Урок " Обобщение материала по теме имя существительное. Несклоняемые имена существительные."

Про матеріал

Розробка конспекту уроку з російської мови для 4 класу з використанням технології "Критичне мислення", а саме: " Кластер" , " Спіймай помилку", " Інсерт", " Вірю , не вірю." Підібрані цікаві завдання для роботи в групах, парах, та індивідуально.

Перегляд файлу

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.  Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Цели:  

  • обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;  
  • познакомить   с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи;
  • познакомить с происхождением и значением некоторых несклоняемых существительных;
  • учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
  • развивать умения правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные;
  • формировать способность к самооценке и оценивать действия партнера.

 

Приемы:    «Лови ошибку»,  кластер, «Верите ли вы…», « Инсерт»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая.

 

 

Ход урока:

І Вводно-мотивационный этап

 ---- Дети, вам тепло? (Да !)

--- В классе светло? (Да!)

----Прозвенел уже звонок? (Да!)

---Уже закончился урок? (Нет!)

----- Только начался урок? (Да!)

----Хотите учиться? (Да!)

----Значит можно всем садиться!

–Здоровья всем, радужного настроения!

Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!

Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

 

 

- Попробуйте догадаться какой будет тема урока. Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)

- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл.

 

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно.  Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка»  Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

 

 

- Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете

доказать?

- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.  Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)

--Ребята , можем ли мы назвать  имя существительное хлеб важным для человека .

-- А какие еще значимые имена существительные вы знаете?

--  Назовите свое любимое имя существительное .

-- Скажите  какое самое красивое для вас  имя существительное.

--Назовите пушистые имена существительные..

 -- А  колючие имена существительные есть?

--От каких имен существительных  становится тепло.

 

-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или  повторять уже известные?

-Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

 

(Что я знаю об именах существительных?

 

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи.

 

II Cтадия  «Вызова»

--  Хотелось бы, что бы знания были  систематизированы.

 

1. Составление кластера

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания, мы  составим  кластер .

Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

 

(далее намеренно выделяю лепесток  ПАДЕЖ)

- А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим. 

 

3. Прием «Лови ошибку».

- Каждая группа  получит  задание. В этом задании даны словосочетания. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки. 4 минуты

 

А. 1) Работать на фабрике (предложный)

     2) По широкой улице (дательный)

     3) Выйти без пальта (родительный)

     4) Гордиться учеником (винительный)

 

Б. 1) Смотрю в окно (именительный)

    2) Фотографироваться с кенгурой (творительный)

    3) Мечтаю о собаке (предложный)

    4) Склоняется по падежам (дательный)

 

 

В. 1) Сидеть на троне (предложный)

    2) Посыпались с неба (винительный)

    3) Укрыть одеялом (творительный)

    4)Ехать в метре (предложный)

 

(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)

 

- К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?

(есть ошибки в определении  падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде).

-Никаких вопросов у вас не возникает?

(Что это за слова? Чем они отличаются от других имён существительных? Как такие слова называются? Много ли таких слов в русском языке? Откуда они появились в русском языке? Зачем их нужно знать? )

 

 

ІІІ. Стадия « Осмысление».Восприятие и переработка  информации.

 

- Вот как много вопросов мы перед собой поставили.

- С какого начнём?

- Что это за слова? Есть предположения? (Допустим, скажут, что эти слова не изменяются)

-Как не изменяются? По каким признакам?

-Кто сможет предположить, как такие слова в русском языке называются?

- Где можем проверить свои предположения? (в учебнике, в справочнике по грамматике, спросить у учителя или у родителей)

3.  Чтение с пометками.

         На партах лежит текст у каждого ученика

 

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ


        Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму: вхожу в метро, вижу метро (в. п.), любуюсь метро (т. п.). 
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри, пальто, шоссе, пианино, депо, какао, трюмо, вето, самбо, желе, кафе, , купе, плато, портмоне), так и имена собственные (Франко, Шевченко , Ровно, Баку).

 
     К несклоняемым существительным относятся:

  • существительные иноязычного происхождения , которые заканчиваются на гласные  -о, -е, -и, -у, -ю радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, боа; (роман) Дюма (город)Ровно, (город) Осло, (город) Баку, (река) Миссисипи;
    русские и украинские фамилии на -о и  - их (-ых): Дурново, Франко, Черных, Долгих;


     Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, шерстяное кашне, столичное метро, интересное интервью. К мужскому роду относится, например, чёрный кофе; к женскому- широкая авеню. 
     Несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам, фрау, леди, мисс), и к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных (конферансье, какаду, шимпанзе). 
      Род несклоняемых имён существительных — географических названий определяется родом тех имён существительных нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены: Сухуми (город) — мужского рода; Колорадо (река) — женского рода. 
      

 

- -  Прочитайте с пометками (помечают новое знание и под вопросом то, что требует объяснения).

- Обменяйтесь в парах информацией и покажите свою готовность.

- Что – нибудь стало понятнее? Какую новую информацию получили?

(1. Эти слова называются несклоняемые имена существительные .

2. Они так называются, потому что не изменяются по числам и имеют одну и туже форму в любом падеже. Где можно проверить ? Работа со словарем. Дети находят 2-3 слова и проверяют.

3.У них нет окончаний … Как графически показать это свойство?)

 -- У этих существительных можно определить падеж?   (Да!)  (Нет!)

-- Как же это проверить?

(1. провести исследование, понаблюдать, сделать выводы; 2. Прочитать в справочнике по грамматике.)

- Попробуем провести эксперимент и понаблюдать, подтвердится наше предположение или нет?

-Составьте предложение с одним из наших слов («Вчера из кино мы ехали в метро»

-Попробуйте (в парах) определить  род и падеж несклоняемого имени существительного. 

- К какому выводу вы пришли? (Падеж можно определить по вопросу и предлогам, род тоже определяется -  средний)

 

 Минута отдыха

 

4 .Работа в группах

 

 

  ---Ребята, я для вас приготовила задание. Попробуйте найти и записать все несклоняемые существительные в тексте, который вам прочитает  Вероника.

 

«Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой  поехали  в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами  в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!»

 

---Давайте зачитаем эти слова. ( Зачитывают отдельные дети с каждой группы). Справка учителя  из каких языков пришли эти слова..

 

. На какой вопрос мы уже получили ответ? (Откуда  в нашем языке появились несклоняемые существительные)

 

- Какой вопрос остался без ответа? (Зачем их нужно знать? Предположения?)

- Попробуйте получить ответ на этот вопрос, прослушав  стихотворение.

 

5. Решение учебной проблемы

 

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

 

– Что вас удивило, рассмешило? (Неверно употреблены существительные.)

 

– О чем это стихотворение? (О том , как не надо говорить.)

 

– А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение . (Учащиеся в группах читают по одному четверостишию,  исправляя ошибки.)

- Получили мы ответ, зачем нужно знать несклоняемые имена существительные? (Правильно употреблять их в речи)

 

III. Стадия «Рефлексия».

- На все ли вопросы получили ответы?

- Надо ли проверить, насколько уверенно вы чувствуете себя в новом знании?

«Верите или не верите». ( Да—зеленый, Не знаю—синий. Нет—красный)

  1. Все несклоняемые существительные – заимствованные слова.
  2. У некоторых ребят нашего класса несклоняемые фамилии
  3. Все несклоняемые существительные не имеют окончаний.
  4. У несклоняемых существительных можно определить падеж по вопросу и предлогам
  5. Существительные   кафе и зеркало  не изменяется по падежам.
  6. В словосочетании   тетрадь Спыну Алексея  нет ошибки.
  7. В предложении «Самая интересная особенность кенгуры – сумка, в которой мама носит своих детёнышей» все слова употреблены правильно.

 

-Вернёмся к нашему кластеру. Что мы забыли сделать? (Найти место новому знанию).

 

-Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Кто очень хорошо работал на уроке поднимет зеленый кирпичик.

-  Кто считает , что ему надо потрудиться еще над этой темой - синий кирпичик.

--А кому нужна моя помощь ,поднимите красный кирпичик.

- Чтобы чувствовать всем  себя увереннее, что нужно сделать?

-Домашнее задание.

-Запишите.

 

- Всем спасибо!

 

 

 

1

 

docx
Додано
8 січня 2019
Переглядів
1511
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку