Здоровьесберегающий, бинарный урок
(информатика + физическая культура)
3 класс
"План действий. Понятие алгоритма. Алгоритмы и исполнители. Составление алгоритмов для исполнителей. Режим дня школьника»
Здоровьесберегающий, бинарный урок
(информатика + физическая культура)
по теме "План действий. Понятие алгоритма. Алгоритмы и
исполнители. Составление алгоритмов для исполнителей.
Режим дня школьника»
Цели: учебная *сформировать представление об алгоритмах и исполнителей алгоритмов; научить выполнять простые алгоритмы и составлять алгоритмы по примеру;
*познакомить учащихся с компонентами здоровья
развивающая:* развивать внимание, память, словарный запас, логическое мышление;
*формировать умение делать выводы;
воспитательная: *воспитывать интерес к информатике;
*формировать умение слушать собеседника;
* воспитывать уважение к мнению других,
*воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью,
* осознавать ответственность за возможные последствия нарушения здоровья
Задачи урока:* убедить учащихся в необходимости соблюдение режима дня;
* учить составлять режим дня;
*прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;
*учить ценить время
Тип урока: интегрированный (информатика и физическая культура), урок обобщения,
Оборудование: компьютеры, раздаточные материал - модель часов, разрезные картинки распорядка дня, таблица «Режим дня».
Ход урока
І. Организационный этап
• приветствие;
• проверка присутствующих;
• проверка готовности учащихся к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа
ІІІ. Мотивация учебной деятельности . Сообщение темы и цели урока.
ІV. Изучение нового материала
Объяснение учителя с элементами демонстрации презентации
V. Усвоение новых знаний
VІ. Физкультминутка
VІІ. Формирование умений и навыков
Работа за компьютером
Повторение правил безопасного поведения за компьютером. Игра «Да или нет»
1) Инструктаж учителя.
2) Практическая работа за компьютерами.
3) Офтальмологическая минутка.
VІІІ. Итог урока
Выход из урока - энергизатор.
1. Организационный момент.
Подготовить учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.
Учитель физкультуры: Здравствуйте, ребята! ( слайд 4)
Учитель информатики: День добрый! Повторяем хором за мной!
Прозвенел уже урок!
Начинается урок!
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно!
Слушаем внимательно!
-Садитесь! Пусть наш урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня у нас необычный урок: информатика + физкультура. Вас ожидает много интересных и увлекательных заданий, а помощниками пусть вам будут находчивость и смекалка.
-У нас дежурный….
ІІ. Актуализация опорных знаний
Учитель физкультуры : чтобы немножко размяться, предлагаю вам несколько упражнений на логику и внимание. Задача: среди пословиц найти те, что касаются темы здоровья ( слайд 5):
«Век живи, век учись»
«Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож”
«Больше дела, меньше слов»
«Здоровье на все времена»
«В здоровом теле - здоровый дух»
Учитель информатики: пронумеруйте данные слова в алфавитном порядке
( слайд 6)
Карандаш ученица школа класс
Закончи:
Вторник, среда, четверг - это…..
Украина, Польша¸ Франция – это….
Стебель, лист, лепестки – это….
У птицы крыло, у человека –( рука)
У конфеты фантик – у человека – (одежда)
У машины мотор, у человека –(сердце)
- Молодцы!
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Учитель информатики: мы начинаем новый раздел «Алгоритмы и исполнители». Сегодня у новая тема, а о чем мы с вами будем говорить, вы сейчас узнаете, разгадав несколько ребусов.
-Из первых слогов данного слова составить новое слово( слайд 7):
Командир, мандарин, дача (команда)
᾽Рис ᾽волна᾽ ᾽᾽᾽᾽ строитель (исполнитель)
Разгадайте ребус ( слайд 8):
(алгоритм)
Учитель физкультуры: поставить пробелы, разделив на слова (слайд 9)
Режимдняшкольника (режим дня школьника)
Учитель информатики : тема нашего урока – «План действий. Понятие алгоритма. Алгоритмы и исполнители. Составление алгоритмов для исполнителей. Режим дня школьника» ( слайд 10).
- Сегодня мы узнаем, что такое команда, научимся различать составителя от исполнителя команд, познакомимся с понятием алгоритм, поговорим о том, для чего нужно составлять план действий для алгоритмов.
Учитель физкультуры: попробуем составить алгоритм правильного режима дня и будем обсуждать вопросы бережного отношения к своему здоровью, его сохранение на все времена, а также закрепим весь новый материал с помощью занимательных физминуток.
ІV. Изучение нового материала
Учитель физкультуры:
* Встаньте.
* Сядьте.
*Поднимите правую руку.
* Поднимите левую руку.
*Опустите.
Учитель информатики: вы заметили, что эти предложения похожи на команды, которые следует выполнить. Можно сказать, что команда – это предложение, побуждающее к действию.
Тот, кто выполняет команды, называется исполнителем. А тот, кто задает, составляет команды – составителем. Исполнителем команд может быть человек, животное, робот, компьютер и т.д. Например, ученики на уроке – исполнители. Они выполняют команды учителя - составителя( слайд 11):
* Запишите решение примеров.
*Откройте учебник.
Милиционер - регулировщик дает исполнителям-водителям команды
( слайд 12):
*Стоять!
*Направо!
*Двигаться вперед!
Дрессированая собака – тоже исполнитель. Она выполняет команды, которым научил ее хозяин - составитель( слайд 13):
*Апорт!
*Рядом!
*Служить!
Компьютер – тоже исполнитель. Он выполняет команды, которые ты ему подаешь. Например( слайд 14):
*Свернуть окно программы.
*Завершить работу.
Учитель физкультуры : у каждого исполнителя есть свои команды и он может выполнить только их. Когда футбольная команда играет в футбол, то игроки выполняют команды тренера( слайд 15):
*Начать игру!
*Пробить штрафной удар!
Или учитель физкультуры на уроке дает команды:
*Класс! Построиться в шеренгу, по- одному!
*На первый, второй, рассчитайся!
*Направо! Бегом!
-Кто является исполнителем, а кто – составителем?
V. Усвоение новых знаний
Учитель информатики : задание по карточкам: разложить по конвертам команды и исполнителей команд.
*Напишите условие задачи!
*Дежурный, назови отсутствующих!
*Убери в квартире!
*Разберите слово по составу!
*Убери со стола!
*Выпей стакан сока!
*Полей сегодня цветы!
*Решите уравнение!
*Сидите ровно, спину держите прямо!
-Ребята, а вы знаете, что человек в своей жизни выполняет каждый день огромное количество алгоритмов, порой даже не задумываясь о них. Например, чтобы разрезать именинный, вкусный торт, надо выполнить ряд действий, чтобы наконец его попробовать( слайд 16). Давайте представим, как это может происходить( ответы детей- взять нож, рассчитать сколько у вас гостей, разрезать торт пополам, потом еще пополам, разложить на тарелки и пробовать)
Все вот эти действия и есть алгоритм - последовательность действий, которые приводят к конечному результату. Алгоритмы выполняют вы, ваши друзья, знакомые, родители, даже бабушки и дедушки. Придумайте какой алгоритм вы можете выполнить? ( ответы детей :алгоритм распорядка дня, алгоритм перехода через дорогу, алгоритм выполнения домашнего задания, алгоритм сбора портфеля в школу и т.д.)
- А какой алгоритм может выполнить ваша мама или бабушка( слайд 17) (ответы детей алгоритм мытья посуды, алгоритм приготовления яичницы, алгоритм приготовления торта и т. д.)
Учитель информатики : ребята, отложили ручки и приготовили свои руки. У нас – пальчиковая гимнастика( слайд 18). Повторяем за мной во такие движения- изобразим улитку, бабочку, птичку, лесенка, ножницы, американскую горку. Закончили.
Учитель физкультуры : работа с пословицами (учитель читает или показывает пословицы, а дети пытаются объяснить их.)
-Посмотрите на пословицы( слайд 19): Как вы их понимаете?
*Упустишь минутку - потеряешь час.
*Кто поздно встает, тот дня не видит.
*Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
*Кончил дело, гуляй смело.
Учитель информатики : посмотрите пожалуйста на экран( слайд 20). Как вы думаете, правильно ли девочка Катя составила свой режим дня? Давайте попробуем вместе составить для Кати правильный алгоритм режима дня. (ответы детей )
-Правильно. Правильный режим распорядка дня учит не только порядку, но и дорожить временем.
- Ребята, скажите пожалуйста для чего люди придумали часы? ( слайд 21)
( ответы детей)
-Они нужны для того, чтобы уметь распоряжаться своим временем. И часы, и календарь помогают планировать дела на сутки, недели, месяцы, годы вперед.
- Кто из вас знает, как правильно определить время? (Учитель по модели часов просит определить время.)
-Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого, надо прежде всего научиться ориентироваться во времени, чувствовать его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени. Учитель физкультуры: каждое утро, когда нужно идти в школу, вы встаете в определенное время, делаете зарядку, умываетесь, завтракаете, одеваетесь, берете подготовленную с вечера сумку, выходите из дома, идете в школу. То есть вы каждое утро выполняете один и тот же алгоритм
( слайд 22).
Учитель информатики: так учитель составляет планы проведения уроков, классных часов, ученики составляют планы написания сочинений. Но некоторые алгоритмы нужно планировать, т.е. составлять план действий
( слайд 23).
Например, вы хотите в субботу встретиться с друзьями и пойти в зоопарк, поплавать в бассейне и успеть на день рожденье. Поэтому, еще в пятницу вечером вам надо запланировать свой распорядок дня так, чтобы все успеть.
Давайте попробуем составить алгоритм субботнего дня, а заодно и план действий.
Мальчик Сергей начал планировать, но на очередном этапе он наделал много ошибок. Давайте поможем ему( слайд 24).
- Молодцы! Справились!
VІ. Физкультминутка
Учитель информатики : вы наверное устали, а теперь все дружно встали.
У нас – физминутка ( слайд 25). Ребята, предлагаю вам стать исполнителями алгоритма. Выполняем!
Учитель физкультуры: есть очень веселая игра, которая приучает к четкому соблюдению ритма, а значит, и умению правильно отсчитывать время. Все проговариваем хором.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп машина, стоп!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та,
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та,
Тра-та, та-та-та, тра-та!
А сейчас, встали возле своих парт и выполняем физкультминутку «С добрым утром»
- Просыпайся!
- Просыпаюсь! (Дети повторяют и выполняют на месте.)
- Поднимайся!
- Поднимаюсь! ! (Дети повторяют и выполняют на месте. Руки вверх, потянуться.)
- Умывайся!
- Умываюсь! ! (Дети повторяют и выполняют на месте.Ладошками дети «умывают» лицо.)
- Обливайся!
- Обливаюсь! (Дети повторяют и выполняют на месте.Встряхивают кистями рук.)
- Вытирайся!
- Вытираюсь! ! (Дети повторяют и выполняют на месте. Имитация движения «вытирание».)
- Одевайся!
- Одеваюсь! ! (Дети повторяют и выполняют на месте. Похлопывание себя по плечам.)
- Собирайся!
- Собираюсь! ! (Дети повторяют и выполняют на месте. Повороты вокруг себя.)
- И прощайся!
- И прощаюсь! ! (Дети повторяют и выполняют на месте. Прощальные взмахи над головой.)
VІІ. Формирование умений и навыков
Учитель информатики: ребята, а вы знаете, что алгоритм могут выполнять даже малыши. Например, алгоритм лепки снеговика( слайд 26). Начинаем от катания большого кома, потом среднего, потом маленького, продолжаем………..(ответы детей)
-Или, алгоритм построения пирамиды ( слайд 27).
-Пожалуйста, ………….……расскажи, каким может быть алгоритм составления этого конструктора.
Работа за компьютером.
-Учитель информатики:
-А сейчас, ребята, приступаем к работе за компьютером.
Повторение правил безопасного поведения за компьютером ( слайд 28)
Учитель физкультуры : игра «Да или нет». Если ответ правильный, то вы хлопаете в ладоши, если «нет», то топаете ногами. Начали!
*Запрещается трогать провода, вилки, розетки, штекеры; передвигать без разрешения учителя оборудование
*Запрещается класть на стол рядом с ПК портфели, сумки, книги
*Ручки и тетради, машинки и куклы должны быть на клавиатуре
*Во время работы установить расстояние глаз от экрана - 150метров
*Не трогай провода – это опасно!
*Прикасайся к экрану монитора
*Не входи в класс без разрешения учителя
*При работе за компьютером не передвигайся по классу
Инструктаж учителя.
Учитель информатики:
За компьютер мы садимся,
Правила все вспоминаем,
Чтобы безопасно поработать.
Мы их дружно выполняем!
-Поработайте в парах. Расскажите друг другу по одному правилу ТБ, которое вы считаете самым важным. Начинаем!
Практическая работа за компьютерами.
-А сейчас, ребята, откройте игру «Ступеньки к информатике». Найдите упражнение «Садовник». Условие - соблюдая порядок выполнения действий, т.е. алгоритм, помочь садовнику посадить дерево. Работаем!
Учитель физкультуры: внимание на экран. Офтальмологическая минутка
( слайд 29). Выполняем все движения.
VІІІ. Итог урока
Учитель информатики:
-Садимся все на свои места. Ребята, давайте поделимся друг с другом настроением от сегодняшнего урока.
*весь урок у меня было настроение……….
*задания на уроке были…..
*мне больше всего запомнилось…….
- Посмотрите, пожалуйста на экран. Игра-упражнение «Фразеологизм – мой итог урока» ( слайд 30). Поднимаем руки, если вы узнали свое поведение на нашем уроке:
-Слушать краем уха.
Кто из вас сидел на уроке, а мыслями где-то путешествовал?
-Хлопать ушами.
Кто пропустил все на уроке?
-Шевелить мозгами! Ну а кто работал и узнал очень много полезного и интересного сегодня?
-У нас игра «Счастливчик» (приготовить мягкую игрушку и протягивая ученику, задавать вопрос )
-...., назови пожалуйста, кто такие исполнители?
-..., скажи, а кто является составителями?
-….., назови пример составителя и исполнителя?
-….. , что такое алгоритм?
-…., для чего нужно придерживаться плана действий при составлении алгоритма? ( например, алгоритм разбора слова по составу).
Учитель физкультуры:
-…,что такое режим дня?
-…., составь алгоритм правильного режима дня школьника!
Учитель информатики: игра «Итог». Я начинаю предложение, а вы помогаете его закончить.
-Из нашего урока можно сделать вывод, что …………(ответы детей:алгоритмы) постоянно присутствуют в нашей …….(ответы детей: жизни). Одним из видов алгоритмов являются …….(ответы детей: планы). Планирование способствует рациональному распределению …….(ответы детей:времени) и дает возможность выполнить все …….(ответы детей: дела).
Учитель информатики: на сегодняшнем уроке, все работали продуктивно, но особенно точные ответы давали такие ученики-……. Молодцы!
Учитель физкультуры: ребята, дома произвести подсчет: сколько времени вы тратите на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно времени, чтобы дойти до школы и т. д. Тогда вы с родителями можете точно рассчитать время выхода в школу и никогда не опоздаете.
Выход из урока - энергизатор.
Учащиеся становятся в круг и держатся за руки. Учитель просит каждого по очереди произнести фразу: “Здоровье позволяет мне…”, продолжить ее содержание и поднять правую руку вместе с рукой соседа, стоящего справа. Затем рука опускается.
Учитель физкультуры: начинаем. Здоровье позволяет мне быть всегда в форме! Продолжаем, ……..здоровье позволяет мне……………..
-На память о нашем уроке мы дарим вам памятку “Топ-десятка правил здоровьесбережения” (приложение №5)
Учитель информатики: творческое задание.
-Ребята, по желанию, дома с родителями составить свой режим дня и изобразить его на рисунке.
- Вот наступил колокольчика срок,
Потому, что закончился урок,
На перемене хорошо отдыхайте,
Об уроке следующем не забывайте!!!
Учитель физкультуры : Всем крепкого здоровья на все времена!
Учитель информатики: Спасибо за урок. До свидания! ( слайд 31)