Тема: «Буквы -н- и -нн- в суффиксах причастий»
Цели: - изучить орфограмму «-н- и -нн- в суффиксах полных и
кратких причастиях»,
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему: «Причастие», и нами нам предстоит познакомиться с новым орфографическим правилом «-н- и -нн- в суффиксах причастий»
Какие задачи будут стоять перед нами?
Записали число, классная работа, тему урока
Актуализация знаний
Проверим теоретические знания по теме «Причастие». Примеры из домашнего задания.
Предлагаю Вам тесты, которые проверят ваши знания по теме «Причастие».
• Выступившие ученики получили отличные оценки.
Правильные ответы: 1. В
Взаимопроверка: поменялись тетрадями, сверили ответы учителя. Кто допустил ошибки? Молодцы! Я увидела, что вы готовы к уроку и эти знания помогут Вам успешно работать на уроке.
А сегодня на уроке мы будем работать над темой « -н- и -нн- в суффиксах причастий». Какие задачи мы должны выполнить?
Знать: Изучить орфограмму «-н- и -нн- в суффиксах причастий». Уметь: Верно писать -н- и -нн- в причастиях ; правильно употреблять их в своей речи.
Ребята, давайте проведем исследования, для того чтобы сформулировать правило. Приготовились работать в группах.
Задание: Опираясь на параграф учебника , выберите правило, которым вы будете руководствоваться при написании ваших слов.
Ребята! А о каком правиле вы не сказали?
Исключения: Желанный, нежданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, невиданный.
Ребята! Есть алгоритм по применению этого правила. Чтобы избежать ошибок в написании -н- и -нн- в причастиях, следует пользоваться алгоритмом.
Учитель комментирует: взволнованная девочка
1 ученик: объясняет написание, пользуясь алгоритмом (подрезанные деревья)
Задача: Отрабатываем навык правильного написания -н- и -нн- в причастиях.
Слабые ученики выполняют упражнение из учебника №298 стр. 126
асфальтированная улица исправленная работа
сушенная на солнце трава избалованный ребенок вырубленный лес
пораженные красотой
Проверка тетрадей индивидуально.
Вывод: Каким правилом пользовались при выполнении словарного диктанта. Когда пишется -н-, -нн- в суффиксах причастий?
А теперь выполним устный диктант. Взяли сигнальные карточки, консультанты помогают (на листочке записывают учащихся, которые допускают ошибки)
Отчет консультантов.
Консультанты спрашивают ребят, которые допустили ошибки.
Когда пишется -нн-, -н- в суффиксах причастий?
Разработанный план, оборудованный кабинет, некошеный луг, полученное задание, книга напечатана, крашенный весной забор, ломаная линия, песчаный берег, писанная красками картина, встревоженный голос, тренированный спортсмен.
Задание: От данных глаголов образовать прилагательные, а затем
причастия.
Работаем по вариантам.
Грузить - груженый, выгруженный вагон, груженный арбузами вагон.
Варить - вареный, сваренный, варенный в кастрюле.
Кипятить - кипяченый, прокипяченная вода, кипяченная на печке. Стричь - стриженая аллея, подстриженная, давно стриженная.
Итоги: Какие правила мы использовали при выполнении этого задания?
Мы должны уметь не только грамотно писать краткие причастия, но и правильно использовать их в речи.
Задание: Данные синтаксические конструкции переведите на русский язык. Сделайте вывод о правописании причастий в русском языке и украинском языке.
Статтю надруковано - статья напечатана. Звязок налагоджено - связь налажена. Завдання виконано - задание выполнено. Поле засіяно - поле засеяно. Грядку вскопано - грядка вскопана.
Задание: Выписать из текста причастные обороты с определяемыми словами, объяснить правописание -н- и -нн- в причастиях.
Мы вошли в лес, освещенный лучами зимнего солнца. Расчищенная дорожка вела к небольшой поляне. Мы часто останавливались, пораженные красотой леса. Ели, засыпанные снегом, весь день сменяли цвет от розового до голубого.
Задание: Восстановить текст (по памяти) по опорным словам
Проверка: Объяснить знаки препинания, прокомментировать орфограммы.
Ребята! А любите ли вы природу? А умеете видеть ее красоту? Задание: Продолжить текст на тему «Зимний лес», используя причастия на изученную орфограмму.
Проверка работ учащихся. Чье сочинение понравилось? Были ли использованы причастия.