Урок по русскому языку в 7 классе "Наклонение глагола"

Про матеріал
Знакомство с новым материалом, закрепление усвоенного.Тренировочные и закрепляющие упражнения.
Перегляд файлу

 

 

Башлык Наталия Блажевна,

учитель русского языка и зарубежной литературы Пятихатской ОШ I-III ст. № 3

 

Урок русского языка в 7 классе

«Наклонение   глагола»

Цель: сформировать у семиклассников понятие о наклонениях глаголов.

Научить различать глаголы    изъявительного ,  повелительного и условного наклонения.

Развивать творческое умение образовывать глаголы разных наклонений и вводить их в выражения.

Воспитывать на основе речевого коммуникативного материала умение видеть прекрасное в жизни людей.

Тип урока: урок формирования языковых и речевых  умений и навыков.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Посмотрите  за окно. Какая сегодня погода? Каким словом можно выразить настроение?

А теперь улыбнитесь друг другу и мне  Стало светлее… пожелайте другу удачи. Стало солнечно  . Давайте видеть вокруг нас красивое и доброе.

 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.

II. Актуализация усвоенных знаний.

Представьте себя учителями. Проверьте и оцените знания своих друзей. Какие вопросы вы зададите по поводу выполненного домашнего задания. Спросите друг у друга о глаголе как части речи.

Проблемный вопрос.

Будет ли полноценной ваша речь без глаголов? Обоснуйте ответ.

III. Целеопределение и планирование.

А) Объявление темы урока (запись на доске и в тетрадях).

Б) Определение цели урока: чему научимся , что поймём, чем обогатимся.

IV. Работа над новым материалом.

1.Слово учителя.

-Эта тема вам уже знакома. Вы сами могли бы всё объяснить. Не верите? Убедитесь сами.

Определите слова, сказанные мной, по их значениям.

*реальное действие (1-е предложение),

*возможное, желательное действие (2-е предложение),

*приказание, просьба, совет (3-е предложенние и  4-е).

2.Слово учителя как итог работы. Работа с учебником.

-Теперь обратимся к учебникам. На стр. … есть параграф ….Посмотрим таблицу. Что мы новое узнали?

3. Объяснение учителя об изменении глаголов в разных наклонениях.

4.Выполнение упражнений и заданий:

Составьте пословицы и поговорки из данных слов:

1) торопись, не спеши, делом, языком.

2) живи, век, век, учись,

3)раз, отмерь, семь, отрежь, один, раз,

4) пирог, с, держи, ешь, грибами, за, язык, зубами.

Вспомните аналогичные пословицы в украинском языке.

Вывод: это повелительное наклонение глагола, потому что пословицы и поговорки учат, дают советы. Будем прислушиваться к ним.

А сейчас играем в игру «ВТРОЁМ». Сядем по 3 человека (группы-тройки). От глаголов в неопределённой форме    спеть, читать, переписать, помогать, решать один из «тройки» образует и записывает 3 глагола изъявительного наклонения, другие члены «тройки» дописывают условное и повелительное наклонения этих глаголов. Дополнительное задание: определите вид глаголов.

*РАБОТАЕМ В ПАРАХ.

Составьте маленькое юмористическое сочинение «На перемене» (девочки) и «В школьном буфете» (мальчики), используя только глаголы. Почему этот текст понятен? (Главное в тексте действие).

*РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Составьте мини-диалог «Учимся общаться». Выразите друг другу просьбу, приказание, совет, побуждение к действию.

*ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

- Хорошо, когда всё складывается удачно, есть хорошие друзья, в дневнике высокие оценки, в кармане –вкусная конфетка… А если не всё так, как хочется, то каждый хоть иногда мечтал быть волшебником, или хотя бы иметь волшебную палочку. Напишите сочинение –миниатюру «Если бы я был волшебником», используя слова определённого наклонения. Какого? Почему? (Мечты-желаемое, условное наклонение).

*ПЕРЕВОД ТЕКСТА ИЗ УКРАИНСКОГО НА РУССКИЙ.

Любити Батьківщину – це знати і шанувати її історію, мову і культуру свого народу. Моя  Батьківщина – українська земля з її річками і полями, зеленими лісами і синім небом. Я люблю своє маленьке рідне містечко, де живуть хороші роботящі люди, і хочу бачити його у майбутньому квітучим і щасливим. У моєму садку росте молодий кущ калини. Кожного ранку до нього прилітають пташки і будять мене своїм щебетом.

- В каком наклонении использованы глаголы в данном тексте? Что мы можем выразить при помощи глаголов изъявительного наклонения.

*ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Перестройте предложение так, чтобы глаголы употреблялись в повелительном наклонении. Как изменилось содержание?

Семиклассники читают отрывки из художественных произведений.

Вывод об употреблении разных наклонений глаголов.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

*ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ РАБОТЫ?

*ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ЛУЧШЕ ВСЕГО?

*ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Самооценка. Закончите предложение. Я думаю, что на этом уроке…

VI. Домашнее задание.

Параграф 15, упражнение 163 (выбрать посильное задание).

docx
Додано
18 січня 2021
Переглядів
867
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку