Интересный текстовый материал развивает читательский интерес детей, а подобранные упражнения в игровой форме позволяют закрепить и усовершенствовать практические знания и навыки детей по теме.
Имя существительное
1.Понятие об имени существительном.
Собственные имена существительные.
ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, КАКАЯ БЕЛАРУСЬ
По В. Сухомлинскому
На Украину приехали пог__стить белорусские дети. Оксана подружилась с Марысей. Повела она подру__ку в поле. До края з__мли раскинулось желтое, как золото, поле пшеницы. А над ним синее небо.
-Какая красивая Украина! – т__хонько сказала Марыся.
Марыся стала рассказывать о Беларуси. Возле дома такое же бескрайнее, только синее, как небо, поле льна.
Не может понять Оксана. Как это – поле синее, как небо, а над полем – синее небо.
Приехала она к Марысе. Вышли они из дома. До края з__мли раскинулось синее, как небо, поле льна. А над ним – синее небо.
-Теперь я знаю, какая красивая Беларусь! – сказала Оксана.
ЗАДАНИЯ
1.Какова главная мысль рассказа? Запиши ее.
Гл. мысль:_______________________________________
2.Укажи, каковы по рассказу цвета
Украины:
желтый
белый
синий
Беларуси:
желтый
белый
синий
3.Подчеркни в тексте имена существительные.
4.Выбери правильный ответ.
Имя существительное – это:
часть речи, которая обозначает признак предмета и
отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая обозначает действие предмета и
отвечает на вопросы что делать, что делал? что будет
делать?
5.Выпиши из текста имена собственные.
______________________________________________________________________________________________________
6.Вставь в тексте пропущенные буквы в словах, устно подбирая к ним проверочные слова.
7.Подбери синонимы к словам из текста:
дети - ________________________
поле - ________________________
дом - ________________________
8.Перескажи текст по плану.
План
1.Золотое поле Украины.
2.Оксана не понимает Марысю.
3.Синее поле Беларуси.
Обогащаем устную речь.
Как аукнется, так и откликнется. (Так нужно относиться к людям, как хочешь, чтобы относились к тебе)
2. Изменение имен существительных по вопросам,
числам, родам.
ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ
Н.Дмитриева
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и в траве. В результате начал плодиться шелкопрядный жук. Он быстро объел листву на деревьях, и высохли могучие дубы.
В Крымском заповеднике расправились с волками. Вскоре над лесами нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, они погубили молодые насаждения.
ЗАДАНИЯ
1.Определи тему и главную мысль текста.
Тема:____________________________________________
Гл. мысль:________________________________________
_________________________________________________
2.Выпиши из первого абзаца имена существительные, определи и надпиши над каждым словом число имени существительного.
3.Укажи род выделенных в тексте имен существительных:
мужской
женский
средний
4.Измени по вопросам слова из текста: жук, дерево.
И.(кто? что?)___жук_____________дерево_
Р.(кого? чего?)__________________________
Д.(кому? чему)__________________________
В.(кого? что?)___________________________
Т.(кем? чем?)____________________________
П.(о ком? о чем?)_________________________
5.Укажи, к какому числу относятся данные имена существительные из текста.
Козы, деревца.
единственное число
множественное число
Волк, заяц.
единственное число
множественное число
6.Укажи ряд слов, являющихся одушевленными предметами:
изгородь, лес поле
козы, волки, ежи
кусты, деревья, дубравы
7.Укажи имя существительное, употребленное в дательном падеже:
молодым
козам
зайцев
8.Измени слова из текста таким образом, чтобы из множественного числа они оказались в единственном.
Волки - ____________, зайцы - ___________, ежи - _______,
насаждения - ______________________, барсуки - _______________, коровы - ____________, козы - _____________.
Определи и подчеркни в этих словах лишнее слово.Устно докажи свой выбор.
Обогащаем устную речь.
Не все то золото, что блестит. (Не следует судить о людях, вещах, явлениях по первому взгляду).
3.Три склонения имен существительных.
ОТЧЕГО У ОСЛОВ ДЛИННЫЕ УШИ
Американская сказка
Когда Бог создал мир и всех зв__рей, у созданных им ослов были обыкновенные маленькие уши. Бог дал имя каждой твари, дал он имя и ослу. Но осел в это время с таким увлечением жевал репей, что не расслышал своего имени. Поэтому, когда все животные пошли заселять землю, осел спросил Бога:
- Скажи, Господи, как мое имя?
-Осел, - ответил Бог, и осел, обрадовавшись такому красивому имени, поскакал на Землю.
Целый день он грелся на солнышке и жевал репей и зеленые листья. Иногда от полного счастья он катался по тр__ве и радостно кричал. Так что вскоре забыл свое имя. Поэтому он пошел к Богу и спросил:
- Скажи, Господи, как мое имя. Я забыл. – Бог ласково поглядел на осла и сказал:
- Тебя зовут Осел. – С радостными криками осел поскакал на землю.
Шли дни. Осел с утра до ночи пасся на лугу и катался по тр__ве. И снова он забыл свое имя. Так происходило несколько раз подряд… В четвертый раз пошел он к Богу и спросил:
- Прости, Господи, но я опять забыл как меня зовут.
Тут уж Бог потерял т__рпение, он потянул осла за уши и сказал ему сначала в одно, а потом в другое ухо:
- В четвертый раз говорю тебе, что твое имя Осел. Осел! Осел! Не забудь же: Осел.
Хотя Бог потянул осла за уши не сильно и не больно, уши у осла здорово вытянулись.
Теперь осел не забывал своего имени, потому что, когда склоняется над водой, чтобы попить, он видит отражение своих ушей и вспоминает, как его зовут.
ЗАДАНИЯ
1.Объясни, что высмеивает эта сказка.
2.Укажи, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного:
поставить имя существительное во множественное число
поставить имя существительное в начальную форму – именительный падеж единственное число
поставить имя существительное в начальную форму – родительный падеж единственное число
3.Запиши имена существительные из текста в три столбика в зависимости от их склонения.
Имя, голова, ухо, ночь, земля, вода, отражение, мир, зверь, животное, репей.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Имена существительные крик, лист, Бог относятся к :
1 склонению
2 склонению
3 склонению
5.Вставь в тексте пропущенные буквы в словах 3-го, 4-го, 7-го и 9-го абзацев, надпиши в этих словах их склонение.
6.Укажи, можно ли определить склонение у имен существительных множественного числа:
да
нет
7.Составь словосочетания из слов текста, употребляя имена су3ществительные в нужном падеже. Запиши сочетания слов, надпиши падеж имен существительных.
Маленькие (ухо), заселять (земля), обрадовался красивому (имя), поскакал на (земля), повторил (ослу), пасся на (луг), склоняется над (вода).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Перескажи сказку близко к тексту.
Обогащаем устную речь.
Нет друга – ищи, нашел – береги.
За правое дело стой смело.
4.Падежные окончания имен существительных первого
склонения.
СНЕЖНАЯ ШУБА
По В. Архангельскому
На обширных просторах нашей страны лежит снег долго, с ноября по апрель. Круглый год он бывает в Арктике и на высоких горах, где лежит белой, сверкающей на солнце шапкой. Зато в южных районах тает очень быстро, в конце февраля – начале марта уже в полном разгаре весеннее-полевые работы.
Страшны бывают метели и снежные бураны. Не раз заставали они людей в степи, и тогда путники останавливались, пережидая непогоду. А поедешь в такую пору – потеряешь дорогу и будешь кружить, пока не выбьешься из сил.
Опасны снежные бури в горах. Сколько раз заносили они дома наших зимовщиков на высоких горах. После таких бурь надо соблюдать осторожность. На скалах и утесах наметаются гигантские снежные шапки в несколько тонн весом. Стоит только крикнуть или выстрелить, как снежный ком может сорваться и, ломая все на пути, грохоча и разметая снежную пыль, полетит вниз…
(окончание следует далее)
ЗАДАНИЯ
1.Определи тему и главную мысль текста.
Тема: _________________________________________
Гл. мысль: _____________________________________
_______________________________________________
2.Укажи, какие имена существительные относятся к 1-му склонению.
Имена существительные:
женского рода, мужского рода с окончанием а, я
мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о, е
женского рода с нулевым окончанием
3.Выпиши из текста 6 имен существительных, относящихся к первому склонению.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Определи и запиши род, склонение, падеж данных имен существительных из текста.
Например: зеленая трава – ж, род, 1скл., имен. п.
На высокой горе - _______________________________
Бывает в Арктике - ______________________________
Потеряешь дорогу - ______________________________
На высоких горах - _______________________________
5.Измени слова текста по падежам, выдели окончания имен существительных:
И.(кто? что?)___работа___________шапка___________
Р.(кого? чего?)___________________________________
Д.(кому? чему)__________________________________
В.(кого? что?)___________________________________
Т.(кем? чем?)___________________________________
П.(о ком? о чем?)________________________________
6.Подбери и запиши провеочные слова к словам из текста.
Опас__ны - _________________________
гиган__ские - _______________________
сне__ную - __________________________
вни__ - _____________________________
со__нце - ___________________________
сне__ - _____________________________
7.Прочитай окончание рассказа, объясни, почему посеянный урожай на зиму не вымерзает.
(Окончание рассказа)
…Снежная шуб__ нужна для защит___ посевов от холода. Она же помогает бороться с засух___. Хорошо хлебам под снегом! Снаружи стоит холод до двадцати-тридцати градусов, а на земле, одетой снегом, почти не бывает больше двух градусов мороза.И такая температур__ держится всю зим__, до самой весн__. А там и солнышко пригреет…
8.Вставь окончания имен существительных, надпиши их склонение.
Обогащаем устную речь.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом. (Решай все вопросы в жизни по доброму)
15.Падежные окончания имен существительных второго склонения.
НЕСЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ
По Е. Филимоновой
Славик не смог решить задачу, а утром в классе списал решение у Аннушки.
Учитель Андрей Ильич вызвал Славика к доске и попросил объяснить, как надо делать задачу. Долго стоял Славик у доски. Стоял бы до ночи. Но ответа от него учитель не дождался.
Посмотрел Андрей Ильич в тетрадку. Задача была решена правильно. Понял учитель, что Славик списал задачу. Он поставил мальчику по математике двойку.
”Какой сегодня несчастливый день!” – грустно подумал Славик.
ЗАДАНИЯ
1.Определи тему и главную мысль текста.
Тема: _________________________________________
Гл. мысль: _____________________________________
_______________________________________________
2.Укажи, какие имена существительные относятся ко2-му склонению.
Имена существительные:
женского род, мужского рода с окончанием а, я
мужского род с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о, е
женского рода с нулевым окончанием
3.Заполни таблицу подходящими именами существительными из текста
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Измени имена существительные 2-го склонения из текста по падежам, выдели окончания слов.
И.(кто? что?)___Славик__________решение_____________
Р.(кого? чего?)______________________________________
Д.(кому? чему)______________________________________
В.(кого? что?)_______________________________________
Т.(кем? чем?)_______________________________________
П.(о ком? о чем?)____________________________________
5.Спиши слова из текста, раскрывая скобки, подчеркни среди них имена существительные, надпиши их склонение:
(С)мог, (с)писал, (вы)звал, (в)классе, (по)смотрел,
(в )тетрадку, (по)математике, (по)думал, (у)доски.
6.К словам из текста подбери и запиши синонимы:
Несчастливый - __________________________________
Грустный - ______________________________________
7.Укажи, к какому склонению относятся слова класс, ответ:
1 склонению
2 склонению
3 склонению
8. Укажи род имен существительных, выделенных в тексте:
мужской род
женский род
средний род
Обогащаем устную речь.
Любишь браниться – умей помириться.
6.Падежные окончания имен существительных
третьего склонения.
ЗНАКОМЫЙ
В. Берестов
Прошла уж ночь.
Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – навстречу мой знакомый
бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем –
И он, и я, и он, и я!
Объятье, шутка, разговор.
- ну как живешь? Ну как дела? –
Вдруг видим, кошка
Словно рысь,
Как тень, на цыпочках прошла.
- побудь со мной еще немного! –
Но я его не удержал.
”Гав! Гав!” – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
ЗАДАНИЯ
1.Укажи, кем оказался знакомый мальчика:
кошкой собакой
2.Подчеркни в тексте существительные 3-го склонения.
3.Совпадают ли окончания имен существительных 3-го склонения в именительном и винительном падеже:
да
нет
4.Запиши по 4 имени существительных из текста в 2 колонки таблицы, дополни каждую колонку тремя своими
Примерами имен существительных.
Женский род |
Мужской род |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.С данными словами из текста составь предложения, запиши их, обозначь окончания и падежи имен существительных:
тень, рысь, радость, ночь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Просклоняй по падежам слова из текста, выдели в них окончания:
И.(кто? что?)___ночь_____________рысь___
Р.(кого? чего?)__________________________
Д.(кому? чему)__________________________
В.(кого? что?)___________________________
Т.(кем? чем?)____________________________
П.(о ком? о чем?)_________________________
7.Вставь орфограммы в словах из текста, подбери к словам проверочные слова и запиши их:
/
д__ма - ________________________________
б__жит - _______________________________
ж__вешь - ______________________________
в__зжим - ______________________________
хв__стом - ______________________________
8.Укажи верный ответ:
К третьему склонению относятся имена существительные:
женского рода, мужского рода с окончанием а, я
мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о, е
женского рода с нулевым окончанием
Обогащаем устную речь.
Старый друг лучше новых двух.