3 класс. Урок литературного чтения. М. Пришвин "Ёж проснулся"

Про матеріал
Урок знакомит учащихся с творчеством М. Пришвина, рассказом «Ёж проснулся», воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление беречь природу и её обитателей.,
Перегляд файлу

  Урок  литературного чтения.

 

Тема урока :  «Ёж проснулся» (по М. Пришвину)

Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Ёж проснулся» воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление обе­регать природу и её обитателей.Оборудование: презентация к уроку

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Давайте улыбнёмся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения

II. Проверка домашнего задания

— Как вы думаете, Бианки — писатель или учёный? (Бианки — и учёный, и писатель. В некоторых источниках его называют писателем-природоведом, в других — писателем-анималистом, в-третьих — писателем-натуралистом. Произведения Бианки сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, поучают. А сказки очень интересно повествуют о жизни птиц, животных, знакомят нас с законами природы, раскрывают бо­гатый природный мир, учат нас любить и понимать природу. А самое главное, многое в этих сказках — правда! Ведь наблюдения Бианки совпадают с на­учным описанием. У Бианки — более 300 сказок и рассказов.)

Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения

— Какое время года описано в рассказе?

— Прочитайте абзац. Как вели себя лягушки в присутствии маль­чика? ( 2абзац)

— Что удивило мальчика?

— О чём подумал мальчик, когда увидел голубых лягушек?

— Почему мальчик решил взять лягушек домой?

— Почему гости рассмеялись, когда увидели лягушек?

— Найдите в тексте и прочитайте отрывок, как отец объяснил, почему ля­гушки не голубые?

Итог. Молодцы. Вы хорошо поработали с текстом .

III. Мотивация учебной деятельности

  1. Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

 -Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать?

-Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчелы собирают сладкий нектар и многое, многое другое.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Михаила Михайловича Пришвина и прочитаем одно из произведений.
 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:

   2.Работа над загадкой



 


  - Молодцы!
VI. Сообщение темы  и цели урока.

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом М. Пришвина «Ёж про­снулся» и узнаем, свидетелем какой истории стал писатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Речевая разминка.

А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжение всего урока правильно и четко говорить.

2.Работа над скороговоркой.(с.129)

— Для чего нам нужно уметь говорить чётко, внятно и понятно?(что бы было всем понятно)

3.Дыхательная гимнастика

Читаем  стихотворение сначала в медленном, потом в быстром темпе.

 Не забудем  про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
— Что вы знаете о ежах?

3. Технология «Микрофон»    (подготовленный ученик.)

Длина обыкновенного ежа — 27 см. Глаза у него — как бусинки, умные, ве­сёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму.

 

 

 

4.Рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За годы своей жизни Михаил Пришвин  был агрономом, охотником, землепроходцем, сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о животных, и о природе. Его рассказы короткие, написаны доступным языком. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В них открываются секреты привычных вещей, автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Обратите внимание на книги (выставка книг М.М.Пришвина). Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя) Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Подготовительная работа

Теперь мы прочитаем трудные слова. Сначала по слогам, а затем целыми словами.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лексическая работа

 

 

 

 

 

 

 

Уснастить — обильно снабдить чем-нибудь.

Выпятиться — выйти назад.

3. Показательное чтение рассказа (с. 129–131)

— Послушайте рассказ, в котором писатель повествует о том, как ёж про­сыпается после долгой зимней спячки.

- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:

Что напугало проснувшегося зверька?

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкультминутка.Гимнастика для глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Повторное чтение рассказа учащимися

         Жужжащее чтение.

- При чтении будьте внимательны, так как свои ответы будете подтверждать предложениями из текста.

      6. Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения

— Расскажите, как ёж оказался под домиком на колёсах.

— Кто такой Сват?

— Как повёл себя пёс, почуяв рядом ежа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Расскажите об удивлении собаки, которая обнаружила непрошенного гостя в рукаве кофты.

7. Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте, как еж постепенно привыкал к новым звукам.

VI. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовиться к выразительному чтению рассказа (с. 129–130).

Придумайте продолжение этой истории о том, как собака и ёж подружились.

Дайте название своему рассказу.

VII. Закрепление и осмысление знаний

Творческая работа

 Рассмотрите фотографию и подберите к ней своё название.

— С каким рассказом познакомились?

— Кто его автор?

 

 

 

 

 

 

 Какой рассказ читали? (развлекательный, познавательный, поучительный)

- Чему учат нас рассказы  М.Пришвина?

VIII. Итог урока.

 

 

 

 

 

  -  Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

На экране слова:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Вот этими словами мы и закончим наш урок.

 

IX.  – Я  считаю, что вы сегодня работали хорошо.

Сейчас я предлагаю, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Прошу продолжить предложения:

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 січня
Переглядів
53
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку