Тема: Урок-игра по теме « Лексика ».
Цель урока: повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры-сказки.
Ход урока
На доске нарисован сказочный теремок.
Учитель: Сегодня у нас необычайный урок, а урок-игра, урок-сказка. И начать я его хотела бы словами из известной сказки.
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Учитель: А ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:
Не мёд, а ко всему липнут (СЛОВА)
Вопрос:
Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав языка?
/лексикой/
Сегодня мы с вами побываем в сказочной волшебной стране с чудным названием «лексика»
определять значение слова, пользоваться толковыми словарями;
Использовать в речи слова в соответствии с их значением, в том числе слова с переносным значением, подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их речи.
а) Что же такое лексика?
б) Что такое лексическое значение слова? Примеры
Задание: А сейчас мы напишем письмо по памяти. О чём это стихотворение?
Возят почту корабли, самолёты, поезда.
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы Доставляют почтальоны.
Вопрос: А сейчас определите лексическое значение слов: почта, почтальон.
А как нам проверить правильно ли мы определили лексическое значение слов? Индивидуальная работа детей со словарём.
- Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?
( На доске прикрепляется рисунок)
Давайте поможем ему разобраться и разнести корреспонденцию по квартирам.
Как вы понимаете значение этого слова?
И так наша задача: помочь Печкину разнести почту, письма.
Предупреждаю, что в каждой квартире живут слова одной из лексических групп и мы должны угадать их.
Первое письмо адресовано жителям квартиры № 1.
Кто же живет в этой квартире?
Отгадайте загадку.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток;
Пока начнется новый акт.
Мы называем всё ……
На время что-то прекратив,
Мы объявляем.
В борьбе, в труде устали слишком
Давай уставим ....
После урока непременно Нужна ребятам
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его смелый.
Задание: Назовите имена остальных братьев (храбрый, мужественный, отважный и бесстрашный)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось.
Помогите нам»
Задание: Отредактируйте текст, используя синонимы.
Итог: Для чего служат синонимы в речи.
Кв, № 2.
Жильцов квартиры №2
Застать сумеем мы едва.
Они стояли у порога.
Уже готовые в дорогу.
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма -_ сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём.
Задание: Помогите братья прочитать письмо.
Восстановите текст.
У доски: «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых,
слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными,
воспитанными, волевыми.
Итог: Посмотрите, ребята, какое выразительное, проникновенное и убедительное получилось письмо, благодаря антонимам.
Кв. № 3. Окна квартиры № 3 распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.
Мы - слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир».
Задание: Определите лексическое значение слова « мир». Составьте предложение с этими омонимами.
Кв. № 4. А под самой крышей в квартире № 4 идёт заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова; пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Они умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать.
Для них почтальон принёс сборник стихов. Давайте откроем его.
Задание: Выборочный диктант.
Выписать словосочетания, употребленные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзке щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
Вопросы:
Итог: Для чего мы используем слова в переносном значении?
Творческое задание (на выбор)
■ Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница-Зима», используя слова в переносном значении. Прокомментировать работы: внимательно следите, сумел ли ученик справиться с заданием, использовал ли слова в переносном значении.
Подходит к концу урок:
Итог:
Домашнее задание: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Напишите письмо жителям одной из квартир - это ваше домашнее задание.