Мы живем в современном мире, который не стоит на месте. Мы постоянно узнаем что-то новое, учимся чему. Интернет уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы им пользуемся каждый день. Компьютер, телефон,планшет,ноутбук-есть практически у каждого человека.
В истории развития технологий появление смартфонов занимает особое место. Люди воспринимают гаджет как архив собственной личности, из которого нон-стоп появляются сообщения и напоминания о том, как следует себя вести, что думать, кем быть. Более половины респондентов, в 2015-м принявших участие в исследовании американского Института Гэллапа (Вашингтон, США), признались, что не представляют своей жизни без смартфона. Но на самом ли деле так всели так хорошо?
Нам кажется, что в эру цифровых технологий, когда мы получаем информацию мы должны становиться умнее. Этого не происходит. Гаджеты гиперстимулируют зоны мозга, отвечающие за расшифровку визуальных образов. В этот момент мозг включается в режим потребления информации, он не тренируется, выходит эффект «в одно ухо влетело, в другое – вылетело».Остальные зоны мозга недостимулируются и постепенно деградируют.Цифровое слабоумие становится главной проблемой всех стран с быстрым интернетом, где смартфоны есть у большей части населения.
Ученые еще в 2007 году доказали, что все больше детей страдают расстройством внимания, у них ухудшается память, зрение, самоконтроль, также они способны страдать депрессией. Исследования показали, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
Суровая правда жизни гласит, что семилетний ребенок проводит у экранов больше года своей жизни, а восемнадцатилетний – более четырех лет!
Я на своем примере столкнулась с этой проблемой. У детей разного возраста проявляются одни и те же проблемы. Им сложно усвоить новый материал, запомнить или повторить новую информацию. Им сложно сконцентрироваться на задаче. Появляются проблемы с формулировкой мыслей. Для них становиться непосильным трудом пересказать что-то или ответить на поставленные задачи. Особенно это видно на уроках музыкальной литературы. После прослушивания музыкального материала я прошу рассказать, описать или просто поделиться своими впечатления от услышанного. Ответы детей просто поражают.
Если они слушали грустную музыку, то она у них связанна с разряженным телефоном, отключенным вай-фаем или проигрышем в игре. Веселая- с покупкой нового телефона, или разрешением поиграть за компьютером. У них на столько минимизировалось воображение, что они начинают все больше и больше примитивно мыслить. Отсутствие желания читать, рисовать, заниматься творческими делами сказывается все более пагубнее на подростающем поколении.
Но выход есть всегда. Какой бы возраст не был у ребенка, его всегда можно заинтересовать. Если у педагога это получится,то он забудет обо всем на свете. Мне очень нравится работать с маленькими детьми. С ними можно посмотреть на разные вещи с разных сторон. Они всегда говорят правду, то что думают,что чувствуют. Порой мы можем даже многому у них научится.
Но чем заинтересовать? На примере своей практике я расскажу как это делаю я.
1)Если ко мне идут дети на музыкальную литературу, то перед началом урока(на перемене) включаю музыку Моцарта, Шуберта, Чайковского. Если у меня тема урока биография композитора, то звучат непосредственно его сочинения. Прослушивание данной музыки активизирует работу практически всей коры головного мозга. В результате этого стимулируются мыслительные процессы и улучшается память. такой способ гарантированно привлечете внимание детей.
На уроках музыкальной литературы в частности я обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка. Потому что работа на уроке будет зависит от того в каком каком настроении он пришел на урок. Задача преподавателя понять в чем проблема и исправить ее.
На личном опыте я поняла, что внимание и заинтересованность детей проявляется когда каждый урок мы начинаем с чего-то нового. Я никогда не даю тему урока разу после звонка. К ней нужно подвести. И сделать это так что бы интерес сохранялся на протяжении всего урока.
Например,биографический урок урок можно начать со сказки или рассказа.
К примеру, Моцарт…
Детские годы Моцарта (отрывок)
«Прошла зима. Весна осыпала землю зеленью и цветами. Пришло лето и озолотило на нивах тучную жатву.
Вечерело. По опушке парка, окружавшего загородный замок князя-архиепископа Зальцбургского, по направлению к городу Зальцбургу, плелся с поникшей головой одинокий путник. То был придворный вице-капельмейстер Леопольд Моцарт. Вдруг его сзади окликнул знакомый голос. Он оглянулся и с радостью узнал графа Герберштейна, известного знатока классической музыки и щедрого покровителя музыкальных талантов.
- Вы, Моцарт, тоже идете в город? - спросил граф. - Какой чудесный вечер! Я предпочел пройтись пешком, а коляску услал вперед. Но что это вы так мрачны, точно чем-то расстроены?
- Признаться, граф, - отвечал со вздохом Моцарт, - семейные заботы меня одолели. Средства мои всё те же, а дети подрастают. На грех ещё. Господь не обидел их талантом: зажег в них божественную искру. Вот сердце и обливается кровью при мысли, что для развития таланта нужно свободное время, а главное - средства.
- Ах, кстати, Моцарт, - прервал его граф, - у меня есть к вам просьба.
- Что прикажете?
- я уже давно отложил двадцать пять дукатов на новуш мысу камерной музыки. Не возьметесь ли вы сочинить её для меня?
Краска смущения бросилась в лицо вице-капельмейстера.
- Вы слишком добры, граф, - пробормотал он. - Я говорил вам о своих стесненных обстоятельствах вовсе не с тем, чтобы...
- Охотно верю, - поспешил успокоить его граф. - Но пьеса мне, в самом деле, нужна; а к кому же я мог обратиться, как не к вам, опытному композитору? Или у вас нет времени для этого?
- Как не быть... Не днем, так ночью...
- Стало быть, я могу вполне рассчитывать на вас? - приветливо промолвил граф, протягивая ему руку. - Вы сейчас упомянули о божественной искре. Так она есть и в ваших детях?
- О, да! - отвечал, оживляясь, Моцарт, - особенно в мальчугане. Поверите ли, граф, он уже теперь, на четвертом году, премило играет на фортепьяно!
- Не может быть!
-- А уж память-то какая - просто удивительно! - продолжал, все более и более одушевляясь отец, - любой менуэт разучит вам в полчаса, а большую пьесу - за час.
Маленький Вольфганг между тем был дома не без дела. Его мать и сестра сидели в другой комнате за рукоделием; на окне канарейка в клетке заливалась звучными трелями, а сам он вскарабкался с ногами на отцовское кресло и, облокотившись ручонками на письменный стол, глубоко о чем-то задумался.
- Да ведь это не ребенок, а какой-то феномен, восьмое чудо света! - воскликнул изумленный граф, останавливаясь на ходу. -Послушайте, Моцарт, пожалуйста, покажите мне вашего сына.
- с удовольствием, граф, хоть сейчас...
- И прекрасно!
Собеседники дошли в это время до городских ворот и направились к скромному домику вице-капельмейстера.
Маленький Вольфганг между тем был дома не без дела. Его мать и сестра сидели в другой комнате за рукоделием; на окне канарейка в клетке заливалась звучными трелями, а сам он вскарабкался с ногами на отцовское кресло и, облокотившись ручонками на письменный стол, глубоко о чем-то задумался.»
Или к примеру Ф.Шопен
«Фредерик слушает пение»
«После завтрака карета стояла у ворот в полной готовности. В окно было видно, как кучер Матеуш ходил около лошадей, поглаживал их по спинам, проверял колёса на крепость. Видно было, как прошёл к карете граф Скарбков с женой, сыном Яном 9-ти лет и 7-летней дочкой Магдалиной.
-Давай, сынок, пошли. Неудобно, чтобы нас ждали,- сказал папа, Николя Шопен, который служил у графа гувернёром и учителем французского языка.
Граф часто выезжал с детьми на загородные прогулки и папа, как гувернёр, должен был сопровождать детей. Но сегодня в первый раз Николя брал с собой на такую прогулку семилетнего Фредерика.
Погода была прекрасная, лошади бежали весело, и уже через час карета остановилась во дворе усадьбы графа.
-Идите, прогуляйтесь,- сказала графиня. -Ждём вас к обеду.
-Пошли в лес,- предложил Шопен старший.
-Ура!- закричал Ян.- В лес. Будем собирать грибы и ягоды.
-Тогда возьмите в карете корзинки.
Компания подошла к деревне, за которой начинался лес.
И тут неожиданно из окна ближайшей хаты раздалось пение. Женский голос тихо и задушевно пел польскую народную песню. Фредерик, как заворожённый, пошёл на звуки голоса. Тоненький ручеёк мелодии нежно переливался, лился серебряной струйкой, звенел. Мальчик стоял под окнами и не мог шевельнуться.
Папа и дети вышли из деревни и вошли в лес. Они были так увлечены поисками грибов и ягод, что не сразу заметили исчезновение маленького Шопена.
-Ян, Магдалина, вы не видели Фредерика,- заволновался Николя.
-Нет, не видели.
-Ау, Фредерик!- стал кричать папа. -Ау, - кричали Ян и Магдалина.
Они кричали долго, но никто не отзывался.
-Странно,- удивился папа. -Неужели он заблудился? Придётся вернуться, позвать народ и прочесать лес.
Они вернулись в деревню и сразу натолкнулись на Фредерика. Малыш неподвижно стоял под окнами хаты, из окон которой всё ещё слышалось женское пение.
-Сынок, ты что здесь делаешь?
-Тише папа. Я слушаю.
-Как слушаешь? Мы тебя всюду ищем. С ума сходим.
Николя кинулся к сыну, повернул его лицом к себе, хотел отругать, но замолчал. Лицо Фредерика было залито слезами. Мальчик слушал пение женщины и плакал…
Много позднее, став всемирно известным композитором, Шопен часто писал свои произведения на основе польской народной музыки…»
2)Еще одной формой работы является рисование под музыку. Через синтез этих действий развивается воображение ребенка. Так ему проще понять музыку и прочувствовать. Под конец урока можно устроить конкурс рисунков. На самый красочный,креативный, интересный и т.д. Это пробудит интерес ребенка к музыке. Некоторые рисунки мы вывешивали в холе школы, что бы родители могли посмотреть насколько их дети талантливы))
На сольфеджио я часто в младших классах использую игровые формы.
1)Игра «эхо»-дети эхом повторяют ноты , музыкальный или ритмический рисунок.
2) «Тайная нота». На доске в разброс написаны ноты. Ребята выбирают одну ноту (например «ре»). Их задача не произносить эту ноту вслух. Я показывают им на доске ноты, они их называют. Если показываю на ноту «ре» они молчат. Проиграет тот кто ее называет. С каждым разом скорость показывания нот увеличивается.
3)На теме «Длительности» детям очень нравится выкладывать карточки, исполнять ритмические рисунки с помощью шумовых инструментов (маракасы, бубен, ложки).
4)игра «найди-ка». Дети закрывают глаза,в кабинете прячется карточка с длительностью. Под музыку ребенок должен найти карточку. Если музыка звучит тихо, то он далеко от нее, если громко то рядом. Так же можно в качестве «подсказок» использовать разной высоты регистры.
Я уверена что каждый педагог сможет заинтересовать ребенка увлечь его если он сам горит своими делом. Мне повезло я люблю свою работу, поэтому видеть улыбки детей и слышать после урока как им все понравилось наивысшая благодарность.