Урок литературного чтения.
Тема урока : «Ёж проснулся» (по М. Пришвину)
Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Ёж проснулся» воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и её обитателей.Оборудование: презентация к уроку
Ход урока
Давайте улыбнёмся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения
II. Проверка домашнего задания
— Как вы думаете, Бианки — писатель или учёный? (Бианки — и учёный, и писатель. В некоторых источниках его называют писателем-природоведом, в других — писателем-анималистом, в-третьих — писателем-натуралистом. Произведения Бианки сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, поучают. А сказки очень интересно повествуют о жизни птиц, животных, знакомят нас с законами природы, раскрывают богатый природный мир, учат нас любить и понимать природу. А самое главное, многое в этих сказках — правда! Ведь наблюдения Бианки совпадают с научным описанием. У Бианки — более 300 сказок и рассказов.)
Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения
— Какое время года описано в рассказе?
— Прочитайте абзац. Как вели себя лягушки в присутствии мальчика? ( 2абзац)
— Что удивило мальчика?
— О чём подумал мальчик, когда увидел голубых лягушек?
— Почему мальчик решил взять лягушек домой?
— Почему гости рассмеялись, когда увидели лягушек?
— Найдите в тексте и прочитайте отрывок, как отец объяснил, почему лягушки не голубые?
Итог. Молодцы. Вы хорошо поработали с текстом .
III. Мотивация учебной деятельности
-Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать?
-Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчелы собирают сладкий нектар и многое, многое другое.
-Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Михаила Михайловича Пришвина и прочитаем одно из произведений.
Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:
2.Работа над загадкой
- Молодцы!
VI. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом М. Пришвина «Ёж проснулся» и узнаем, свидетелем какой истории стал писатель.
1. Речевая разминка.
А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжение всего урока правильно и четко говорить.
2.Работа над скороговоркой.(с.129)
— Для чего нам нужно уметь говорить чётко, внятно и понятно?(что бы было всем понятно)
3.Дыхательная гимнастика
Читаем стихотворение сначала в медленном, потом в быстром темпе.
Не забудем про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе.
Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
— Что вы знаете о ежах?
3. Технология «Микрофон» (подготовленный ученик.)
Длина обыкновенного ежа — 27 см. Глаза у него — как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму.
4.Рассказ учителя.
За годы своей жизни Михаил Пришвин был агрономом, охотником, землепроходцем, сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о животных, и о природе. Его рассказы короткие, написаны доступным языком. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В них открываются секреты привычных вещей, автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Обратите внимание на книги (выставка книг М.М.Пришвина). Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя) Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Подготовительная работа
Теперь мы прочитаем трудные слова. Сначала по слогам, а затем целыми словами.
Уснастить — обильно снабдить чем-нибудь.
Выпятиться — выйти назад.
3. Показательное чтение рассказа (с. 129–131)
— Послушайте рассказ, в котором писатель повествует о том, как ёж просыпается после долгой зимней спячки.
- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:
Что напугало проснувшегося зверька?
4.Физкультминутка.Гимнастика для глаз.
5. Повторное чтение рассказа учащимися
Жужжащее чтение.
- При чтении будьте внимательны, так как свои ответы будете подтверждать предложениями из текста.
6. Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения
— Расскажите, как ёж оказался под домиком на колёсах.
— Кто такой Сват?
— Как повёл себя пёс, почуяв рядом ежа?
— Расскажите об удивлении собаки, которая обнаружила непрошенного гостя в рукаве кофты.
7. Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте, как еж постепенно привыкал к новым звукам.
VI. Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению рассказа (с. 129–130).
Придумайте продолжение этой истории о том, как собака и ёж подружились.
Дайте название своему рассказу.
VII. Закрепление и осмысление знаний
Творческая работа
Рассмотрите фотографию и подберите к ней своё название.
— С каким рассказом познакомились?
— Кто его автор?
Какой рассказ читали? (развлекательный, познавательный, поучительный)
- Чему учат нас рассказы М.Пришвина?
VIII. Итог урока.
- Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.
На экране слова:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Вот этими словами мы и закончим наш урок.
IX. – Я считаю, что вы сегодня работали хорошо.
Сейчас я предлагаю, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Прошу продолжить предложения: