особенно песни и стихи, посвящённые его жене – Марине Влади.

Чтец:

Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ.

Не после и не до в лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.

 

В прошедшем я любил - печальнее могил,-

Все нежное во мне бескрылит и стреножит,

Хотя поэт поэтов говорил:

Я вас любил, любовь еще, быть может...

 

Так говорят о брошенном, отцветшем –

И в этом жалость есть и снисходительность,

Как к свергнутому с трона королю.

Есть в этом сожаленье об ушедшем

Стремленьи, где утеряна стремительность,

И как бы недоверье к я люблю.

 

Люблю тебя теперь - без пятен, без потерь,

Мой век стоит сейчас - я вен не перережу!

Во время, в продолжение, теперь –

Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

 

Приду и вброд, и вплавь к тебе - хоть обезглавь!-

С цепями на ногах и с гирями по пуду.

Ты только по ошибке не заставь,

Чтоб после я люблю добавил я и буду.

 

Есть горечь в этом буду, как ни странно,

Подделанная подпись, червоточина

И лаз для отступленья, про запас,

Бесцветный яд на самом дне стакана.

И словно настоящему пощечина, -

Сомненье в том, что я люблю сейчас.

 

Смотрю французский сон с обилием времен,

Где в будущем - не так, и в прошлом - по-другому.

К позорному столбу я пригвожден,

К барьеру вызван я - языковому.

 

Ах, разность в языках! Не положенье - крах!

Но выход мы вдвоем поищем - и обрящем.

Люблю тебя и в сложных временах –

И в будущем, и в прошлом настоящем!

Песня в исполнении ученика «Лирическая»

Ведущий: 50 лет назад во время Московского кинофестиваля, на котором в качестве члена жюри была Марина Влади, известная французская актриса, Высоцкий знакомится с ней и вскоре Марина становится его женой. Любовь к Марине Влади наполнила жизнь и творчество Владимира Высоцкого новым смыслом, придала ему огромные силы, вдохновила на лучшие строки.

Она в недолгие дни их совместной жизни, была ему верным другом, помогала ему работать, делать записи, помогала материально в трудные времена, напела и записала пластинку с его песнями.

Песня в исполнении ученицы

Ведущий: В творчестве, как и в жизни, Высоцкий был очень разным человеком. Одной из характерных черт его творчества было неиссякаемое чувство юмора. Им наполнен и шуточный цикл песен, который автор назвал «История семьи без частной собственности и государства», перефразируя название труда Фридриха Энгельса. В эту серию вошло 6 песен о взаимоотношении мужчины и женщины в разные времена – от каменного века до современной семьи. Первобытный человек так обращался к своей избраннице:

А ну, отдай мой каменный топор,

И шкур моих набедренных не тронь!

Молчи, не вижу я тебя в упор.

Сиди, вон, и поддерживай огонь.

Выгадывать не смей на мелочах.

Не опошляй семейный наш уклад.

Не убраны пещера и очаг.

Разбалывалась ты в матриархат.

А сейчас прозвучит песня о тяжёлой стезе мужчины в мрачном средневековье «Турнир рыцарей»

Видеоклип «Сто сарацинов»

 

Ведущий: Лирика Высоцкого далека от слащаво-сахарных оборотов. Этим он противопоставил себя известным поэтам-лирикам, а своими песнями – эстрадным певцам того времени. Писатель Константин Рудницкий справедливо заметил: «Певцы, особенно те, чьи сахарные уста были медоточивы, были оскорблены в своих, можно сказать, лучших чувствах». Лирика Высоцкого редко сведена к чисто любовной, часто она имеет оттенок социальный, или, как сам он говорил – гражданский: военная лирика, сказочная, дворовая, семейная, личная.

Чтец:

Запомню, оставлю в душе этот вечер –

Не встречу с друзьями, не праздничный стол:

Сегодня я сам – самый главный диспетчер,

И стрелки сегодня я сам перевел.

 

И пусть отправляю составы в пустыни,

Где только барханы в горячих лучах, –

Мои поезда не вернутся пустыми,

Пока мой оазис еще не зачах.

 

Свое я отъездил, и даже сверх нормы, –

Стою, вспоминаю, сжимая флажок,

Как мимо меня проносились платформы

И реки – с мостами, которые сжег.

 

Теперь отправляю составы в пустыни,

Где только барханы в горячих лучах, –

Мои поезда не вернутся пустыми,

Пока мой оазис еще не зачах.

 

Они без меня понесутся по миру –

Я рук не ломаю, навзрыд не кричу, –

А то мне навяжут еще пассажиров –

Которых я вовсе сажать не хочу.

 

Итак, я отправил составы в пустыни,

Где только барханы в горячих лучах, –

Мои поезда не вернутся пустыми,

Пока мой оазис еще не зачах.

 

Растаяли льды, километры и годы –

Мой первый состав возвратился назад, –

Он мне не привез драгоценной породы,

Но он – возвратился, и рельсы гудят.

 

Давай постоим и немного остынем:

Ты весь раскален – ты не встретил реки.

Я сам не поехал с тобой по пустыням –

И вот мой оазис убили пески.

 

Ведущий: Лирика Высоцкого пользуется популярностью в соцсетях. Часто я нахожу в группах, не имеющих отношения к поэту, посты с его строками и стихами. Одно из любимых современными молодыми людьми  стихотворений прозвучит сейчас.

Чтец:

Красивых любят чаще и прилежней,

Веселых любят меньше, но быстрей, -

И молчаливых любят, только реже,

Зато уж если любят, то сильней

 

Не кричи нежных слов, не кричи,

До поры подержи их в неволе, -

Пусть кричат пароходы в ночи,

Ну а ты промолчи, промолчи, -

Поспешишь - и ищи ветра в поле.

Она читает грустные романы, -

Ну пусть сравнит, и ты доверься ей, -

Ведь появились черные тюльпаны –

Чтобы казались белые белей.

 

Ведущий: Ещё одно любимое юным читателем произведение «Баллада о любви» было написано для кинофильма «Стрелы Робин Гуда», Фильм существует в двух версиях: режиссёрской, с песнями Владимира Высоцкого, и прокатной, с иным музыкальным сопровождением. Специально для фильма Владимиром Высоцким были написаны шесть баллад. «Баллада о борьбе», которую вы услышали в начале нашей встречи. Однако, как часто бывало с Высоцким, эти песни застряли где-то в дебрях кинематографической бюрократии и в фильм не вошли. Часть из них была использована после смерти автора в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Сегодня строки из этой песни стали классикой и постоянно цитируются.

 

Видеоклип «Баллада о любви»

 

Выступление библиотекаря – обзор книжной выставки.

Выступление поэтессы Н.Н. Тоцкой: стихи о В.Высоцком.

Выступление местного барда Ю. Тимченко: песни В.Высоцкого.

Презентация, подготовленная библиотекой для взрослых.

 

doc
Додано
24 лютого
Переглядів
136
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку