Розробка конспекту уроку з російської мови для 4 класу з використанням технології "Критичне мислення", а саме: " Кластер" , " Спіймай помилку", " Інсерт", " Вірю , не вірю." Підібрані цікаві завдання для роботи в групах, парах, та індивідуально.
Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».
Тема урока: Несклоняемые имена существительные. Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели:
Приемы: «Лови ошибку», кластер, «Верите ли вы…», « Инсерт»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая.
Ход урока:
І Вводно-мотивационный этап
---- Дети, вам тепло? (Да !)
--- В классе светло? (Да!)
----Прозвенел уже звонок? (Да!)
---Уже закончился урок? (Нет!)
----- Только начался урок? (Да!)
----Хотите учиться? (Да!)
----Значит можно всем садиться!
–Здоровья всем, радужного настроения!
Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
- Попробуйте догадаться какой будет тема урока. Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл.
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
- Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете
доказать?
- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
--Ребята , можем ли мы назвать имя существительное хлеб важным для человека .
-- А какие еще значимые имена существительные вы знаете?
-- Назовите свое любимое имя существительное .
-- Скажите какое самое красивое для вас имя существительное.
--Назовите пушистые имена существительные..
-- А колючие имена существительные есть?
--От каких имен существительных становится тепло.
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?
-Какие задачи мы поставим перед собой на урок?
(Что я знаю об именах существительных?
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи.
II Cтадия «Вызова»
-- Хотелось бы, что бы знания были систематизированы.
1. Составление кластера
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания, мы составим кластер .
Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
(далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ)
- А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим.
3. Прием «Лови ошибку».
- Каждая группа получит задание. В этом задании даны словосочетания. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки. 4 минуты
А. 1) Работать на фабрике (предложный)
2) По широкой улице (дательный)
3) Выйти без пальта (родительный)
4) Гордиться учеником (винительный)
Б. 1) Смотрю в окно (именительный)
2) Фотографироваться с кенгурой (творительный)
3) Мечтаю о собаке (предложный)
4) Склоняется по падежам (дательный)
В. 1) Сидеть на троне (предложный)
2) Посыпались с неба (винительный)
3) Укрыть одеялом (творительный)
4)Ехать в метре (предложный)
(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)
- К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?
(есть ошибки в определении падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде).
-Никаких вопросов у вас не возникает?
(Что это за слова? Чем они отличаются от других имён существительных? Как такие слова называются? Много ли таких слов в русском языке? Откуда они появились в русском языке? Зачем их нужно знать? )
ІІІ. Стадия « Осмысление».Восприятие и переработка информации.
- Вот как много вопросов мы перед собой поставили.
- С какого начнём?
- Что это за слова? Есть предположения? (Допустим, скажут, что эти слова не изменяются)
-Как не изменяются? По каким признакам?
-Кто сможет предположить, как такие слова в русском языке называются?
- Где можем проверить свои предположения? (в учебнике, в справочнике по грамматике, спросить у учителя или у родителей)
3. Чтение с пометками.
На партах лежит текст у каждого ученика
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму: вхожу в метро, вижу метро (в. п.), любуюсь метро (т. п.).
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри, пальто, шоссе, пианино, депо, какао, трюмо, вето, самбо, желе, кафе, , купе, плато, портмоне), так и имена собственные (Франко, Шевченко , Ровно, Баку).
К несклоняемым существительным относятся:
Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, шерстяное кашне, столичное метро, интересное интервью. К мужскому роду относится, например, чёрный кофе; к женскому- широкая авеню.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам, фрау, леди, мисс), и к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных (конферансье, какаду, шимпанзе).
Род несклоняемых имён существительных — географических названий определяется родом тех имён существительных нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены: Сухуми (город) — мужского рода; Колорадо (река) — женского рода.
- - Прочитайте с пометками (помечают новое знание и под вопросом то, что требует объяснения).
- Обменяйтесь в парах информацией и покажите свою готовность.
- Что – нибудь стало понятнее? Какую новую информацию получили?
(1. Эти слова называются несклоняемые имена существительные .
2. Они так называются, потому что не изменяются по числам и имеют одну и туже форму в любом падеже. Где можно проверить ? Работа со словарем. Дети находят 2-3 слова и проверяют.
3.У них нет окончаний … Как графически показать это свойство?)
-- У этих существительных можно определить падеж? (Да!) (Нет!)
-- Как же это проверить?
(1. провести исследование, понаблюдать, сделать выводы; 2. Прочитать в справочнике по грамматике.)
- Попробуем провести эксперимент и понаблюдать, подтвердится наше предположение или нет?
-Составьте предложение с одним из наших слов («Вчера из кино мы ехали в метро»
-Попробуйте (в парах) определить род и падеж несклоняемого имени существительного.
- К какому выводу вы пришли? (Падеж можно определить по вопросу и предлогам, род тоже определяется - средний)
Минута отдыха
4 .Работа в группах
---Ребята, я для вас приготовила задание. Попробуйте найти и записать все несклоняемые существительные в тексте, который вам прочитает Вероника.
«Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!»
---Давайте зачитаем эти слова. ( Зачитывают отдельные дети с каждой группы). Справка учителя из каких языков пришли эти слова..
. На какой вопрос мы уже получили ответ? (Откуда в нашем языке появились несклоняемые существительные)
- Какой вопрос остался без ответа? (Зачем их нужно знать? Предположения?)
- Попробуйте получить ответ на этот вопрос, прослушав стихотворение.
5. Решение учебной проблемы
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
– Что вас удивило, рассмешило? (Неверно употреблены существительные.)
– О чем это стихотворение? (О том , как не надо говорить.)
– А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение . (Учащиеся в группах читают по одному четверостишию, исправляя ошибки.)
- Получили мы ответ, зачем нужно знать несклоняемые имена существительные? (Правильно употреблять их в речи)
III. Стадия «Рефлексия».
- На все ли вопросы получили ответы?
- Надо ли проверить, насколько уверенно вы чувствуете себя в новом знании?
«Верите или не верите». ( Да—зеленый, Не знаю—синий. Нет—красный)
-Вернёмся к нашему кластеру. Что мы забыли сделать? (Найти место новому знанию).
-Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Кто очень хорошо работал на уроке поднимет зеленый кирпичик.
- Кто считает , что ему надо потрудиться еще над этой темой - синий кирпичик.
--А кому нужна моя помощь ,поднимите красный кирпичик.
- Чтобы чувствовать всем себя увереннее, что нужно сделать?
-Домашнее задание.
-Запишите.
- Всем спасибо!
1