Тема. Наречие как самостоятельная часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.(7 класс)
Цели: формирование предметных компетентностей: ознакомить учащихся с общим значением наречия; показать роль наречия как одного из средств связи предложений в тексте.
Формирование ключевых компетентностей: активизировать познавательную деятельность, критическое мышление, развивать навыки работы в группах, парах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:учебник,учебные тексты,раздаточный материал.
Інтегрований урок з російської мови та англійської мови.
С.І.Ковнацька,спеціаліст І категорії, учитель зарубіжної літе-ратури та російської мови Просянськоі ЗОШ І-ІІІ ст,смт. Просяна,Покровський р-н, Дніпропетровська обл.
І.А.Римаренко,спеціаліси, учитель англійської мови,Просянської ЗОШ І-ІІІст., смт. Просяна,Покровський р-н,Дніпропетровська обл.
Прислівник
7 клас
Тема: Наречие как самостоятельная часть речи: общее
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цели: формирование предметных компетентностей : ознакомить учащихся с понятием об общем значении ,морфологических признаках и синтаксичес-кой роли наречий как в русском , так и в английском языках; формировать умения находить наречия в тексте , определять их синтаксическую роль в предложении ; показать роль наречия как одного из средств связи предло-жений в тексте;
формирование ключевых компетентностей: умения учиться :активизи-ровать познавательную деятельность и критическое мышление школьни-ков; коммуникативных: развивать навыки работы в группах, парах, формировать навыки общения в коллективе и толерантное отношение к мнению и чувствам собеседников ; культорологических: прививать стрем-ление к овладению русским языком, эстетический вкус, расширять кругозор школьников; информационной: развивать навыки работы с источником ин-формации.
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование: учебник , учебные тексты , раздаточный материал .
Ход урока
І. Организационный момент.
Слово учителя
Восточная мудрость «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер , окружённый учениками. Самый ум-ный способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос ,на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую кра-сивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки , и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
-Скажите , какая бабочка у меня в руках : живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
Ребята , сегодня на уроке всё в ваших руках, и от того насколько вы сможете самоорга-низоваться, активно включиться в учебную деятельность зависит успех нашего урока. Я хочу найти в вас отвагу, трудолюбие, доброту, желание к знаниям и незаметно так тро-нуть струны вашего сердца, чтобы все эти звуки слились в оркестр, название которому успешный урок.
ІІ. Объявление темы и цели урока
Слово учителя
Лингвистическая сказка
Давным-давно части речи решили навести порядок в своих городах и решили пригла-сить на помощь мудрую волшебницу Морфологию. Чтобы дети не путали их, Морфо-логия преложила каждой части речи выбрать вопросы, которые более всего ей подхо-дят. Существительное сразу выбрало самые короткие вопросы:КТО? ЧТО?.Прилагатель-ное вежливо попросило вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ? ,глагол – ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕ-ЛАТЬ?.Каждая часть речи радостно носила домой свои вопросы , красиво писала их на своём домике , знакомила с ними всех , кого встречала . Наречие же поздно спохвати-лось и , запыхавшись , прибежало последним . Оно жадно перебирало вопросы : КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? и другие и , как ни старалось , не могло выбрать самый подхо-дящий . Тогда Морфология отдала ему все вопросы , которые ещё остались . Вот и рас-плачивается теперь Наречие за опоздание.
Сегодня мы с вами будем изучать новую тему , знакомиться с новой частью речи , но её названия пока нет . Вы должны мне помочь её определить .
- Скажите какая часть прибежала прибежала последней и выглядела растеренной?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока .
- Запишите тему в тетрадь и нарисуйте на полях смайлик , который отобразит ваше настроение . Смайлик поможет на уроке оценивать ваши достижения . За каждый прави-льный ответ вы будете рисовать по одному лучику , а в конце мы посчитаем ваши бал- лы
ІІІ. Работа над темой
Монолог Наречия
Я ещё совсем молодо , но происхожу из древнего рода!...
Обратите внимание на величавый корень –РЕЧЬ- . Он существовал уже в древнерусском языке . Тогда он был у глагола со значением «говорить» . От него произошли такие слова , как изречение , речистый . наречие (говор), нарекать. И если буквально перевести моё имя на современный язык , получится «Наглаголие» А на латыне меня называют «Приглаголие». Это потому , что я почти живу и ра-ботаю с глаголами.
Уточняю , дополняю , поясняю , придаю чёткость его значению . Хотя я родилось позже других частей речи , моя молодость не мешает мне дружить и работать с ними .
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверенно в том , что говорю ,и никогда ни перед кем не склоняюсь , не из-меняю окончания ,да у меня его и нет . В предложении я чаще всего бываю об-стоятельством .
Перед вами монолог Наречия , давайте вместе составим с вами «КЛАСТЕР» о морфологических и грамматических признаках наречия.
НАРЕЧИЕ
самостоятельная часть речи
неизменяемая обозначает признак по действию , КАК?КОГДА?КУДА?ГДЕ?
признак по признаку
в предложении не имеет примыкает к глаголу
обстоятельство окончания дополняет,уточняет
по теме урока.
Подберите к глаголам говорить, петь, рабо тать, ехать подходящие по смыслу наречия.
In the English language there exists the same part of speech. We are talking about, an adverb.Unlikeadjectives which tell us about a noun , adverb tell us about a verb . An adverb tells us now somebody does something or now something happens. Let`s compare the two sentences:
-Tom is a careful driver.
-Tom drover carefull along the road.
One more examply:
-We didn`t go out because of the heavy rain.
-We didn`t go out because it was raining heavily.
Many adverbs are made from adjectives+ly :
Quick-quickly , serious-seriously,
heavy-heavily, bad-badly.
But not all adverbs have the ending -ly,and not all words ending in –ly are adverbs.Some adjectives end in –ly too:
friendly, lovely, lonely.
Now help me to choose the correct word in the sentences:
-Our holiday was too short-the time went wery …. (quick/quckly).
-The driver of car was …. injured in the accident.(serious/seriously)
Linda likes ….. clothes.(colourful,colorfully)
We should also pay attention to the words good and well.Which one should we choose ?
Good is an adjective ,well is an adverb:
-Your English is good.
-You speak English well.
Help me to choose the correct word:
-I play tennis but I`m not very… .
-The weather was very …. on our holidays.
-Susan is a …. pianist.
-Susan play the piano … .
-I didn`t sleep very …. Last night.
IY. Обобщение , систематизация и контроль знаний и умений.
1.Выполнение тренировочных упражнений (работа в малых группах)
«Играя –обучаемся»
К приведённым фразеологизмам подобрать наречия-синонимы в русском и английском языках.
Встать ни свет ни заря- рано , early
Жить душа вдушу – дружно , unanimaisly
Рукой подать – близко, near
Хоть пруд пруди – много ,many
Мчаться во весь дух – быстро,guickly
2. Задание «Создай свою рекламу» (знакомство с афишей)
В Харьковском цирке новая большая разнообразная программа: «Страшно! Весело! Смешно!» Атракцион дрессированных львов и тигров, большая группа экзотических жи-вотных.
На примере данной рекламы создай свою , используя не менее трёх наречий , ха-рактеризующих вашу школу ( класс , семью , любимую книгу , мультфильм , компьютер-ную игру )
Задание «Переведи на русский и английский языки»
Позаду – позади , behind
Наввипередки – наперегонки , chase each other
Зненацька – врасплох , unawares
Занадто – слишком , too
Навпаки – наоборот , the wrong wau
С одним из понравившихся наречий составьте предложение , определите его синтакси-ческую роль.
Are the underlined words right or wrong?
Correct the ones that are wrong.
-I cooked this meal (special/specially) for you. I hope you like it.
-She fell and hurt herself (bad/badly).
-He looked at me (angry/angrily) when
I laughed.
-Mike keeps fit by playing tennis (regular/regularly)
-Please speak (quict/qutly).
Y. Подведение итогов урока. Мотивация оценок.
Игра «Подбери словечко»
Наречие – это … часть речи
Наречие никогда не…
У наречия никогда не бывает…
В предложении наречие чаще всего является…
YI. Домашнее задание
Выучить теоретический материал учебника. Написать 10 наречий, Образованных от при-лагательных , у которых две конечные буквы составили бы противительный союз но (яростно , ужасно , страшно и т.д.)