Класс: 8
Дата:
Тема. Зрительно-слуховой диктант. Чтение молча.
Цель: проконтролировать уровень грамотности учащихся; проверить навыки восприятия незнакомого текста, его понимания, запоминания; развивать умения работы с тестами; воспитывать ответственное отношение к учебе.
Оборудование: текст диктанта; тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча и задания к нему.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
. Кто мудр, тот и в счастье будет умен,
и в несчастье бодр и тверд.
Варрон
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Инструктаж по написанию диктанта, подготовка учащихся к восприятию текста
1. Чтение текста диктанта учителем.
(Текст на партах у всех учащихся. Учащиеся воспринимают содержание текста, обращают внимание на наличие изученных орфограмм и пунктограмм ( знаки припинания), определяют слова, значение которых неизвестно.)
Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? Встретиться с ними не так уж трудно. Я могу вам дать их точный адрес: библиотека.
Все самое важное и интересное вы найдете в книгах.
Книга — превосходный собеседник. Она — чудесное лекарство и замечательное развлечение.
Книги — корабли мысли. Из них вы узнаете о разных странах, о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.
С ней вы облетите весь земной шар, научитесь понимать и любить людей и их созидательный труд. (80 сл.)
(С. Маршак)
(Учитель повторно читает отдельные части текста.)
3. Написание учащимися диктанта.
Чтение молча (100-200 сл/хв)
1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.
2. Выполнение учащимися тестовых заданий.
3. Проведение контрольного чтения молча.
Чтение учащимися текста. В мире увлечений.
Ключи:1-б, 2-б, 3-а, 4-в, 5-в, 6-а, 7-в, 8-б, 9-а, 10-б, 11-в, 12-а
(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли во время написания диктанта; выполнения тестов)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к мини-дискуссии « Подумайте, какие приобретенные знания и сформированные умения помогут вам в жизни».
В мире увлечений
По самым скромным подсчетам, каждый десятый человек на земном шаре обязательно что-нибудь коллекционирует.
Национальная гордость — Третьяковская картинная галерея — тоже началась с коллекции. Всю жизнь собирал Павел Третьяков произведения живописи, а перед смертью передал свою коллекцию в дар Москве.
Украинский краевед Александр Поль собрал около пяти тысяч предметов старины, которые со временем вошли в коллекцию городского исторического музея.
Все вы знаете знаменитую картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С какой точностью воссоздан художником быт запорожских казаков, показано их оружие, костюмы! И в этом неоценимую помощь живописцу оказала уникальная коллекция экспонатов по истории Запорожской Сечи выдающегося украинского историка академика Дмитрия Яворницкого.
Увлеченными коллекционерами были физик Альберт Эйнштейн и выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов.
Вот что писал о пользе целенаправленного собирательства английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин: «Когда я пошел в школу, у меня уже ясно был выработан вкус к естественной истории и особенно к собиранию коллекций. Старался выяснить названия растений и собирал всевозможные предметы. Страсть к коллекционированию делает человека истинным естествоведом, ценителем произведений искусства».
Коллекционеры — племя любознательных людей. У каждого свой предмет увлечения. Филателисты собирают марки, филокартисты — открытки, филуменисты — спичечные этикетки. Собирателей книг называют библиофилами, а тех, кто увлекается грампластинками,— филофонистами.
Христофор Колумб собирает все... о Христофоре Колумбе. В Испании живет прямой потомок знаменитого мореплавателя. Христофор Колумб Семнадцатый — капитан дальнего плавания.
Его коллекции может позавидовать любой музей. На большой старинный глобус нанесены все четыре маршрута великого адмирала. В собрании — макеты каравелл «Пинта», «Нинья» и «Санта-Мария», совершивших отважное плавание через Атлантику к берегам Америки. Гравюры, литографии, картины рассказывают о путешествиях Колумба Первого. Среди документов — копии писем Колумба испанской королеве.
Владелец коллекции Христофор Колумб Семнадцатый мечтает в ближайшее время повторить один из маршрутов своего великого предка.
Великим предкам — поэтам, полководцам, изобретателям — посвящено много интереснейших коллекций. Одна из них — в квартире слесаря Александра Русских. Еще во время армейской службы он получил от родных открытку с памятником Александру Суворову. Она пробудила в душе молодого солдата страсть к коллекционированию и стала первым экспонатом его домашнего музея, где все — книги, медали, старинные и современные гравюры, скульптурные изображения — рассказывает о великом русском полководце.
Еще об одном коллекционере хочется рассказать.
Со школьной скамьи Володя Максимов стал серьезно интересоваться эпохой Петра I. В его комнате — бюст Петра (копия работы Растрелли), его посмертная маска, слепок руки.
Но главное сокровище коллекции — три толстых папки, в которых собрано семьсот поэм, стихотворений и кантат, посвященных Петру. Юрист Владимир Максимов в часы досуга становится историком и литературоведом.
Собрать оригинальную, интересную и нужную людям коллекцию не так-то просто: на это уходят многие и многие годы.
( 420 сл.) (По З. Сагалову)
Тесты. В мире увлечений
1. На нашей планете что-нибудь собирает...
а) каждый второй человек;
б) каждый десятый;
в) каждый сотый.
2. Сколько экспонатов собрал украинский краевед Александр Поль?
а) Около тысячи;
б) около пяти тысяч;
в) девяносто пять.
3. С помощью экспонатов из частной коллекции Репин создал картину:
а) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
б) «Бурлаки на Волге»;
в) «Иван Грозный и сын его Иван».
4. Когда у Дарвина появился интерес к коллекционированию?
а) Когда он пошел в школу;
б) в возрасте 17 лет;
в) на склоне лет.
5. Что собирают филокартисты?
а) Спичечные этикетки;
б) марки;
в) открытки.
6. Где живет потомок Христофора Колумба?
а) В Испании;
б) в Италии;
в) в Португалии.
7. Христофор Колумб Семнадцатый — это:
а) инженер-кораблестроитель;
б) моряк-любитель;
в) капитан дальнего плавания.
8. О чем мечтает последний Христофор Колумб?
а) Переплыть Атлантику;
б) повторить один из маршрутов своего предка;
в) построить копию старинного корабля.
9. В коллекции, посвященной Суворову, первым экспонатом была:
а) открытка;
б) марка;
в) медаль.
10. В коллекции, посвященной Петру I, один из предметов:
а) автограф царя;
б) его посмертная маска;
в) его шляпа.
11. На создание интересной и нужной коллекции необходимо:
а) несколько месяцев;
б) больше года;
в) много лет.
12. Какова главная мысль текста?
а) Коллекционирование — занятие нужное и бесконечно разнообразное.
б) Создание коллекции — это длительный процесс.
в) Собирать можно все, что угодно, лишь бы собирать.