Урок "Монолог. Опис процесів праці"

Про матеріал

Матеріал уроку "Монолог. Опис праці" дає можливість навчити учнів розрізняти поняття алгоритм і правило, монолог та діалог; допоможе складати монологічні текст. На уроці були інтегровані два навчальних предмету "РОсійська мова"та предмету "Уроки для сталого розвитку".

Перегляд файлу

Андрушко Ирина Анатольевна,

учитель русского языка

академического лицея № 15

г. Каменское

Урок русского языка 7 класс

 

Тема урока: Монолог. Описание процессов труда.

 

Требования учебной программы:

  • составляет монологические тексты соответствующих стилей и типов, в том числе по ключевым словам, выражениям, рисункам; описание одежды, орудий труда;  рассказ о  событии;  устное рассуждение о поступках людей; трансформация текста; объяснение условий игры и участие в ней; выполнение заданий с логической нагрузкой (ребус, шарада) и т. п.
  •         имитирует образец;
  •         восстанавливает предложения и нарушенную целостность текста;
  • самостоятельно составляет (устно) художественные и научно-популярные тексты, относящиеся к различным типам речи – по самостоятельно составленному простому плану, опорным словам, данному началу и т.д.

 

Цели урока:

  • расширить знания о мире при помощи концептуального анализа слов «процесс», «труд», «описание»:
  • познакомить с содержанием концепта «процесс», «труд», «описание» (установить лексическое значение слов, их  внутреннюю форму на основе этимологического анализа, собрать ключевые признаки концепта, выявить семантические отношения с другими словами родной культуры);
  • познакомить с описанием действия, его структурой;
  • научить делать описание действия, познакомить с образцами таких описаний процессов труда;
  • проследить, как репрезентируется концепт в фольклоре или литературе;
  • углубить знания об использовании вторичного сырья в процессе создания нового продукта;
  • развивать устную речь, совершенствовать навыки анализа текстов разных стилей, ассоциативно-образное мышление;
  • формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре или группе.
  • воспитывать чувства уважения и любви к процессу труда.

 

Тип урока: интегрированный (русский язык, предмет «Уроки для устойчивого развития») - урок усвоения навыков и умений

 

Структура урока:

І. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

 

Создание творческой мотивации.

 

1.Даны высказывания, в которых пропущены ключевые слова. О чем идет речь в каждом из высказываний? (труд)

 

1). … в наше время — это великое право и великая обязанность. (В.Гюго )

2). … — целительный бальзам, он — добродетели источник. (И. Гердер)

3). Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к … (С.Смайлс).

4). Способность, доблесть — все ничто, пока мы не приложим … .

(Саади)

5). Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы … был необходим. Без … не может быть чистой и радостной жизни. (А.П.Чехов)

6). Бывает … ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой … гораздо хуже праздности. Настоящий … всегда тихий, равномерный, незаметный. (Л.Н.Толстой)

ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи ).

Заполнить таблицу в технологической карте. Упражнения 91 и 75. «Русский язык. 7 класс 

(3 год обучения)». Автори Т.М.Полякова, Е.И.Самрнова, А.Н.Приймак.

 

Из текста подберите глаголы к слову труд. Труд - впрягались, тащили, стаптывали лапти, запрягать, шагали дружно, идти в ногу, не дремать на ходу, налегали на лямки, крепко упирались ногами, пели дружно.

Вопрос: в данном упражнении труд – это отдых или…

 

ІІІ. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Давайте проведем аналогию со словом труд. На каком уроке мы сталкиваемся со словом «труд»?. На каждом уроке. Приведите примеры.

 Математика-

Украинский язык –

Трудовое обучение –

Биология –

Фізика –

География –

 

Понятия урока:

Алгоритм - совокупность последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемо-му результату.

Описание - это рассказ о каких- то предметах, событиях, фактах, содержащих более или менее полную информацию об их деталях и подробностях.

Описание процесса труда -

IV. Изучение нового материала (вступительные упражнения).

Изучение нового материала происходит на примере памятки «Как работать над описанием процессов труда».

V. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

Упражнение 96. Под руководством   учителя.

Вставить пропущенные слова, придумать заголовок тексту.

 

Однажды летом мы с отцом решили пойти на рыбалку. Проснулись мы в тот день пораньше, набросили на себя куртки, взяли провизию и накопанных с вечера червяков, сели на велосипеды и поехали к реке.

    Сидели мы с удочками долго, но поплавки не двигались, хотя папа говорил, что лучше всего клюет на рассвете. Мне пришла мысль прицепить на крючок сразу хлеб и червяка. Так я и сделал. Вдруг мой поплавок стало тянуть вниз. Ура! Папа поздравил меня с почином. Дальше дело пошло веселее. Когда я хотел вытянуть удочку в очередной раз, леска вдруг натянулась, а удочка стала угрожающе гнуться. На помощь пришел папа, и  мы стали тянуть удочку вместе. Мы осторожно вели удочку к берегу, боялись, что леска порвется. Наконец  мы вытащили удочку и увидели на крючке огромного леща. Дома мы взвесили рыбину, и оказалось, что она весила столько же, как и весь остальной улов.

     Я был чрезвычайно горд  собой. Ну и пусть говорят, что новичкам всегда везет.

 

 

 

      Наступила весна, и закипела работа в саду. Нужно копать землю, подрезать деревья и кустарники, высаживать рассаду в грунт. Я люблю помогать маме и папе работать на нашем садовом участке. 

     Папа аккуратно специальными ножницами начинает обрезать ветки на фруктовых деревьях. Это очень серьезная работа: необходимо убрать лишние и не повредить плодоносящих веточек. Отец взбирается по лестнице к самой верхушке дерева, выбирает нужную ветвь и – ветка за веткой – отщипывает ножницами все лишнее. Большие ветки приходится спиливать. Они падают вниз, а я на земле собираю их в кучу. 
      Тем временем мама аккуратно подрезает кусты смородины. Вот она наклонила сухую ветку, зажала ее между двух половинок ножниц, надавила – и ветка упала на землю. Через 2-3 часа работа по обрезке деревьев и кустарников закончена и начинается высадка рассады в грунт. 
      Вскопанная земля рыхлится граблями, делаются ямки нужной глубины. Затем мама берет тоненькое растение, бережно придерживая стебелек одной рукой, погружает его в ямку, засыпает корешок землей и слегка утрамбовывает. И так продолжается до тех пор, пока вся рассада не высажена в грунт. 

Так мы работаем в саду. 

 

VІ. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения-описания).

А) упражнения по образцу;

б) упражнения по инструкции;

в) упражнения по заданию учителя- сделать бумажный самолетик из использованной бумаги, предложить варианты применения

VІI. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Самостоятельное составление алгоритма описания процесса труда или мини-сочинение на тему «Я понял, что значит делать вещь своими руками».

VІIІ. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

Домашнее задание по выбору – упражнение 99.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Дата проведения урока: ____________

Технологическая карта урока на тему _______________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Дайте определение слову труд. Выпишите слова, характеризующие Ваше утверждение, опишите этот процесс.

 

Труд – это ……………………. (упр. 91)

Труд – это…………………… (упр. 75)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C:\Users\Admin\Desktop\Без названия.jpg

 

 

Приведите примеры описания процессов труда на уроках (2-3 примера)

 

Учебный предмет

Пример

 

 

 

 

 

 

 

Используя материал урока 11, попробуйте составить алгоритм (описание) процесса труда на тему «Уборка листьев на пришкольном участке», «Посадка саженцев деревьев (кустов)», «Вторичное использование бумаги».

 

п/п

Алгоритм (описание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашние задание:  упражнение 99 (по выбору).

 

 

Вставить пропущенные слова, придумать заголовок тексту.

 

___________________

Однажды летом мы с отцом решили пойти на ________________. Проснулись мы в тот день пораньше, набросили на себя куртки, взяли провизию и накопанных с вечера ______________, сели на велосипеды и поехали к __________.

    Сидели мы с ____________ долго, но ______________ не двигались, хотя папа говорил, что лучше всего ______________ на рассвете. Мне пришла мысль прицепить на _____________ сразу хлеб и _____________. Так я и сделал. Вдруг мой ___________________ стало тянуть вниз. Ура! Папа поздравил меня с почином. Дальше дело пошло веселее. Когда я хотел вытянуть ______________ в очередной раз, _______________ вдруг натянулась, а _______________ стала угрожающе гнуться. На помощь пришел папа, и  мы стали тянуть __________ вместе. Мы осторожно вели ____________ к берегу, боялись, что __________порвется. Наконец  мы вытащили ____________ и увидели на ___________ огромного ___________. Дома мы взвесили ______________, и оказалось, что она весила столько же, как и весь остальной _____________.

     Я был чрезвычайно горд  собой. Ну и пусть говорят, что новичкам всегда везет.

 

 

 

 

Вставить пропущенные слова, придумать заголовок тексту.

 

_____________________

 

      Наступила весна, и закипела _____________ в _____________. Нужно __________ землю, ______________ деревья и кустарники, ________________ рассаду в грунт. Я люблю помогать маме и папе работать на нашем _______________ участке. 

     Папа аккуратно специальными ножницами начинает _______________ ветки на фруктовых деревьях. Это очень серьезная работа: необходимо убрать лишние и не повредить плодоносящих ____________. Отец взбирается по лестнице к самой верхушке дерева, выбирает нужную ветвь и - ветка за веткой - отщипывает ножницами все лишнее. Большие ветки приходится ______________. Они падают вниз, а я на земле _____________ их в . 
      Тем временем мама аккуратно _____________ кусты смородины. Вот она наклонила сухую ветку, зажала ее между двух половинок ножниц, надавила - и ___________ упала на землю. Через 2-3 часа работа по обрезке деревьев и кустарников закончена и начинается высадка __________________ в грунт. 

        Вскопанная земля ______________ граблями, _______________ ямки нужной глубины. Затем мама берет тоненькое растение, бережно придерживая стебелек одной рукой, _____________ его в ямку, ______________ корешок землей и слегка утрамбовывает. И так продолжается до тех пор, пока вся _______________ не высажена в грунт. 

Так мы работаем в саду. 

 

 

 

 

 

 

 

 

   (Труд)…………….. в наше время — это великое право и великая обязанность.

 

 ……………… — целительный бальзам, он — добродетели источник.

 

 Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к …………

 

Способность, доблесть — все ничто, пока мы не приложим …………….. .

 

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы ………… был необходим.

 

Без ………… не может быть чистой и радостной жизни.

 

 

 

 

docx
Додано
20 травня 2018
Переглядів
2556
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку