Урок на тему"Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным",9 класс

Про матеріал
Разработка урока на тему "Сложноподчиненное предложение", 9 класс. Рассматриваются основные особенности данного типа предложений,знаки препинания в них,умение использовать сложноподчиненные предложения с придаточным определительным в речи на примере описания памятников архитектуры.
Перегляд файлу

                                                        Урок 1

Тема урока. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, использование данного  вида предложений в речи

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении; сформировать умение находить сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы СПП с придаточным определительным; производить синтаксическую замену данного вида предложений.

Оборудование. Учебник, раздаточный материал, тексты, видеоматериалы, мультимедийная доска.

Тип урока. Изучение нового материала.

                                     Ход урока

               Когда у народа есть свое государство, развивается его язык.

Для растения необходимы листья, чтобы оно дышало и росло. А для людей необходим родной язык.

 Л.Богуславец

 

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

        Объявление темы и цели урока

                                    Чтение эпиграфа, работа с ним

   II. Актуализация опорных знаний учащихся

  1.  «Мозговой штурм».

Какие предложения называются  сложными?

На какие виды они делятся?

Какими бывают сложные предложения?

В чем отличие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений?

Какие виды придаточных предложений вам известны?

Как определить вид придаточных предложений?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, итогом их ответов является схема, которая проецируется на экран)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Восприятие и усвоение учебного материала

1.Слово учителя.

В русском языке  сложноподчиненные предложения разнообразны по структуре и смысловым отношениям между главной и придаточной частями. Сегодня на уроке мы будем работать над сложноподчиненным предложением с придаточным определительным.

На доске спроецирован  текст  предложения.

*Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь ,повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, -это важнейший эмоциональный источник  любви к Родине.

Задание: сделать синтаксический разбор предложения, составить схему.

Учащиеся выполняют  задание, составляют схему предложения.

После проверки задания учителем на мультимедийной доске высвечивается слайд-схема

[-..,(где…),(где…),- =]

Слово учителя.

На какой вопрос отвечают  придаточные  определительные? Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному? К чему именно относится  придаточное  определительное? Каковы особенности определительных  придаточных?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, подводят итог.

Слово учителя.

Изучая сложноподчиненные предложения, учащиеся должны уметь различать союзы и союзные слова.

2.Работа с учебником. Ознакомление с теоретическим материалом. Просмотр таблицы «Союзы и союзные слова», страница 102.

3.Проблемный вопрос: назвать признаки, по которым различаем союзы и союзные слова.

Таблица проецируется на доску.

     

 

 

 

 

 

                                       Различай союзы и союзные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа в группах

Первая группа. Записать предложения, выделить грамматические основы в предложениях, определить, какие это предложения.

                                                       Задание

1.Язык,усваиваемый человеком в раннем детстве, называется родным.

2.Язык,который человек усваивает в раннем детстве, называется родным.

Вторая группа. Записать предложения, выделить грамматические основы в предложениях, определить, какие это предложения.

                                                        Задание

1.Андреевский храм-каменный цветок Киева, построенный на пятнадцатиметровом фундаменте-стилобате.

2. Андреевский храм-каменный цветок Киева, который построен на пятнадцатиметровом фундаменте-стилобате.

Вопросы к учащимся: в чем особенность этих предложений?

Вывод: синтаксические синонимы.

5.Творческая работа

Познакомившись с придаточными данного вида, давайте научимся употреблять их в речи.

Говорят, музыка помогает лучше думать. Так как наша беседа будет о памятниках архитектуры Киева, давайте послушаем мелодию, которая является визитной карточкой Киева. Она написана на слова поэта Дмитрия Луценко композитором Игорем Шамо  в 1962 году. Первое исполнение состоялось 27 мая 1962 года.

Звучит песня «Як тебе не любити, Києве мій!»

Учащиеся слушают музыку, выполняют задания на карточках

Задание: заменить данные предложения, используя сложноподчиненные с придаточными определительными.

1.Прекраснейшее создание украинской и мировой архитектуры храм считается одним из самых прославленных шедевров архитектурно-художественного наследия Растрелли.

2.Андреевская церковь- шедевр отечественного зодчества, по праву считается лучшим памятником архитектуры 18 века.

На мультимедийную доску проецируется видео

https://www.youtube.com/watch?v=wBJrGzsJmhc

Ведущая читает стихотворение.


Остров белых каштанов, загадочный Киев,
Сердце Древней Руси и легенд колыбель,
Город Лыбиди, Щека, Хорива и Кия,
Город, где смотрит в небо святая София
И где летом слышна соловьиная трель.

В мае склоны Днепра здесь укрыты сиренью,
Льется звон колокольный в душистой тиши,
А Крещатик пылает дыханьем весенним,
Долгожданным, дурманящим всех пробужденьем,
И какой-то мне голос все шепчет: спеши

Прогуляться по паркам у дивных фонтанов
И Андреевским спуском пройти на Подол,
Ощутить старину неразрушенных храмов,
Современности пульс и воздушные гаммы…
 

IV.Итог урока

Научились:

  • находить придаточные определительные в составе СПП;
  • правильно расставлять знаки препинания;
  • составлять схемы предложений с придаточными определительными;
  • производить их синонимическую замену там, где это возможно;
  • правильно употреблять в речи данные виды предложений.

V.Домашнее задание

Проработать материал параграфа 19, выполнить упражнение 110.

 

docx
Додано
17 січня 2021
Переглядів
695
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку