Башлык Наталия Блажевна,
учитель русского языка и зарубежной литературы Пятихатской ОШ I-III ст. № 3
Урок русского языка в 7 классе
«Наклонение глагола»
Цель: сформировать у семиклассников понятие о наклонениях глаголов.
Научить различать глаголы изъявительного , повелительного и условного наклонения.
Развивать творческое умение образовывать глаголы разных наклонений и вводить их в выражения.
Воспитывать на основе речевого коммуникативного материала умение видеть прекрасное в жизни людей.
Тип урока: урок формирования языковых и речевых умений и навыков.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Каким словом можно выразить настроение?
А теперь улыбнитесь друг другу и мне Стало светлее… пожелайте другу удачи. Стало солнечно . Давайте видеть вокруг нас красивое и доброе.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
II. Актуализация усвоенных знаний.
Представьте себя учителями. Проверьте и оцените знания своих друзей. Какие вопросы вы зададите по поводу выполненного домашнего задания. Спросите друг у друга о глаголе как части речи.
Проблемный вопрос.
Будет ли полноценной ваша речь без глаголов? Обоснуйте ответ.
III. Целеопределение и планирование.
А) Объявление темы урока (запись на доске и в тетрадях).
Б) Определение цели урока: чему научимся , что поймём, чем обогатимся.
IV. Работа над новым материалом.
1.Слово учителя.
-Эта тема вам уже знакома. Вы сами могли бы всё объяснить. Не верите? Убедитесь сами.
Определите слова, сказанные мной, по их значениям.
*реальное действие (1-е предложение),
*возможное, желательное действие (2-е предложение),
*приказание, просьба, совет (3-е предложенние и 4-е).
2.Слово учителя как итог работы. Работа с учебником.
-Теперь обратимся к учебникам. На стр. … есть параграф ….Посмотрим таблицу. Что мы новое узнали?
3. Объяснение учителя об изменении глаголов в разных наклонениях.
4.Выполнение упражнений и заданий:
Составьте пословицы и поговорки из данных слов:
1) торопись, не спеши, делом, языком.
2) живи, век, век, учись,
3)раз, отмерь, семь, отрежь, один, раз,
4) пирог, с, держи, ешь, грибами, за, язык, зубами.
Вспомните аналогичные пословицы в украинском языке.
Вывод: это повелительное наклонение глагола, потому что пословицы и поговорки учат, дают советы. Будем прислушиваться к ним.
А сейчас играем в игру «ВТРОЁМ». Сядем по 3 человека (группы-тройки). От глаголов в неопределённой форме спеть, читать, переписать, помогать, решать один из «тройки» образует и записывает 3 глагола изъявительного наклонения, другие члены «тройки» дописывают условное и повелительное наклонения этих глаголов. Дополнительное задание: определите вид глаголов.
*РАБОТАЕМ В ПАРАХ.
Составьте маленькое юмористическое сочинение «На перемене» (девочки) и «В школьном буфете» (мальчики), используя только глаголы. Почему этот текст понятен? (Главное в тексте действие).
*РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Составьте мини-диалог «Учимся общаться». Выразите друг другу просьбу, приказание, совет, побуждение к действию.
*ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
- Хорошо, когда всё складывается удачно, есть хорошие друзья, в дневнике высокие оценки, в кармане –вкусная конфетка… А если не всё так, как хочется, то каждый хоть иногда мечтал быть волшебником, или хотя бы иметь волшебную палочку. Напишите сочинение –миниатюру «Если бы я был волшебником», используя слова определённого наклонения. Какого? Почему? (Мечты-желаемое, условное наклонение).
*ПЕРЕВОД ТЕКСТА ИЗ УКРАИНСКОГО НА РУССКИЙ.
Любити Батьківщину – це знати і шанувати її історію, мову і культуру свого народу. Моя Батьківщина – українська земля з її річками і полями, зеленими лісами і синім небом. Я люблю своє маленьке рідне містечко, де живуть хороші роботящі люди, і хочу бачити його у майбутньому квітучим і щасливим. У моєму садку росте молодий кущ калини. Кожного ранку до нього прилітають пташки і будять мене своїм щебетом.
- В каком наклонении использованы глаголы в данном тексте? Что мы можем выразить при помощи глаголов изъявительного наклонения.
*ТВОРЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Перестройте предложение так, чтобы глаголы употреблялись в повелительном наклонении. Как изменилось содержание?
Семиклассники читают отрывки из художественных произведений.
Вывод об употреблении разных наклонений глаголов.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
*ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ СВОЕЙ РАБОТЫ?
*ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
*ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?
Самооценка. Закончите предложение. Я думаю, что на этом уроке…
VI. Домашнее задание.
Параграф 15, упражнение 163 (выбрать посильное задание).