Тема урока русского языка в 6 классе: «Веселая Масленица».
Цели: повторить и закрепить морфологические признаки имени прилагательного.
Задачи:
Обучающая:
-пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
-обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая:
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать творческое мышление.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к традициям и обычаям наших предков.
Тип урока: урок-обобщение, развитие связной речи.
Ход урока
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы будем закреплять полученные знания об имени прилагательном и познакомимся с удивительным славянским праздником – Масленицей. В народе этот праздник называли «Весёлая Масленица», «Широкая Масленица». Люди веселились, наряжались в яркие одежды, расшитые затейливыми узорами.
3. Мотивация.
Ребята, давайте и мы подготовимся к Масленице. Что Вы знаете об этом празднике? Ответы учащихся.
4. Устный опрос.
Нам сегодня понадобится много прилагательных, чтобы красиво описать этот праздник. Повторим:
- имя прилагательное как часть речи;
- разряды имен прилагательных;
- морфологические признаки;
- синтаксическая роль.
5. Практическая работа.
Подобрать прилагательные к слову Масленица (веселая, широкая, шумная, обжорная, медовая, сладкая, честная, сырная, разгульная, румяная).
Давайте запишем прозвища Масленицы: Масляна, сырная неделя, сахарные уста, объедала, перепёлочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, разорительница.
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка Масляна.
6. Сообщение новой информации для учащихся.
Символ этого праздника – чучело в виде девушки. Эта девушка – символ уходящей зимы. Сделано чучело из соломы и одето в яркое платье. Праздник длится неделю, и все дни имеют свои названия:
Понедельник – Встреча
Вторник – Заигрыши
Среда – Лакомка
Четверг – Разгуляй
Пятница – Тёщины вечёрки
Суббота – Золовкины посиделки
Воскресенье – Прощёное воскресенье. Проводы.
7. Творческие задания по теме урока.
Первый день называется «Встреча». К этому дню устраивают горы, качели, столы со сладостями. Дети в этот день кричат скороговоркой: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на снежных горах покататься, в блинах поваляться, добрым сердцем потешиться!»
Задание: выписать из этого текста в тетрадь прилагательные вместе с существительными.
Второй день – «Заигрыш». С самого утра девицы и молодцы катаются на горках, качаются на качелях, разъезжают на санях.
Учащимся предлагаем рассмотреть иллюстрацию картины Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» (выводим картину на экран). Творческая работа – описание картины.
На переднем плане картины видны люди, катающиеся в расписных санях, запряжённых парой празднично украшенных лошадей с бубенцами и дугой с колокольчиками. На щеках людей, румяных от мороза, улыбки, радость, смех. Рядом расположились торгующие купцы и видны прохаживающие горожане. Возница еле сдерживает тройку лошадей.
На горке кипит мальчишеский бой, летят снежки. А внизу – яркая карусель, весёлые толпы у балагана, торговых рядов. На румяных от мороза лицах людей улыбки.
Третий день называется «Лакомка». Тёща приглашает зятя к себе на блины.
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
И сыр, и творог –
Всё летело на порог!
Ребята, какая начинка может быть у сладких блинов на Масленицу? Подбираем имена прилагательные: земляничная, малиновая, черничная, смородиновая, сырная, медовая.
Блины были символом этого праздника. Они солнце красное напоминали. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
Вот как о блинах народ говорил:
Блины – солнцу родственники.
Блин не клин – брюха не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
Четвёртый день называется «Разгуляй». Начинается масленичный разгул. Скоморохи в этот день не умолкают.
Вот и нам загадали загадки:
На пятый день – «Тёщины вечёрки». Теперь наоборот зять приглашает тёщу на блины с самого вечера. На ужин собирается вся родня, которая веселится.
Записываем с доски в тетрадь значения слов: тёща, тесть, зять, золовка, свекровь, свёкор, невестка.
На шестой день молодая жена принимает новую родню. Этот день называется «Посиделки». На улице идёт бойкое взятие снежного городка. И начнутся песни, пляски.
А мы с вами сочиняем сенкан (Синквейн). Сенкан – это пятистрочный нерифмованный стих. Структура сенкана на доске:
Масленица Зима
Сладкая, медовая . Белая, холодная.
Угощает, веселит, радует. Студит, наметает, устилает.
Кормит всех вкусными блинами. На землю холод трясёт.
Праздник. Стужа.
Весна Скоморох
Ранняя, теплая. Пёстрый, озорной.
Согревает, зеленеет, радует. Шутит, веселит, загадывает.
Даёт начало новой жизни. Пришёл на праздник Масленицу.
Пробуждение. Артист.
Составить сенканы к словам: бублик, блины.
На седьмой день все прощаются с праздником – «Проводы». На главной площади сжигают чучело. Прощаясь, говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Заканчивается Масленица, и наступает время…
Текут ручьями снег и лёд,
У птиц на север перелёт,
Лес пробудился ото сна,
Всё дольше день, пришла… (Весна).
8. Рефлексия.
Слушаем музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица». Что Вы себе представили?
9. Домашнее задание: написать сочинение «Весёлая Масленица».