Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен существительных"

Про матеріал

Урок передбачає повторення та закріплення матеріалу, вивченого в початкових класах, та ознайомлення учнів із іменниками, що мають тільки однину і тільки множину. Нестандартний урок розвиває творчу уяву дітей, фантазію, активізує комуніативну діяльність, розширює знання з природознавства.Робота в групах розвиває соціальну компетенстність учнів.

Перегляд файлу

Тема урока: «Число имен существительных»

 

Цель урока: закрепить знания и умения учащихся по данной теме; расширить понятие о существительных, употребляющихся  только в единственном и только во множественном числе; развивать коммуникативную и творческую компетентности детей; прививать любовь к красоте художественного слова,  природе.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Форма проведения: нестандартный, интегрированный (русский язык,  природоведение,   ИЗО). 

 

Оборудование: текст авторской сказки, опорные слова к тексту, бумага формата А-3, фломастеры, маркеры, сигнальные карточки, мультимедийные средства, музыкальное оформление.

 

 

Ход урока

 

І. Актуализация опорных знаний учащихся:

Игра "Да и нет"

Если вы со мной согласны дружно зелёную карточку поднимайте,
ну а если я не права - значит, красный цвет тогда!

Верите ли вы, что

  • Имя существительное обозначает количество  предметов и порядок их при счете? (нет)
  • Имя существительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО? (да)
  • Имя существительное в предложении может быть подлежащим? (да)
  • Белый - это имя существительное? (нет)
  • Имя существительное обозначает лицо, предмет. (да)
  • Имя существительное бывает собственное и нарицательным. (да)
  • Имя существительное бывает одушевлённое и неодушевлённое (да)
  • Снегурочка - это имя существительное? (да)
  • Имя существительное имеет единственное и множественное число? (да)
  • МОЛОКО имеет множественное число? (нет)
  • ОЧКИ имеет единственное число? (нет)

 

 ІІ. Мотивация учебной деятельности:

1. Игра «Один - много»

- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.

- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.

Сад, колодец, часы, капуста, шорты, кролики, петух, ульи, пчёлы, мёд, снег, сапоги, гречиха, радость, слух.


2. Прочитайте предложения, какие ошибки вы заметили в предложениях? Сделайте выводы о числе имен существительных.

 

         Как только наступают «темноты», молодежь собирается на улице.

         Внучок разломал бабушкины ножницы, теперь у нее  не одни ножницы,               а две по  одной «ножнице».

 

3.  Послушайте стихотворение-загадку. Отгадайте ее?

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему?  ... (Ёлка.)

 

 Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.) Выполните фонетическую транскрипцию слова-отгадки.

 

ІІІ. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.

 

Сегодня будем писать сказку, путешествуя вместе с главной героиней по ее страницам; работаем в группах, каждая из которых дополняет текст  сказки, пользуясь опорными словами, и выполняет рисунок согласно содержанию. Также на доске заполняете две колонки, таким образом создаем матрицу из существительных, которые, по вашему мнению, употребляются только в единственном  числе  и только во множественном числе.

 

Повторяем правила работы в группах: внимательно слушаем друг друга, не перебиваем, каждый выполняет работу согласно своим возможностям и таланту; лидеры групп выставляют оценки за урок своим «подопечным».

 

Сказка «Капелька»

 

На холодном сером небе висела черная водянистая туча. Она до того набрякла, что маленькой Капельке тесно стало там,  она оторвалась и полетела вниз. Пока летела, превратилась в белую, легкую, пушистую снежинку. Опустилась она на крыльцо дома, в котором  жили баба Катя и дед Василий.

 Страшно  стало ей жить одной на  поручнях крыльца, и заплакала Капелька. Услышали это подруги ее, оторвались от лона матери-тучки и посыпались на землю белым снегом. Всю ночь водили они вместе с Капелькой хоровод во дворе бабы и деда. Засыпали ступеньки крыльца, тропинку до ворот, сани, стоявшие возле хозяйственной постройки.

  Настало утро. Дед еле открыл дверь на крыльцо и ахнул: из-под снега торчали только оглобли  от саней, а в конюшне тревожно фыркал конь Буланчик, кушать да пить уже хотел. Обул дед валенки, надел тулуп, варежки, взял в руки лопату и начал расчищать снег.

 На помощь пришла баба Катя. Она то и делала, что все время подбадривала деда: «Ох, и снега насыпало! Будем с урожаем пшеницы, льна, картошки, свеклы, проса, гречихи. И пчелы много меда принесут, будет им где его собирать!» Дед сердился от усталости, но молчал.

  Наконец-то Буланчик получил свое сено, питье, а полозья саней были раскопаны: на ярмарку в Сорочинцы дед с бабой засобирались. Капелька и себе решила с ними прокатиться, мир посмотреть. Уселись они с подружками на солому, которую дед подмостил в санях для себя и бабы, и помчались!

  Вернулись поздно вечером. Привезли муку и дрожжи на хлеб, масла, сала, сладостей для внуков, керосина для лампы и новые вожжи для Буланчика.       Остались все очень довольны.

    Прошли зимние праздники, пролетели один за другим. Весело Капельке и ее подругам жилось во дворе бабы Кати и деда Василия. Играли в жмурки, прятки, помогали Деду Морозу рисовать узоры на окнах, так и коротали время. А солнышко стало уже больше припекать днем, под вечер снег становился синим-синим, с твердой корочкой (наст называется), и Капелька с подружками становились на коньки или брали саночки (это в деда нашли под крыльцом) и катались до изнеможения.

  Но однажды прилетели грачи, сообщили, что остальные птицы скоро будут, ведь март уже. Загрустила Капелька: как же домой, к маме-тучке вернуться? На помощь снова пришло солнышко: хорошо-хорошо нагрело ее и подружек, да так, что они превратились в облачко пара и полетели на небеса. Капелька стала капелькой дождя, чтобы снова пролиться на землю, напоить ее и обновить природу.

 

Опорные слова:

І группа: сером, водянистая, тесно, оторвалась,  вниз, превратилась, крыльцо, стало, заплакала, подружки, матери-тучки, снегом, хоровод, ступеньки, постройки.

 

ІІ группа: утро, двери, из- под, оглобли, Буланчик, валенки, варежки, лопату, пришла, насыпало, будем, меда, от усталости, сено, ярмарок, решила, мир, уселись, помчались.

 

ІІІ группа: вечером,  дрожжи,  для внуков, керосина, вожжи, довольны, пролетели, весело, во дворе, жмурки, будни, припекать, коньки, саночки.

 

IV группа: Грачи, птицы, март, Капелька, вернуться, пришло, хорошо-хорошо, превратились, пара, стала, пролиться, напоить, природу.

 

Каждая  группа презентует свою работу: отрывок сказки, рисунок.

 

IV. Закрепление  материала: проверяем правильность заполнения матрицы.

 

Существительные употребляются только в

 

      Единственном числе             Множественном числе

 

 

V.  Подведение итогов урока:

1.Лидеры групп вместе с учителем оценивают работу учащихся.

2.Технология неоконченных предложений: «На сегодняшнем уроке я ……», «Мы повторили тему по природоведению…»,  «Создавали…» и так далее.

 

VІ. Домашнее задание: выучить правила на стр. 180-181, читать на стр. 182-183, выполнить упр. 185 (письм.)

 

doc
Додано
4 січня 2019
Переглядів
2324
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку