На уроке продолжается формирование у учащихся представлений о живой и неживой природе, знакомство с изменениями осенью, осенними месяцами, дается понятие «пейзаж» и «сюжетная аппликация»; развивается наблюдательность, речь, фантазия; воспитывается любовь к природе, трудолюбие, аккуратность, умение работать в группе.
Интегрированный урок природоведения и труда в 1 классе
Тема: Осенние изменения в живой и неживой природе. Осенний пейзаж
Цель: продолжать формировать у учащихся представление о живой и неживой природе, знакомить с изменениями осенью, с осенними месяцами, дать понятие «пейзаж» и «сюжетная аппликация»; развивать наблюдательность, речь, фантазию; воспитывать любовь к природе, трудолюбие, аккуратность, умение работать в группе.
Оборудование: компьютер, листы с надписями, иллюстрации, предметные картинки, шаблоны, засушенные листья, клей, листы А-3.
Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой.
Если только улыбнуться, то начнутся чудеса.
От улыбок прояснятся и глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети, улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете и светлее, и теплей.
(Дети в группах говорят: “Я тебе желаю успеха…”)
Дети поделены на группы по названию фруктов и овощей.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Сообщение темы урока.
Беседа.
-Какое сейчас время года?
-Какие еще времена года знаете?
Зима завораживает нас своим одеянием (слайд 1)
Весна удивляет своей свежестью и красотой (слайд 2)
Лето радует огромным потоком солнечной энергии и теплым морем (слайд 3)
А что это за время года?
Солнцу теплому не верьте
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень) Слайд 4
Сегодня на уроке будем говорить об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы.
ІІІ. Восприятие и усвоение учебного материала
Наряд из листьев
В сентябре наряд из листьев
Поменяет бор:
Он наденет золотистый,
Праздничный убор.
Листьев желтых, листьев красных
Много в эти дни.
Посмотрите, как прекрасно
Выглядят они!
(А.Парошин)
Осень золотая
Лето кончилось и вот
Осень золотая
Нас встречает у ворот
С щедрым урожаем.
Все деревья и кусты
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь
Превратила листья.
Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.
(С.Богдан)
Перед зимой
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес.
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес…
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
(И.Мазнин)
Загадки
Окрасил вдруг весь лес.
Осенний первый месяц
Подарит нам чудес. (Сентябрь)
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Каждый месяц чем-то отличается друг от друга.
- А чем? Какие изменения происходят в сентябре, октябре, ноябре?
Вот и говорят, что сентябрь - ранняя осень (слайд 5), октябрь - золотая осень (слайд 6), ноябрь - поздняя осень (слайд 7).
2. Игра “Закончи предложение”
3. Мозговой штурм.
Для каждого из нас осень - веселая и грустная пора.
Докажите почему?
4. Игра “Да или нет”
(Знаете ли вы приметы осени?)
(Понижение температуры, изменение окраски листьев, листопад)
4. Работа с иллюстративным материалом.
Урожай созрел на славу,
Будем дружно собирать.
Сколько груш висит и яблок,
Даже веток не видать.
Подбоченилась капуста,
Тыква тоже хороша.
Значит, мы не зря старались,
Чтобы вырос урожай.
(В огороде растут овощи, в саду - фрукты, в лесу- грибы)
(На партах лежат предметные карточки с изображением фруктов, овощей, грибов)
5. Беседа об изменениях осенью в живой природе.
IV. Закрепление и осмысление знаний
Практическая работа под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Выполнение аппликаций на тему “Осенний пейзаж” на формате А-3.
1 группа - “Осенний парк”
2 группа - “Осень в лесу”
3 группа - “Осень в саду”
4 группа - “Осень в городе”
(Деревья прорисованы под шаблоны, вырезаны грибочки, яблоки , сливы, груши, засушенные листья различных деревьев )
V. Подведение итога урока