Мета:
- усвідомлення неусвідомлених психологічних конфліктів, локалізованих в тілі;
- формування "здорової" психосоціальної поведінки.
Завдання:
1. Формування прийняття свого тіла і тілесних імпульсів.
2. Виявлення неусвідомлених психологічних конфліктів через психосоматичні симптоми.
3. Формування позитивного ставлення до психосоматичних симптомів як сигналів-маркерів.
4. Усвідомлення психологічної вигоди від тілесних симптомів.
5. Виявлення "послання тіла" через психосоматичні симптоми.
6. Формування "здорової" психосоціальної поведінки.
Техника "Волшебный симптом"
(авторская А. Шаш)
Цель:
- осознание неосознанных психологических конфликтов, локализованных в теле;
- формирование "здорового" психосоциального поведения.
Задачи:
1. Формирование принятия своего тела и телесных импульсов.
2. Выявление неосознанных психологических конфликтов через психосоматические симптомы.
3. Формирование позитивного отношения к психосоматическим симптомам как сигналам-маркерам.
4. Осознание психологической выгоды от телесных симптомов.
5. Выявление "послания тела" через психосоматические симптомы.
6. Формирования "здорового" психосоциального поведения.
Инвентарь: ручка, карандаш, цветные карандаши, бланк с силуэтом тела (для женщин - с женским, для мужчин - с мужским), лист А-4.
Время работы: 60 минут.
Возрастные рамки применения: с 16 лет.
Алгоритм работы
1. Беседа о теле клиента
- Опишите свое отношение к телу?
- Что Вам нравится в Вашем теле?
- Что бы вы хотели в нем изменить?
- Назовите и запишите 10 вещей, которые вам позволяет делать тело? (вдыхать ароматы, чувствовать вкус пищи, видеть красоту мира, ощущать дуновение ветра, тепло солнца, получать сексуальное удовольствие, рождать детей, передвигаться и т.д.)
- Анализируя эти вещи, закройте глаза, мысленно представьте свое тело, и поблагодарите его за то, что оно у Вас есть (5-10 минут).
2. Выявление неосознанных психологических конфликтов через психосоматические симптомы
- Опишите ваше заболевание?
- Как давно вы с ним живете?
- Что предшествовало этому заболеванию?
- Где оно локализировано в теле? (обозначить цветными карандашами таким образом, каким хочет сам клиент на силуэте тела - приложение 1 или2)
- На что похоже это заболевание?
- На какие части тела или органы он влияет? Каким образом?
- О чем Вам хочет сказать этот симптом? Какова его цель появления?
3. Принятие симптомов своего тела
- Представьте, что Ваш симптом, это волшебник, который специально превратился в болезнь/заболевание/симптом для того, что бы указать вам на Ваши нездоровые привычки/поведение/мысли, опишите, как на самом деле он выглядел бы. Нарисуйте этого волшебника, дайте ему имя.
- Теперь, когда вы осознали для чего пришел волшебник, посмотрите на свой рисунок и спросите у волшебника: какие выгоды, позитивные моменты вы получали, имея это заболевание/болезнь/симптом (укажите не менее выгод 10).
- Поблагодарите волшебника и отпустите его для помощи другим людям.
4. Формирования "здорового" психосоциального поведения
- Теперь, когда вы являетесь экспертом, который знает свое тело, его симптомы, спросите у своего тела, что нужно делать для того, что бы быть здоровым?
- Распишите этот рецепт пошагово.
- Опишите Ваши ощущения в теле сейчас.
- Раскрасьте (дорисуйте, изобразите то, что хочется) силуэт Вашего тела таким образом, каким оно будет после того, как Вы будете применять рецепт.
- Что Ваше тело Вам говорит?
Выводы: техника позволяет понять и принять свое тело с его симптомами, "услышать" послание тела и сформировать алгоритм "здорового" поведения.
Приложение 1. Силуэт женщины
Приложение 1. Силуэт мужчины