«Буквы -н- и -нн- в суффиксах причастий»

Про матеріал
Урок по русскому языку для 7 класса для школ з русским языком обучения. Тип урока: изучения нового материала
Перегляд файлу

Тема: «Буквы -н- и -нн- в суффиксах причастий»

Цели: - изучить орфограмму «-н- и -нн- в суффиксах полных и

кратких причастиях»,

  •    формировать умение верно писать причастия с суффиксами
  •    развивать логическое мышление
  •    умение работать в парах
  •    правильно употреблять их в своей речи

Ход урока

  1. Сообщение темы и дели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему: «Причастие», и нами нам предстоит познакомиться с новым орфографическим правилом «-н- и -нн- в суффиксах причастий»

Какие задачи будут стоять перед нами?

Записали число, классная работа, тему урока

  1.   Проверка домашнего задания
  2.   Индивидуальные задания: работа у доски по карточкам.

Актуализация знаний

Проверим теоретические знания по теме «Причастие». Примеры из домашнего задания.

  1. Что такое причастие?
  2.   Что называется причастным оборотом?
  3.   Когда причастный оборот выделяется запятыми?
  4.   Какие причастия называются действительными?
  5.   Какие причастия называются страдательными?

 Предлагаю Вам тесты, которые проверят ваши знания по теме «Причастие».

Тесты

  1. Какое из данных слов является причастием?
  •       длинный
  •       пустынный
  •       отправленный
  •       мгновенный
  1.   Какое из данных причастий действительное?
  •       засушенные грибы
  •       шумящий потоп
  •       сделанная работа
  •       вырванный лист
  1.   Какое из данных причастий страдательное?
  •        
  •       сломанная ветка
  •       говорящий попугай
  •       расплакавшийся мальчик
  1.   В каком предложении есть обособленный причастный оборот?
  •       Поле, засеянное озимой пшеницей, зазеленело.
  •       Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся.

• Выступившие ученики получили отличные оценки.

Правильные ответы: 1. В

  1.   Б
  2.   Б
  3.   А

Взаимопроверка: поменялись тетрадями, сверили ответы учителя. Кто допустил ошибки? Молодцы! Я увидела, что вы готовы к уроку и эти знания помогут Вам успешно работать на уроке.

  1.   Подготовка к восприятию нового материала.

А сегодня на уроке мы будем работать над темой « -н- и -нн- в суффиксах причастий». Какие задачи мы должны выполнить?

Знать: Изучить орфограмму «-н- и -нн- в суффиксах причастий». Уметь: Верно писать  -н- и -нн- в причастиях ; правильно употреблять их в своей речи.

  1.   Изучение нового материала.

Ребята, давайте проведем исследования, для того чтобы сформулировать  правило. Приготовились работать в группах.

Задание: Опираясь на параграф учебника , выберите правило, которым вы будете руководствоваться при написании ваших слов.

  •    Определились с докладчиками.
  •    Сообщения докладчиков.
  •    Вывод: Когда пишется -н-, -нн- в суффиксах причастий?

Ребята! А о каком правиле вы не сказали?

Исключения: Желанный, нежданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, невиданный.

Ребята! Есть алгоритм по применению этого правила. Чтобы избежать ошибок в написании -н- и -нн- в причастиях, следует пользоваться алгоритмом.

Учитель комментирует: взволнованная девочка

1 ученик: объясняет написание, пользуясь алгоритмом (подрезанные деревья)

  1.   Применение полученных знании на практике.

Задача: Отрабатываем навык правильного написания -н- и -нн- в причастиях.

  1. Распределительный диктант.

Слабые ученики выполняют упражнение из учебника №298 стр. 126

-нн-

асфальтированная улица          исправленная работа

сушенная на солнце трава           избалованный ребенок вырубленный лес

пораженные красотой

Проверка тетрадей индивидуально.

Вывод: Каким правилом пользовались при выполнении словарного диктанта. Когда пишется -н-, -нн- в суффиксах причастий?

  1. Диктант с сигнальными карточками карточками.

А теперь выполним устный диктант. Взяли сигнальные карточки, консультанты помогают (на листочке записывают учащихся, которые допускают ошибки)

Отчет консультантов.

Консультанты спрашивают ребят, которые допустили ошибки.

Когда пишется -нн-, -н- в суффиксах причастий?

Разработанный план, оборудованный кабинет, некошеный луг, полученное задание, книга напечатана, крашенный весной забор, ломаная линия, песчаный берег, писанная красками картина, встревоженный голос, тренированный спортсмен.

  1.   А сейчас усложняем работу.

Задание: От данных глаголов образовать прилагательные, а затем

причастия.

Работаем по вариантам.

  1. вариант.

Грузить - груженый, выгруженный вагон, груженный арбузами вагон.

Варить - вареный, сваренный, варенный в кастрюле.

  1.    вариант.

Кипятить - кипяченый, прокипяченная вода, кипяченная на печке. Стричь - стриженая аллея, подстриженная, давно стриженная.

Итоги: Какие правила мы использовали при выполнении этого задания?

  1.   Перевод с украинского языка на русский язык.

Мы должны уметь не только грамотно писать краткие причастия, но и правильно использовать их в речи.

Задание: Данные синтаксические конструкции переведите на русский язык. Сделайте вывод о правописании причастий в русском языке и украинском языке.

Статтю надруковано - статья напечатана. Звязок налагоджено - связь налажена. Завдання виконано - задание выполнено. Поле засіяно - поле засеяно. Грядку вскопано - грядка вскопана.

  1.   Выборочный диктант.

Задание: Выписать из текста причастные обороты с определяемыми словами, объяснить правописание -н- и -нн- в причастиях.

Мы вошли в лес, освещенный лучами зимнего солнца. Расчищенная дорожка вела к небольшой поляне. Мы часто останавливались, пораженные красотой леса. Ели, засыпанные снегом, весь день сменяли цвет от розового до голубого.

Задание: Восстановить текст (по памяти) по опорным словам

  1. Какова тема этого текста?
  2.   Озаглавьте текст.
  3.   Восстановите текст по памяти.

Проверка: Объяснить знаки препинания, прокомментировать орфограммы.

Ребята! А любите ли вы природу? А умеете видеть ее красоту? Задание: Продолжить текст на тему «Зимний лес», используя причастия  на изученную орфограмму.

Проверка работ учащихся. Чье сочинение понравилось? Были ли использованы причастия.

  1.   Подведение итогов урока.
  1. Над какой темой мы работали?
  2.   Когда пишется -н-, а когда -нн- в суффиксах причастий?
  1.   Домашнее задание: Учить п.55. Составить словарный диктант из 20 слов, используя изученную орфограмму.
docx
Додано
16 січня 2021
Переглядів
1137
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку