Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Про матеріал
Материал презентации к уроку русского языка поможет девятиклассникам дистанционно углубить знания об СПП, о постановке знаков препинания между частями СПП, об интонации как средстве его конструирования; развивать пунктуационный навык; воспитывать интерес к русскому языку.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Подготовила учитель русского языка Коростышевской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.

Номер слайду 2

Цель:углубить знания об СПП, о постановке знаков препинания между частями СПП, об интонации как средстве его конструирования;развивать пунктуационный навык;воспитывать интерес к русскому языку.

Номер слайду 3

Установи соответствие{2 D5 ABB26-0587-4 C30-8999-92 F81 FD0307 C}1. Сложноподчиненное предложение -1. не являются членами предложения.2. Союзные слова -2. выделяется на письме знаками препинания независимо от позиции по отношению к главному.3. Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному:3. обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении.4. Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью4. находятся в главном предложении и прикрепляют к себе придаточное, которое конкретизирует их значение.5. Союзы5. главного и придаточного предложений.6. Сложноподчиненное предложение состоит из6. это относительные местоимения и наречия, которые связывают придаточную часть с главной и являются членами предложения.7. Главное предложение в сложноподчиненном  предложении7. интонации, союзов, союзных слов, указательных слов.8. В сложноподчиненном  предложении придаточное предложение8. это такое сложное предложение, в котором одно из простых – главное, а другое – придаточное.9. Указательные слова9.  стоять перед главным, после него или в середине главного

Номер слайду 4

Союз или союзное слово?Укажи предложения с указательными словами. Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. Что с возу упало, то пропало. Я не знаю, как пройти к остановке. Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело.  Кто может знать, что ждёт меня? С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. 

Номер слайду 5

Переводчик Коли ж ти мрієш добре, працюєш добре теж. Хоч старшина нерідко картав Хому за його вади, проте й симпатизував подолякові. Теплий туман слався по полю і налив балку по самі вінця, так що дерева потопали в ньому.

Номер слайду 6

Роль интонации в СПП При чтении сложноподчиненных предложений между главным и придаточным предложениями делается пауза, придаточное выделяется голосом; если придаточное стоит внутри главного, то оно произносится с заметным понижением голоса.

Номер слайду 7

Выразительно прочитай. Проследи за интонацией(Если же ты мечтаешь хорошо), [работаешь хорошо тоже].(Хотя старшина нередко корил Хому за его недостатки), [но и симпатизировал подолянину].[Теплый туман стлался по полю и заполнил балку до краев], (так что деревья утопали в нем).

Номер слайду 8

Сформулируй пунктуационное правило [ ], ( ).[Нужно быть слепым], (чтобы не видеть в книгах Грина любви к человеку). ( ), [ ]. (Пока не стихли шаги), [ни гость, ни хозяйка не сказали друг другу ни слова]. [ , ( ), ]. [Всюду, (где есть человек), есть и хорошее].

Номер слайду 9

Запомни! Придаточные предложения отделяются от главных запятой. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации один раз — или до всего сочетания, или перед союзом что, чтобы, как. Он не явился на занятия, потому что заболел. Мы вынуждены были пойти в обход потому, что весенним половодьем снесло мостик. 

Номер слайду 10

Возьми на заметку!Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, а именно, а также, как раз, но только, чуть только, лишь и др., запятая ставится перед ними, а не перед союзом.[Они приехали вовремя], (как раз когда начались занятия).

Номер слайду 11

Лингвистическое Конструирование. Из двух простых предложений составь СПП, введя в придаточную часть слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также, как раз и т. п. Поставь знаки препинания. Человек творит. Он может почувствовать счастье. Труд — удовольствие. Жизнь хороша. Ты что-нибудь делаешь. Делай это хорошо. Ты не можешь или не хочешь делать хорошо. Ты лучше совсем не делай.

Номер слайду 12

Грамматический Практикум. Запиши предложения, раскрывая скобки, вставляя нужные буквы и знаки препинания. Кругом было тихо так что по жуж(?)анию комара можно было сл…дить за его полетом. Я думал о том что случилось и (ни)чего (не) понимал. Егорушка задыхаясь от зноя который особе(?)о чу(?)ствовался тепер(?) поб…жал к осоке и (от)сюда оглядел мес(?)ность. Из(?)за скалисто…о холма где тек ручеек возвышался другой (по)глаже и (по)шире. Лес стоял темный и м…лчаливый потому что главные певц(?) ул…тели. Кто раз полюбил науку тот любит ее всю ж…знь.

Номер слайду 13

«Микрофон»Сегодня на уроке я научился... Мне очень понравилось... Я хотел бы усовершенствовать свои навыки в...

Номер слайду 14

Домашнее задание  Выучи теоретический материал. Составь 10 сложноподчинённых предложений на изучаемый материал об известном украинском спортсмене.

pptx
Додано
18 листопада 2020
Переглядів
994
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку