Повторение. Сложное предложение.

Про матеріал
Урок для учеников 9-го класса школ с русским языком обучения. Тип урока: обобщения и систематизации знаний с разными формами и методами работы.
Перегляд файлу

ТЕМА: Повторение. Сложное предложение.

ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить знания учащихся о сложном предложении, его видах, особенностях строения, средствах связи между простыми предложениями в составе сложного, выработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении, правильно использовать предложения в речи.

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества.

М. ГОРЬКИЙ

ХОД УРОКА

  1.      Сообщение темы, целей, задач урока.

Сегодня наш урок посвящен сложному предложению, его основным видам и структуре. А вот эпиграфом урока я взяла слова М. Горького, потому что мы будем еще говорить о выборе профессии (подбор материала связан с выбором профессии).

  1.   Словарная разминка.

Дизайнер, кассир, менеджер, провизор, тренер, корреспондент, профессор, врач, бухгалтер, шофер, дирижер, инженер, компьютер, лектор, жонглер, летчик, строитель, секретарь - референт, космонавт, кондитер, массажист, программист, стилист, грузчик, режиссер.

Проверка : Есть ли на доске ошибки?

Нет.

Взаимопроверка: Поменялись тетрадями и проверили друг у друга работу.

Кто не допустил ни одной ошибки?

- Молодцы!

А остальным ребятам еще нужно поработать над словарными словами.

  1.      Закончи пословицу.

Мы работаем над сложным предложением.

Повторим теорию:

  1. Что называется предложением?
  2. Чем отличается простое предложение от сложного предложения? Не забывайте приводить примеры.

 

Речевой материал к нашему уроку посвящен очень важной для вас теме:

Выбору профессии.

Недаром многие пословицы посвящены теме труда и отношения к нему человека. Я вам предлагаю поработать с пословицами.

Задание:

 I. в. закончи пословицу, которая представляет собой простое предложение.

II. в. закончи пословицу, которая представляет собой сложное предложение.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Бери всегда ношу по себе, чтоб не кряхтеть на ходьбе.

Под лежачий камень и вода не течет.

Горька работа, да сладок хлеб.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Сверить с доской .

Итог: Для чего нужно отличать сложное предложение от простого? (чтобы правильно ставить знаки препинания)

  1.   «Блиц-опрос»
  1. Какие вы знаете основные виды сложных предложений?
  2.   Чем отличаются СПП от ССП?

Примеры из д/з.

Задания: Прочитайте схемы предложений

[   ],[   ]

     [     ], потому что (   ).

[    ]: [    ]

Составьте предложения по схемам, используя слова из словарного диктанта.

Докажите, что это предложения ССП, СПП, БСП.

Индивидуальное задание:

Собери пословицу.

Деревья смотри в плодах, а людей в делах.

Итог: Назовите основные признаки СП.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Разберите предложение синтаксически.

Я предлагаю вам два предложения, а вы сами выберите себе предложение для разбора.

Когда человек не трудится совершенно серьезно, когда он не зарабатывает себе собственным трудом куска хлеба, которым он питается, он не может быть счастлив.

(повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, с однородным и последовательным подчинением).

  1. Двусоставное, полное, распространенное.
  2. Двусоставное , полное, распространенное.
  3.   Двусоставное, полное,  распространенное.
  4.   Двусоставное, полное,  распространенное.
  5.   Двусоставное, полное , распространенное.

Когда (...), когда (...), (которым..), [ ].

пр. пр. пр. опред.

условн. условн.

Книги говорят мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное,  с однородным подчинением).

  1. Двусоставное, полное, распространенное.
  2.   Двусоставное, полное, распространенное.
  3.   

    Двусоставное, полное, распространенное. [...о том], (как ...), (как ...).
  1. Работа с текстом.

Работаем с текстом. Это поможет нам вспомнить орфограммы и продолжить работу над видами предложений.

  1. Прочитайте текст.
  2.   Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  3.   Приготовьтесь комментировать орфограммы и пунктограммы.
  4.   На какие орфограммы  встречались слова в тексте?

Одним из самых важных шагов в жизни является выбор профессии.

Кем быть? Проблема поиска места в жизни волнует не только молодежь, но и общество. Каждый человек должен избрать ту профессию, которая наиболее соответствует его способностям (схема). Умудренные жизненным опытом люди советуют: если не умеешь делать то, что любишь, то полюби то , что умеешь.

Если человек нашел свое призвание, если он занимается любимым делом, труд становиться для него радостью (схема). Определи свой путь в жизни и смело иди по нему.

Задание: Составьте схемы предложений по вариантам.

Индивидуальная работа.

[ ] : если (то (что)), то [ то], (что...).

СП с разными видами связи

Состоит из 2-х частей, они связаны между собой бессоюзной связью.

  1.    ч. -простое предложение.
  2.    ч. СПП с параллельным и последовательным подчинением.

Итог: Для чего нужно знать строение предложений?  (чтобы выделять смысловые части предложений и уметь оформлять их на письме и в устной речи.)

Текст.

  1. Какую проблему поднимает автор перед молодым поколением?
  2.   Чем надо руководствоваться при выборе профессии?
  3.   Почему так важно найти свое призвание в жизни?
  4. Какой стиль речи использовал автор в данном тексте? Почему? Докажите.(Автор хочет призвать детей сделать правильный выбор в жизни. Он формирует определенную точку зрения).
  5. Какие стилистические средства использует автор? (риторические вопросы, побудительные  предложения , народную мудрость).
  1. Творческая работа.
  1. Продолжите текст, высказав свою точку зрения по данному вопросу, используя разные виды сложных предложений.
  2.   Напишите сочинение-рассуждение по одной из пословиц.
  3.   Проверка : Чья работа понравилась больше? Почему?

Какие сложные предложения использовали?

Над какой темой работали? Насколько эта тема важна для вас сейчас?

Итог: Наш урок должен настроить вас на принятие первого

серьезного решения в вашей жизни, в выборе профессии. Мы должны правильно использовать предложения в речи и уметь ставить знаки препинания.

   Домашнее задание. Написать сочинение « Моя будущая профессия», используя разные виды сложных предложений.

docx
Додано
16 січня 2021
Переглядів
979
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку