Урок на тему "Сложноподчинённое предложение: его особенности, значение и строение" проведён в 9 классе. Учащиеся познакомились с понятием о сложноподчинённом предложении и его особенностями.
Тема
Сложноподчинённое предложение: его особенности, значение и строение
Цели: формирование предметных компетентностей: дать учащимся понятие о сложноподчинённом предложении и его особенностях; совершенствовать пунктуационные, учебно-языковые умения и навыки; формирование ключевых компетентностей: умения учиться: активизировать познавательную деятельность и критическое мышление школьников; информационной: развивать навыки работы с источниками информации; культурологической: воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
Тип урока: формирование предметных компетентностей.
Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Нестандартное начало : притча «Семь дверей»
Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.
- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.
- Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.
- Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
- Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.
Работа с Генератором QR кодов.
Ученики определяют тему.
Постановка целей урока учениками в соответствии с темой урока.
1. Находить придаточные в составе сложноподчиненного предложения.
2. Правильно употреблять в речи данные виды предложений.
3.Правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми).
4. Составлять схемы предложений с придаточными предложениями.
III.Мотивация.
-Скажите, где вам могут пригодиться эти знания?
III. Работа по теме урока.
Поэтому, чтобы понять материал урока, понять значение и строение сложноподчинённого предложения, необходимо вспомнить, что вы знаете о сложном предложении, сложносочинённом предложении
Мозговой штурм
1.Что изучает синтаксис?
2.Назовите предложения по составу (простые и сложные)
3.Группы сложных предложений (союзные и бессоюзные)
4.Средства связи в СП (интонация, союзы)
5.Как отличить простое предложение от сложного?
(Схема записана на доске.)
Я вам сделала небольшую подсказку, но и тут вы должны поработать. Соедините части рассыпанного текста.
1.Простое предложение. 2.Сложные предложения. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Сложноподчинённые предложения. 5.Бессоюзные предложения
4…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
5… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
1…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
2… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
3… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
IV. Объяснение учителя.
Словарная работа
Чудо - это предмет, явление, действие, вызывающее общее удивление своею необычностью.
Чудесами называют явления, противоречащие законам природы и необъяснимые здравым смыслом.
Подберите ассоциации к слову «чудеса»-чудо, волшебство, сказка, магия.
Запись предложения.
Чудеса возможны лишь тогда, когда ты к этому готов. (А.Реутов)
1.Докажите, что это сложное предложение.
2.При помощи какого слова связаны два простых предложения?
3.Равноправны ли части сложного предложения?
4.Поставьте вопрос от главной части к придаточной.
5.Где находится придаточная часть по отношению к главной?
6.Какую роль выполняет придаточное предложение?
V.Работа с учебником. Коллективное ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.
Использование приёма “ИНСЕРТ” Маркировка текста параграфа символами (работа карандашом).
Условие! Обязательно убрать карандаш дома!
“V” знаю;
“ +” узнал новое;
“ - ” ошибался, думал по-другому;
“?” не понял, хочу узнать
Работа с упражнениями учебника
Выполнение упражнения №91- устно
Выполнение упражнения №92(письменно)
И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. Пушкин)
Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (В. Солоухин)
Охарактеризуйте смысловые отношения между частями сложноподчинённых предложений.
Определите, что поясняет придаточная часть: слово, словосочетание или всю главную часть.
Построить схему предложения.
Орфоэпическая разминка.
Работа с текстом. Работа с Генератором QR кодов.
Презентация книги «Алые паруса»
Чтение текста. Работа с текстом
Назовите главных действующих лиц. Как вы думаете, сколько им лет? Как они выглядят?
Как в тексте описывается счастье Ассоль?
Определите основную мысль текста.
Найдите в тексте сложноподчинённое предложение, которое соответствует схеме:
[cущ.],(которой…).
Он смотрел на неё с улыбкой, которая грела и торопила.
VI. Конструирование сложноподчинённых предложений и их использование в собственных высказываниях.
Продолжить предложения и записать. Составить схемы предложений.
VII.Подведение итогов урока
Обобщающая беседа:
По каким признакам можно отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого?
По каким признакам можно определить придаточную часть сложноподчинённого предложения?
VIII.Домашнее задание
1.Выучить теоретический материал учебника.
2.Используя сложноподчинённые предложения, напишите, что по вашему мнению, является чудом.