До розіграшу
залишилось:
11 днів
Конкурс розробок «Вчительська десятка»
Розробки додавай – подарунки вигравай!

«ЧЕГО НЕ МОГУТ ВЗРОСЛЫЕ?» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Про матеріал

«ЧЕГО НЕ МОГУТ ВЗРОСЛЫЕ?»

по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; помочь осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и философских представлений учащихся; совершенствовать навыки сознательного чтения, умения выражать свои мысли, творческое воображение; приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.

Перегляд файлу

                           «ЧЕГО НЕ МОГУТ ВЗРОСЛЫЕ?»

по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; помочь осознать и осмыслить идейное содержание сказки; содействовать развитию творческих способностей и философских представлений учащихся; совершенствовать навыки сознательного чтения, умения выражать свои мысли, творческое воображение;  приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.

                                          Ход урока

  1. Организационный момент

Я знаю, что сегодня каждый из вас волнуется больше меня, потому что вы получили творческое ДЗ. Кто-то готовил его в парах, кто-то в группах, кто-то самостоятельно. Не волнуйтесь, расслабьтесь, вдохните побольше воздуха, улыбнитесь, у вас все получится, вы умницы, я верю в вас!

  1. Актуализация опорных знаний

Слово учителя  На предыдущем уроке мы начали разговор о пилоте, конструкторе, изобретателе, писателе, о бесконечно добром и заинтересованном в мировой справедливости человеке – Антуане Экзюпери и его философской сказке «Маленький принц».

??? Кто же мне скажет, что такое философская сказка?

Взрослые часто забывают, что они тоже были детьми. «Мы все родом из детства». Вы у меня тоже вроде бы уже взрослеете, и перед тем как мы начнем с вами решать проблемы взрослых я хочу с вами немножко поиграть и вспомнить все то, о чем мы говорили на прошлом уроке. Давайте восстановим в памяти начало сказки

  1. Наш рассказчик рассказал нам , что в детстве он нарисовал рисунок и когда показал свое творение взрослым, они сказали, что он нарисовал____________

(шляпа)

  1. А на самом деле это был___________(удав)
  2. Взрослые отбили охоту у нашего рассказчика к рисованию и он решил выбрать другую профессию, профессию___________(летчика)
  3. Сколько лет назад рассказчику пришлось совершить вынужденную посадку в пустыне______________(шесть)

7. В какой пустыне он совершил посадку?_________ (Сахара)

5. Утром на рассвете летчика разбудил тоненький голосок, он попросил нарисовать_______(барашка)

 

                                                                                                                                2

10. Никак не мог нарисовать летчик барашка, которого просил его новый друг, и он барашка куда посадил _____________(ящик)

6. Рассказчик узнал, что принц прилетел с другой_____________(планеты)

8.9. Как называлась его планета _______________(астероид В-612)

11. Этот астероид был замечен лишь один раз в 1909 году, через какой аппарат______(телескоп)

??? Кто  нам расскажет о планете Маленького принца?

3. Сообщение темы и цели урока

??? Какое ключевое слово в нашем кроссворде – ПУТЕШЕСТВИЕ

Сегодня мы отправимся вместе с Маленьким принцем в путешествие, на пути нам будут встречаться странные взрослые.  Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа. Мы попытаемся сегодня подсказать взрослым, в чем они не правы.

Тема сегодняшнего урока – «Чего не могут взрослые?»

Эпиграфом к уроку я взяла слова

                                                          Истина для человека – этo  то, что делает его человеком.

4.Работа над новым материалом

Прежде чем отправиться  в путешествие с Маленьким принцем скажите мне

???Почему Маленький принц покидает свою планету?

Да одной из причин этого есть его любимая Роза. Давайте посмотрим, что случилось между ним и Розой.

(Инсценировка разговор Розы с Маленьким принцем)

??? Какие же слова из этой главы являются мудрыми и несут в себе философский смысл?

***Глупо лгать, когда тебя так легко могут уличить во лжи

***Пустые слова не стоит принимать к сердцу

???Как вы понимаете смысл этих слов?

На прошлом уроке мы начали собирать Мудрые слова А.Экзюпери. Давайте запишем и эти слова в тетрадь

Маленький принц ещё не умеет любить.  Он обижается на цветок, не понимает, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький

                                                                                                                                                  3

принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.

На прощание с Розой мы оставим первый наш образ – символ.

(ученики, готовившие образ, защищают его)( на столе сердце – символ любви и роза)

Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых поодиночке живут разные взрослые люди.

Итак, отправляемся в путешествие! Закройте глазки и мысленно вместе с Принцем мы перенесемся на ближайший астероид 325, на котором жил Король!  (на доске появляется картинка с Королем)

(инсценировка встреча Принца с Королем)

??? Из уст Короля прозвучали мудрые слова. Какие это слова?

***Себя судить куда труднее, чем других ( Запись в тетрадь)

???Следует ли сам Король этому?

??? В чем не прав Король?

??? Есть ли такие люди среди нас?

???Что бы вы посоветовали таким людям?

(образ-символ 2 чаши  весов с двумя коронами)

А мы опять закрываем глазки, садимся по- удобней и летим дальше!

И мы с вами на планете Честолюбца (на доске- картинка Честолюбца)

(инсценировка встречи Принца с Честолюбцем)

??? Давайте подберем синонимы к слову тщеславие, честолюбие?

   Честолюбие — жажда известности, стремление к почетному положению.

   Если оно развито в человеке в разумных пределах, то это неплохо. Но если

   честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие.

Человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, постепенно теряет все нормальные человеческие чувства, он начинает смотреть на людей как на объекты для скорейшего осуществления своих планов.

??? Есть ли такие люди среди нас?

??? Какие слова имеют философский смысл?                                                                                                                                       

*** Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвалы (запись в тетрадь)                4

??? Чего же не могут понять взрослые?

(Показ образа –символа 3 зеркало с надписью)

Расправим крылышки, закроем глазки и путешествуем дальше. Мы очутились на планете Пьяницы (картинка на доске)

(инсценировка сцены Пьяница и Маленький принц)

??? Какая жизнь у Пьяницы?

??? Почему пьёт Пьяница? Есть ли выход из этого положения?

??? Такие люди есть и сейчас среди нас. Как помочь им?

(образ-символ4 разбитые бутылки)

Недолго задержался Принц на этой планете, и мы вместе с ним перелетаем на планету Делового человека (картинка на доске)

(инсценировка Деловой человек и Принц)

???С каким человеческим пороком встречается здесь Маленький принц?

??? Какая польза от того, что Деловой человек считает звезды и  потом эту бумажку с подсчетами кладет в ящик и закрывает на ключ?

Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна.

??? Есть такие случаи в нашей жизни?

??? Что мы можем предложить Деловому человеку?

(образ – символ 5  ваза с мелочью)

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя.

Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.

Свое путешествие с Маленьким принцем мы продолжим на следующем уроке.

«Свободный микрофон»

??? Скоро вы станете тоже взрослыми. О чем вы будете помнить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф Истина для человека – этo  то, что делает его человеком.

1. Расскажите о Маленьком принце и его планете

 Маленький принц живет один на маленькой планете, на которой нет ничего, кроме вулканов.

 Маленький принц постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом.

 Каждый день принцу приходиться пропалывать землю, так как из космоса может залететь семя баобаба, прорасти и разорвать планету на части.

 Единственное развлечение Маленького принца -  смотреть на закат солнца.

5. Почему же Маленький принц покидает эту планету?

 Маленький принц ещё не умеет любить.

 Он обижается на цветок, не понимает, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание.

 Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь.

 Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.

 

На предыдущем уроке мы начали разговор о пилоте, конструкторе, изобретателе, писателе, о бесконечно добром и заинтересованном в мировой справедливости человеке – Антуане Экзюпери.

 

Его герои – искатели не только приключений, а правды, истины, справедливости и добра.

 

учитель

Маленького принца волнуют те же вопросы, что детей и взрослых: что имеет настоящую цену в жизни, что составляет основу человеческого счастья? Для него мало просто жить, надо жить честно и достойно. И он так живет, так как не потерял нравственные ориентиры. У Маленького принца своя шкала ценностей.

Назовите некоторые из них.(Добро, Любовь, Причастность, Мудрость, Скромность)

И если каждый из вас выстроит свою шкалу ценностей, как Маленький принц, то и вы тоже будете жить достойно и честно

Итак, в поисках друга Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых поодиночке живут разные взрослые люди.

 

Почему у астероидов вместо названий номера, почему астероиды не заслуживают названия? Такие вопросы возникли у нас по прочтению. Попробуем ответить.

Ученик: Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

Ценности – то, что важно, что имеет значение. Ценности нужно разделить на истинные и мнимые.

Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые.

Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они мнимые.

Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя.

Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.

 

заключительное слово учителя.

Спасибо. Вы знаете, я очень рада, что вы так внимательно читали это произведение, и многие из вас не прошли мимо строк, над которыми задумывалась я, задумывались, может быть, ваши родители, читая эту книгу, и тысячи других ее читателей. Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Мы с вами сейчас увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому. Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно.

 

Каким правителем был король? В чём заключались его ошибки?

Планета Короля

1. На астероиде № 325 он встречается с королём.

 

Какой порок отражает    этот герой?

 

Властолюбие. Он хочет властвовать безгранично над всеми.

Но такой ли уж этот Король отрицательный персонаж, или можно найти в нём положительные черты?

Он справедливый монарх, считающий, что власть должна быть, прежде всего, разумной (гл. 10).

Можно ли сказать, что Маленький принц и Король проходят через искушения?

Они стоят перед искушением властью. Маленький принц отказывается от соблазна стать министром юстиции и выносить смертный приговор крысе. А Король это испытание не выдерживает. Он лишён чувства любви к ближнему.

А почему Маленький принц помедлил и не сразу отправился в путь?

Может быть, он ещё раздумывает над предложением стать министром. Или он ждёт, что Король раскается, ведь он уже стар и ему необходимо покаяние.

Короли смотрят на мир очень упрощённо: для них все люди подданные.

-Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинять трагедию, или обернуться чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват- он или я?

-Вы ваше величество,- ни минуты не колеблясь, ответил

Маленький принц.

ВЫВОД, ОПЫТ: С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной.

   «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».

Вывод: Правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них большего, чем то, на что они способны.

Есть такое мнение: не отдавай приказа, поручения, если ты точно знаешь, что его нельзя выполнить.

Планета честолюбца

 

-Почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

-Да ведь на твоей планете больше и нет никого.

-Доставь удовольствие. Всё равно восхищайся мной.

Словарная работа со словом тщеславие.

ВЫВОД: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвалы. Им никто не нужен.

Что такое честолюбие? В чём заключается опасность безмерно      развитого честолюбия?

   Честолюбие — жажда известности, стремление к почетному положению.

   Если оно развито в человеке в разумных пределах, то это неплохо. Но если

   честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие.

   «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

Вывод: Человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, постепенно теряет все нормальные человеческие чувства, он начинает смотреть на людей как на объекты для скорейшего осуществления своих планов.

Встреча с пьяницей

Планета пьяницы

Бессмысленная жизнь, глух ко всему. Когда пьешь, теряешь ощущение жизни, все ее радости, умираешь нравственно.

-Что ты делаешь? - спросил Маленький принц.

-Пью,- мрачно ответил пьяница.

-Зачем?

-Чтобы забыть, что мне совестно,- признался пьяница.

-Отчего тебе совестно?

-Совестно пить

 Почему пьёт пьяница? Есть ли выход из этого положения?

   Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение.

   Напившись, пьяница утрачивает чувство стыда. Каждый человек должен

   найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

Вывод: Каждый человек может изменить свой образ жизни, если очень этого

                   захочет. Нужно бороться со своими слабостями, а не потакать им.

Планета делового человека.

Бессмысленная деятельность. Заработать, чтобы зарабатывать ещё больше. Рассуждает, как пьяница.

«Мне мечтать некогда, я человек серьезный».

Бессмысленное существование. Нет цели, что-то меняющей. Бездуховное существование это не жизнь.

 

В чём неполноценность жизни дельца? Что он теряет, углубившись     в свои бесконечные расчёты?

   Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

Вывод: Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая

                   прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна.

Деловому человеку. С каким человеческим пороком встречается здесь Маленький принц?

Жадность. Прибирает к рукам всё, что плохо лежит. Он решил, что звёзды его, потому что ничьи, а он первый до этого додумался.

 

Зачем нужны на свете фонарщики?

   Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море моё пустынно, на море тишь да гладь...

Может быть, это стыдно — так безнадёжно ждать?

Напрасный огонь лучится, виден издалека...

Я не могу отлучиться с забытого маяка.

Я не могу отлучиться ни на единый час,

Вдруг что-нибудь случится с тобой... А огонь погас!

Вывод: На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи,

                   во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.

 

— Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит он нам? (Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но помни: ты всегда в ответе за того, кого приручил. Маленький принц понял, что его Роза — совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил ее и теперь за нее в ответе. Лис сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.)

— Потом — поиск воды, долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота», из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу». Как вы это понимаете? (Всё в жизни непростое — роза, звёзды, смех... только нужно это видеть сердцем.)

— Как вы понимаете слово «приручить»? (Надо не только давать живому существу вволю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье; не просто давать то, что необходимо для жизни, — это может всякий, — а приручить — это всегда требует таланта, и не обычного, а самого редкого — таланта сердца.)

— Какая мудрость открывается нам писателем?

Ответ 1-й.Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.

Если мы взяли к себе животное, если у нас есть ребёнок, если мы ухаживаем за больным человеком, значит, мы ответственны за их жизнь, мы не должны их предавать.

Ответ 2-й.Зорко одно лишь сердце. Иногда человек делает не то, что хочет, и говорит не то, что думает в силу обиды или настроения. Мы должны понять его состояние, почувствовать сердцем его настоящие чувства.

Ответ 3-й.Стихи Сильвы Капутикян, которые подтверждают эту мудрость:

Да, я сказала «уходи»,

Но почему ты не остался?

Сказала я: «Прощай, не жди»,

Но как же ты со мной расстался?

Моим словам наперекор

Глаза мне застилали слезы...

Зачем доверился словам?

Зачем глазам не доверял?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
До підручника
Зарубіжна література 7 клас (Волощук Є.В.)
Додано
21 лютого
Переглядів
282
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку