Урок 1
Тема урока. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, использование данного вида предложений в речи
Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении; сформировать умение находить сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы СПП с придаточным определительным; производить синтаксическую замену данного вида предложений.
Оборудование. Учебник, раздаточный материал, тексты, видеоматериалы, мультимедийная доска.
Тип урока. Изучение нового материала.
Ход урока
Когда у народа есть свое государство, развивается его язык.
Для растения необходимы листья, чтобы оно дышало и росло. А для людей необходим родной язык.
Л.Богуславец
Объявление темы и цели урока
Чтение эпиграфа, работа с ним
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Какие предложения называются сложными?
На какие виды они делятся?
Какими бывают сложные предложения?
В чем отличие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений?
Какие виды придаточных предложений вам известны?
Как определить вид придаточных предложений?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, итогом их ответов является схема, которая проецируется на экран)
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1.Слово учителя.
В русском языке сложноподчиненные предложения разнообразны по структуре и смысловым отношениям между главной и придаточной частями. Сегодня на уроке мы будем работать над сложноподчиненным предложением с придаточным определительным.
На доске спроецирован текст предложения.
*Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь ,повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, -это важнейший эмоциональный источник любви к Родине.
Задание: сделать синтаксический разбор предложения, составить схему.
Учащиеся выполняют задание, составляют схему предложения.
После проверки задания учителем на мультимедийной доске высвечивается слайд-схема
[-..,(где…),(где…),- =]
Слово учителя.
На какой вопрос отвечают придаточные определительные? Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному? К чему именно относится придаточное определительное? Каковы особенности определительных придаточных?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, подводят итог.
Слово учителя.
Изучая сложноподчиненные предложения, учащиеся должны уметь различать союзы и союзные слова.
2.Работа с учебником. Ознакомление с теоретическим материалом. Просмотр таблицы «Союзы и союзные слова», страница 102.
3.Проблемный вопрос: назвать признаки, по которым различаем союзы и союзные слова.
Таблица проецируется на доску.
Различай союзы и союзные слова
4.Работа в группах
Первая группа. Записать предложения, выделить грамматические основы в предложениях, определить, какие это предложения.
Задание
1.Язык,усваиваемый человеком в раннем детстве, называется родным.
2.Язык,который человек усваивает в раннем детстве, называется родным.
Вторая группа. Записать предложения, выделить грамматические основы в предложениях, определить, какие это предложения.
Задание
1.Андреевский храм-каменный цветок Киева, построенный на пятнадцатиметровом фундаменте-стилобате.
2. Андреевский храм-каменный цветок Киева, который построен на пятнадцатиметровом фундаменте-стилобате.
Вопросы к учащимся: в чем особенность этих предложений?
Вывод: синтаксические синонимы.
5.Творческая работа
Познакомившись с придаточными данного вида, давайте научимся употреблять их в речи.
Говорят, музыка помогает лучше думать. Так как наша беседа будет о памятниках архитектуры Киева, давайте послушаем мелодию, которая является визитной карточкой Киева. Она написана на слова поэта Дмитрия Луценко композитором Игорем Шамо в 1962 году. Первое исполнение состоялось 27 мая 1962 года.
Звучит песня «Як тебе не любити, Києве мій!»
Учащиеся слушают музыку, выполняют задания на карточках
Задание: заменить данные предложения, используя сложноподчиненные с придаточными определительными.
1.Прекраснейшее создание украинской и мировой архитектуры храм считается одним из самых прославленных шедевров архитектурно-художественного наследия Растрелли.
2.Андреевская церковь- шедевр отечественного зодчества, по праву считается лучшим памятником архитектуры 18 века.
На мультимедийную доску проецируется видео
https://www.youtube.com/watch?v=wBJrGzsJmhc
Ведущая читает стихотворение.
Остров белых каштанов, загадочный Киев,
Сердце Древней Руси и легенд колыбель,
Город Лыбиди, Щека, Хорива и Кия,
Город, где смотрит в небо святая София
И где летом слышна соловьиная трель.
В мае склоны Днепра здесь укрыты сиренью,
Льется звон колокольный в душистой тиши,
А Крещатик пылает дыханьем весенним,
Долгожданным, дурманящим всех пробужденьем,
И какой-то мне голос все шепчет: спеши
Прогуляться по паркам у дивных фонтанов
И Андреевским спуском пройти на Подол,
Ощутить старину неразрушенных храмов,
Современности пульс и воздушные гаммы…
IV.Итог урока
Научились:
V.Домашнее задание
Проработать материал параграфа 19, выполнить упражнение 110.