Цель данного урока - повторить и обобщить изученный материал в 5 классе о простом и сложном предложении и пунктуации в простом и сложном предложении, развивать навыки синтаксического разбора предложения, воспитывать любовь к родной природе, наблюдательность, развивать творческие способности учащихся.
Русский язык. 6 класс
Тема: Простые и сложные предложения. Пунктуация в простых и сложных предложениях (повторение изученного в 5 классе)
Цель: повторить и обобщить изученный материал в 5 классе о простом и сложном предложении и пунктуации в них, развивать навыки синтаксического разбора предложения, воспитывать любовь к родной природе, наблюдательность, развивать творческие способности учащихся.
Учебник: «А.Н. Рудяков и др. Русский язык 6 класс. Учебник для школ с русским языком обучения», Киев, «Грамота», 2014
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель сообщает классу тему и задачи урока.
2. Актуализация опорных знаний.
- Словарная работа. Вставить пропущенные буквы в словарных словах, которые изучались в 5 классе.
А…ея, тра…а, ш..фер, …втобус, тро…ейбус, па…ажир, тра…вай, велос..пед.
Задание: вставить пропущенные буквы. Разыграть диалог на тему «В пассажирском транспорте»
- Игра «Четвертое лишнее»:
А) осенняя пора;
Б) наступила осень;
В) листья на дорожках;
Г) осенняя паутина.
Делаем вывод: «лишним» является вариант Б) наступила осень, так как это предложение, а во всех других вариантах представлены словосочетания. Вот сегодня мы и будем говорить о предложениях, их видах и постановке знаков препинания в них.
3. Работа по повторению изученного материала в 5 классе.
- А начнем нашу беседу со слов известного поэта:
- Какие чувства испытываете вы, когда читаете эти строки? Есть ли у вас любимые стихи об осени?
На этом уроке мы будем работать с предложениями об осени, осеннем настроении. Читаем текст. (Вспомнить, что мы знаем о тексте, его признаках.)
Задание:
- выполнить синтаксический разбор четвёртого предложения.
- Вспомним, какие слова в предложении называются однородными. Есть ли в тексте предложения с однородными членами? Какими членами предложения они являются?
-К кому обращается автор в последнем предложении? Как называются слова, называющие того, к кому мы обращаемся с речью? Составить схему последнего предложения?
- Какое предложение соответствует схеме: [ +++,… ?]
- Проверка домашнего задания (упр. 15.Уч-ся должны были определить, какое предложение соответствует данным в упражнении схемам)
- Перед вами 2 предложения. И в одном, и в другом есть союз и. Определить, к каким схемам относятся данные предложения. Объяснить постановку знаков препинания.
А) Утром небо было хмурым, и казалось всё понурым.
Б) Ветер листья посрывал и под ноги разбросал.
1. [ ],и [ ] 2.[ O и O]
- А теперь поговорим о сложных предложениях. Вспомните, какие предложения называются сложными? Чем сложные предложения отличаются от простых?
Укажите сложные предложения, подчеркните грамматическую основу:
А) Следом за летом осень идёт,
Жёлтые песни ей ветер поёт.
Б) Падают с ветки жёлтые монетки...
В) Заглянула осень в сад ,
Птицы улетели.
г) За окном с утра шуршат
Жёлтые метели
- А теперь проявите своё творчество. Продолжите предложение так, чтобы у вас получилось сложное предложение:
- Подул резкий осенний ветер…
- Издалека послышался крик журавлей….
- Деревья примерили свой праздничный наряд…
4.Подведение итогов:
Назовите слово по его определению:
- главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? Что?...
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? Чей?
- Слово, называющее того, к кому мы обращаемся с речью…
- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения…
- предложения, в состав которых входит две или несколько грамматических основ…
5. Домашнее задание: