19 серпня о 18:00Вебінар: Ментальна арифметика: розвиваємо обидві півкулі головного мозку

Части речи. Имя существительное

Про матеріал

Интересный текстовый материал развивает читательский интерес детей, а подобранные упражнения в игровой форме позволяют закрепить и усовершенствовать практические знания и навыки детей по теме.

Перегляд файлу

Имя существительное

1.Понятие об имени существительном.

Собственные имена существительные.

 

                ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, КАКАЯ БЕЛАРУСЬ

                                                               По В. Сухомлинскому

   На Украину приехали пог__стить белорусские дети. Оксана подружилась с Марысей. Повела она подру__ку в поле. До края з__мли раскинулось желтое, как золото, поле пшеницы. А над ним синее небо.

   -Какая красивая Украина! – т__хонько сказала Марыся.

   Марыся стала рассказывать о Беларуси. Возле дома такое же бескрайнее, только синее, как небо, поле льна.

   Не может понять Оксана. Как это – поле синее, как небо, а над полем – синее небо.

   Приехала она к Марысе. Вышли они из дома. До края з__мли раскинулось синее, как небо, поле льна. А над ним – синее небо.

   -Теперь я знаю, какая красивая Беларусь! – сказала Оксана.

                                         ЗАДАНИЯ

1.Какова главная мысль рассказа? Запиши ее.

Гл. мысль:_______________________________________

2.Укажи, каковы по рассказу цвета

                     Украины:

tatu34желтый

tatu34белый

tatu34синий

                           Беларуси:

tatu34желтый

tatu34белый

tatu34синий

3.Подчеркни в тексте имена существительные.

4.Выбери правильный ответ.

Имя существительное – это:

tatu34часть речи, которая обозначает признак предмета и

       отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?

tatu34 часть речи, которая обозначает предмет и

       отвечает на вопросы кто? что?

tatu34 часть речи, которая обозначает действие предмета и

       отвечает на вопросы что делать, что делал? что будет                  

       делать?

5.Выпиши из текста имена собственные.

______________________________________________________________________________________________________

 

6.Вставь в тексте пропущенные буквы в словах, устно подбирая к ним проверочные слова.

 

7.Подбери синонимы к словам из текста:

дети -  ________________________

поле - ________________________

дом - ________________________

 

8.Перескажи текст по плану.

                                    План

1.Золотое поле Украины.

2.Оксана не понимает Марысю.

3.Синее поле Беларуси.

 

Обогащаем устную речь.

Как аукнется, так и откликнется. (Так нужно относиться к людям, как хочешь, чтобы относились к тебе)

 

2. Изменение имен существительных по вопросам,

числам, родам.

                            ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ

                                                                     Н.Дмитриева

   В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и в траве. В результате начал плодиться шелкопрядный жук. Он быстро объел листву на деревьях, и высохли могучие дубы.

   В Крымском заповеднике расправились с волками. Вскоре над лесами нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

   Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, они погубили молодые насаждения.

                                             ЗАДАНИЯ

 

1.Определи тему и главную мысль текста.

Тема:____________________________________________

Гл. мысль:________________________________________

_________________________________________________

 

2.Выпиши из первого абзаца имена существительные, определи и надпиши над каждым словом  число имени существительного.

 

3.Укажи род выделенных в тексте имен  существительных:

tatu34мужской

tatu34женский

tatu34средний

 

4.Измени по вопросам слова из текста: жук, дерево.

 

И.(кто? что?)___жук_____________дерево_

Р.(кого? чего?)__________________________

Д.(кому? чему)__________________________

В.(кого? что?)___________________________

Т.(кем? чем?)____________________________

П.(о ком? о чем?)_________________________

 

5.Укажи, к какому числу относятся данные имена существительные из текста.

           Козы, деревца.

tatu34единственное число

tatu34множественное число

 

                Волк, заяц.

tatu34единственное число

tatu34множественное число

 

6.Укажи ряд слов, являющихся одушевленными предметами:

tatu34изгородь, лес поле

tatu34козы, волки, ежи

tatu34кусты, деревья, дубравы

 

7.Укажи имя существительное, употребленное в дательном падеже:

tatu34молодым

tatu34козам

tatu34зайцев

8.Измени слова из текста таким образом, чтобы из множественного числа они оказались в единственном.

Волки - ____________, зайцы - ___________, ежи - _______,

насаждения - ______________________, барсуки - _______________, коровы - ____________, козы - _____________.

 

   Определи и подчеркни в этих словах лишнее слово.Устно докажи свой выбор.

 

Обогащаем устную речь.

Не все то золото, что блестит. (Не следует судить о людях, вещах, явлениях по первому взгляду).

 

 

 

3.Три склонения имен существительных.

 

ОТЧЕГО У ОСЛОВ ДЛИННЫЕ УШИ

                                                                 Американская сказка

   Когда Бог создал мир и всех зв__рей, у созданных им ослов были обыкновенные маленькие уши. Бог дал имя каждой твари, дал он имя и ослу. Но осел в это время с таким увлечением жевал репей, что не расслышал своего имени. Поэтому, когда все животные пошли заселять землю, осел спросил Бога:

   - Скажи, Господи, как мое имя?

   -Осел, - ответил Бог, и осел, обрадовавшись такому красивому имени, поскакал на Землю.

   Целый день он грелся на солнышке и жевал репей и зеленые листья. Иногда от полного счастья он катался по тр__ве и радостно кричал. Так что вскоре забыл свое имя. Поэтому он пошел к Богу и спросил:

   - Скажи, Господи, как мое имя. Я забыл. – Бог ласково поглядел на осла и сказал:

   - Тебя зовут Осел. – С радостными криками  осел поскакал на землю.

  Шли дни. Осел с утра до ночи пасся на лугу и катался по тр__ве. И снова он забыл свое имя. Так происходило несколько раз подряд… В четвертый раз пошел он к Богу и спросил:

   - Прости, Господи, но я опять забыл как меня зовут.

   Тут уж Бог потерял т__рпение, он потянул осла за уши и сказал ему сначала в одно, а потом в другое ухо:

   - В четвертый раз говорю тебе, что твое имя Осел. Осел! Осел! Не забудь же: Осел.

   Хотя Бог потянул осла за уши не сильно и не больно, уши  у осла здорово вытянулись.

   Теперь осел не забывал своего имени, потому что, когда склоняется над водой, чтобы попить, он видит отражение своих ушей и вспоминает, как его зовут.

 

                                  ЗАДАНИЯ

1.Объясни, что высмеивает эта сказка.

2.Укажи, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного:

tatu34поставить имя существительное во множественное число

tatu34поставить имя существительное в начальную форму – именительный падеж единственное число

tatu34поставить имя существительное в начальную форму – родительный падеж единственное число

3.Запиши имена существительные из текста в три столбика в зависимости от их склонения.

 

   Имя, голова, ухо, ночь, земля, вода, отражение, мир, зверь, животное, репей.

 

1 склонение      

2 склонение      

3 склонение      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

4.Имена существительные крик, лист, Бог относятся к :

tatu341 склонению

tatu342 склонению

tatu343 склонению

5.Вставь в тексте пропущенные буквы в словах 3-го, 4-го, 7-го и 9-го абзацев, надпиши в этих словах их склонение.

 

6.Укажи, можно ли определить склонение у имен существительных множественного числа:

tatu34да

tatu34нет

 

7.Составь словосочетания из слов текста, употребляя имена су3ществительные в нужном падеже. Запиши сочетания слов, надпиши падеж имен существительных.

   Маленькие (ухо), заселять (земля), обрадовался красивому (имя), поскакал на (земля), повторил (ослу), пасся на (луг), склоняется над (вода).

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.Перескажи сказку близко к тексту.

Обогащаем устную речь.

Нет друга – ищи, нашел – береги.

За правое дело стой смело.

 

 

4.Падежные окончания имен существительных первого

склонения.

                               СНЕЖНАЯ ШУБА

                                                         По В. Архангельскому

   На обширных просторах нашей страны лежит снег долго, с ноября по апрель. Круглый год он бывает в Арктике и на высоких горах, где лежит белой, сверкающей на солнце шапкой. Зато в южных районах тает очень быстро, в конце февраля – начале марта уже в полном разгаре весеннее-полевые работы.

   Страшны бывают метели и снежные бураны. Не раз заставали они людей в степи, и тогда путники останавливались, пережидая непогоду. А поедешь в такую пору – потеряешь дорогу и будешь кружить, пока не выбьешься из сил.

   Опасны снежные бури в горах. Сколько раз заносили они дома наших зимовщиков на высоких горах. После таких бурь надо соблюдать осторожность. На скалах и утесах наметаются гигантские снежные шапки в несколько тонн весом. Стоит только крикнуть или выстрелить, как снежный ком может сорваться и, ломая все на пути, грохоча и разметая снежную пыль, полетит вниз…

                                                   (окончание следует далее)

                                       ЗАДАНИЯ

1.Определи тему и главную мысль текста.

Тема: _________________________________________

Гл. мысль: _____________________________________

_______________________________________________

 

2.Укажи, какие имена существительные относятся к 1-му склонению.

                    Имена существительные:

tatu34женского рода, мужского рода с окончанием а, я

tatu34мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о, е

tatu34женского рода с нулевым окончанием

 

3.Выпиши из текста 6  имен существительных, относящихся к первому склонению.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Определи и запиши род, склонение, падеж данных имен существительных из текста.

Например: зеленая трава – ж, род, 1скл., имен. п.

 

На высокой горе - _______________________________

Бывает в Арктике - ______________________________

Потеряешь дорогу - ______________________________

На высоких горах - _______________________________

 

5.Измени слова текста по падежам, выдели окончания имен существительных:

И.(кто? что?)___работа___________шапка___________

Р.(кого? чего?)___________________________________

Д.(кому? чему)__________________________________

В.(кого? что?)___________________________________

Т.(кем? чем?)___________________________________

П.(о ком? о чем?)________________________________

 

6.Подбери и запиши провеочные слова к словам из текста.

Опас__ны - _________________________

гиган__ские - _______________________

сне__ную - __________________________

вни__ - _____________________________

со__нце - ___________________________

сне__ - _____________________________

 

7.Прочитай окончание рассказа, объясни, почему посеянный урожай на зиму не вымерзает.

 

(Окончание рассказа)

…Снежная шуб__ нужна для защит___ посевов от холода. Она же помогает бороться с засух___. Хорошо хлебам под снегом! Снаружи стоит холод до двадцати-тридцати градусов, а на земле, одетой снегом, почти не бывает больше двух градусов мороза.И такая температур__ держится всю зим__, до самой весн__. А там и солнышко пригреет…

 

8.Вставь окончания имен существительных, надпиши их склонение.

Обогащаем устную речь.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом. (Решай все вопросы в жизни по доброму)

 

 

15.Падежные окончания имен существительных второго склонения.

                              НЕСЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ

                                                              По Е. Филимоновой

   Славик не смог решить задачу, а утром в классе списал решение у Аннушки.

   Учитель Андрей Ильич вызвал Славика к доске и попросил объяснить, как надо делать задачу. Долго стоял Славик у доски. Стоял бы до ночи. Но ответа от него учитель не дождался.

   Посмотрел Андрей Ильич в тетрадку. Задача была решена правильно. Понял учитель, что Славик списал задачу. Он поставил мальчику по математике двойку.

   ”Какой сегодня несчастливый день!” – грустно подумал Славик.

                               ЗАДАНИЯ

1.Определи тему и главную мысль текста.

Тема: _________________________________________

Гл. мысль: _____________________________________

_______________________________________________

 

2.Укажи, какие имена существительные относятся ко2-му склонению.

 

 Имена существительные:

tatu34женского род, мужского рода с окончанием а, я

tatu34мужского род с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о, е

tatu34женского рода с нулевым окончанием

 

3.Заполни таблицу подходящими именами существительными из текста

 

1 склонение      

2 склонение      

3 склонение      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Измени имена существительные 2-го склонения из текста по падежам, выдели окончания слов.

 

И.(кто? что?)___Славик__________решение_____________

Р.(кого? чего?)______________________________________

Д.(кому? чему)______________________________________

В.(кого? что?)_______________________________________

Т.(кем? чем?)_______________________________________

П.(о ком? о чем?)____________________________________

 

 

5.Спиши слова из текста, раскрывая скобки, подчеркни среди них имена существительные, надпиши их склонение:

 

   (С)мог, (с)писал, (вы)звал, (в)классе, (по)смотрел,

(в )тетрадку,  (по)математике, (по)думал, (у)доски.

 

6.К словам  из текста подбери и запиши синонимы:

Несчастливый - __________________________________

Грустный - ______________________________________

 

7.Укажи, к какому склонению относятся слова класс, ответ:

tatu341 склонению

tatu342 склонению

tatu343 склонению

8. Укажи род имен существительных, выделенных в тексте:

tatu34мужской род

tatu34женский род

tatu34средний род

Обогащаем устную речь.

Любишь браниться – умей помириться.

 

 

 

6.Падежные окончания имен существительных         

                     третьего склонения.

                            ЗНАКОМЫЙ

                                                        В. Берестов

Прошла уж ночь.

Сегодня вышел я из дома,

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем –

И он, и я, и он, и я!

Объятье, шутка, разговор.

- ну как живешь? Ну как дела? –

Вдруг видим,  кошка

Словно рысь,

Как тень, на цыпочках прошла.

- побудь со мной еще немного! –

Но я его не удержал.

”Гав! Гав!” – сказал знакомый строго,

Махнул хвостом и убежал.

 

                                ЗАДАНИЯ

1.Укажи, кем оказался знакомый мальчика:

tatu34кошкой                                tatu34собакой

2.Подчеркни в тексте существительные 3-го склонения.

 

3.Совпадают ли окончания имен существительных 3-го склонения в именительном и винительном падеже:

tatu34да

tatu34нет

 

4.Запиши по 4 имени существительных из текста в 2 колонки таблицы, дополни каждую колонку тремя своими

Примерами имен существительных.

 

Женский  род                                        

Мужской  род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.С данными словами из текста составь предложения,  запиши их, обозначь окончания и падежи имен существительных:

 

     тень, рысь, радость, ночь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.Просклоняй по падежам слова из текста, выдели в них окончания:

 

И.(кто? что?)___ночь_____________рысь___

Р.(кого? чего?)__________________________

Д.(кому? чему)__________________________

В.(кого? что?)___________________________

Т.(кем? чем?)____________________________

П.(о ком? о чем?)_________________________

 

7.Вставь орфограммы в словах из текста, подбери к словам проверочные слова и запиши их:

        /

д__ма - ________________________________

б__жит - _______________________________

ж__вешь - ______________________________

в__зжим - ______________________________

хв__стом - ______________________________

 

8.Укажи верный ответ:

 К третьему  склонению относятся имена существительные:

 

tatu34женского рода, мужского рода с окончанием а, я

tatu34мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием о, е

tatu34женского рода с нулевым окончанием

Обогащаем устную речь.

Старый друг лучше новых двух.

 

docx
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
117
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку