Урок-семинар по теме «Наречие как самостоятельная часть речи» (повторительно-обобщающий урок)

Про матеріал

Автор предлагает нетрадиционные уроки русского языка в 7 классе с украинским языком обучения (начало изучения с 1-го класса), проводимые с применением некоторых интерактивных методов и приёмов: урок-семинар, благодаря которым учащиеся быстрее и лучше усваивают программный материал.

Нетрадиционные формы работы с успехом можно использовать на уроках русского языка при изучении морфологии, т.к. они расширяют представление учащихся о морфологических категориях; выступают средством повышения интереса и активности школьников; отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Перегляд файлу

План-конспект уроку з російської мови для 7 класу розроблено згідно з оновленою програмою (2016) «Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з  навчанням українською мовою. Баландина Н. Ф., Синица И. А., Фролова Т. Я., Бойченко Л. А.

(початок вивчення з 1 класу)

 

 

 

Автор: Фефілова Галина Євгенівна, учитель зарубіжної літератури та російської мови, учитель вищої категорії, учитель-методист, керівник міського методичного об’єднання вчителів зарубіжної літератури

м. Куп’янська Харківської області, автор та співатор серії навчально-методичних посібників «Мій конспект», «Усі уроки російської мови», співатор підручників-переможців «Зарубіжна література», «Російська мова» Всеукраїнського Конкурсу підручників для 8, 9, 10  класів (2016 – 2018  рр.).

 

 

 

     Автор предлагает нетрадиционные уроки русского языка в 7 классе с украинским языком обучения (начало изучения с 1-го класса), проводимые с применением некоторых интерактивных методов и приёмов: урок-семинар, благодаря которым учащиеся быстрее и лучше усваивают программный материал.

Нетрадиционные формы работы с успехом можно использовать на уроках русского языка при изучении морфологии, т.к. они расширяют представление учащихся о морфологических категориях;  выступают средством повышения интереса и активности школьников; отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

 

 

 

Тема: Урок-семинар по теме «Наречие как самостоятельная часть речи»   (повторительно-обобщающий урок)

 

Цели: обучающая – обобщить и расширить представление учащихся о наречии как самостоятельной части речи в ходе совместной учебной деятельности; повторить  орфограммы, связанные с изучением наречия; развивающаясовершенствовать умения и навыки находить нужную информацию о наречии в словарях (орфографический,  толковый, этимологический, фразеологический); высказывать собственную точку зрения, доказывать ее правильность, опираясь на анализ языкового материала; способствовать  формированию научного стиля речи, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать своё выступление или высказывания других; расширить и углубить предметную компетенцию; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; воспитательная  – способствовать  воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность, сотрудничество  в группе при решении языковой задачи.

 

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

 

Прогнозируемые результаты: учащиеся применяют знания, умения и навыки, сформированные при изучении наречия как базовые умения, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности, для расширения и углубления предметной компетенции.

 

Оборудование:  лингвистические  словари,  выставка книг по теме семинара, вопросы к семинару, раздаточный материал, репродукция картины И. Левитана «Март».

 

 

                                                      Ход урока                                                                      

 

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей  мысли, а не памятью.

                                                                                                                           Л. Н. Толстой

 

I. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщаются цели и задачи урока-семинара, вычленяются основные вопросы.

     Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар по теме «Наречие как самостоятельная часть речи». Материал для семинара – недавно изученное и хорошо вам знакомое НАРЕЧИЕ. По частоте употребления наречия занимают 4 место (после существительных, глаголов и прилагательных). Писатель М. Горький так сказал о наречиях:  «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

      Форма проведения урока выбрана не случайно: урок-семинар способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от вас большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения. 

Семинар (лат. seminarium — буквально: «рассадник», «теплица»), а в переносном значении «школа» — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством учителя. Семинары стали практиковаться ещё в школах Древней Греции и Рима, где доклады учеников обсуждались, комментировались и в заключении педагог делал вывод по поводу доклада. Зачастую на семинарах обмениваются информацией, обсуждают актуальные вопросы или вопросы на заданную тему.

  Готовясь к нашему уроку-семинару, вы «исследовали» наречие со всех сторон: работали самостоятельно и в группах, познакомились с лингвистической литературой об этой «неуправляемой, неизменяемой» части речи, делали записи в специальных «семинарских» тетрадях. Еще раз обратите внимание на лингвистическую литературу, которой вы можете пользоваться при необходимости. По ходу урока-семинара вам будут предложены и практические задания, выполнение которых поможет вам убедиться в справедливости высказанных положений. Конечная цель такого необычного урока – расширить и углубить  вашу предметную компетентность; совершенствовать коммуникативные умения и навыки. 

Эпиграфом урока мы возьмём высказывание великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Итак, за работу!

 

II. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

     1. Теоретическая разминка «Вспомним изученное!».

Методический комментарий. Каждая группа получает карточки с теоретическими вопросами.  После  обсуждения представители групп  выступают с сообщением по  своему вопросу.      

     1 группа. Какие в русском языке есть части речи? Какое место среди них занимает наречие? С какими частями речи и в чём оно сходно? Чем отличается от этих частей речи?    

     2 группа. Если наречие имеет столько сходств с другими частями речи, значит, могут возникнуть трудности в определении слов этой части речи. Какие это трудности? Приведите примеры.    

     3 группа. Сколько орфограмм связано с правописанием наречий? (8) Перечислите их. Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными? Почему?

 

Ориентировочные ответы

     1 группа. В русском языке различаются самостоятельные и служебные слова.

Самостоятельные (знаменательные) части речи – это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них;  эти разряды слов обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

   К самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное,  имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Древние римляне эту часть речи называли ADVERBIUM, что в буквальном переводе означало «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе («приглаголие») или «накладываться» на глагол (наречие).

  НАРЕЧИЕ – это самостоятельная часть речи, которая включает слова, обозначающие признаки действий или признаки признаков и отвечающие на вопросы как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени? (читать внимательно, встретимся завтра, очень веселый). В предложении наречия выступают в роли обстоятельств, примыкая к глаголам, прилагательным, наречиям и существительным.

     Многие писатели горячо и волнующе описывают действия героя с помощью наречий. Как ХОРОШО звучит речь, в которой много наречий, как БЛЕСТЯЩЕ, УБЕЖДАЮЩЕ выглядит выступление оратора.

 

    2 группа. «Наречие» – одна из самых сложных тем при изучении русского языка. Хотя само по себе наречие не должно вызывать сложностей: имеет чёткое значение, вопросы, не изменяется. Но наречие очень похоже на другие части речи: краткое прилагательное, краткое причастие, деепричастие.

     Наречие как неизменяемая часть речи в большинстве случаев не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства.

     Существительные обычно имеют при себе зависимые слова, к которым можно поставить вопрос или между предлогом и существительным вставить слово: с (самого) начала (чего?) зимы.

   Прилагательные, числительные и местоимения имеют определяемые слова, согласуются с ними, а так как в этих случаях предлог относится не к ним, а к существительному, то эти части речи легко опустить.

    Наречие почти всегда можно заменить другим наречием, близким по значению: сначала - сперва, впустую - зря, заодно - одновременно, затем - потом.

     Существительные, прилагательные, числительные и местоимения всегда можно заменить этой же частью речи или другой именной частью речи: с начала зимы - с конца зимы; в пустую комнату - в свободную комнату; за одно мгновение - за то мгновение; за тем углом - за этим углом.

    Можно предложить еще один приём разграничения наречий и других частей речи: нужно найти начальную форму словосочетания, в которое входит «неясное» слово. Если оно не является наречием, то предлога в начальной форме словосочетания не будет, например: с начала зимы – начало зимы.

     Наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами: а) от исходных слов имён прилагательных, имён существительных, местоимений, числительных; б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

От существительных: вверх, снизу.

От прилагательных: заново, по-испански.

От местоимений: по-моему, затем.

От числительных: однажды, во-вторых.

 

3 группа. Наибольшую трудность при усвоении правила слитного или раздельного написания  наречий представляет правописание  наречий, образованных от полных прилагательных,  других наречий, числительных, глаголов. Трудности в написании наречий связаны с выбором суффикса -А- или -О-, употреблением мягкого знака на конце наречий после шипящих, а также с разграничением слитного, раздельного и дефисного написания слов названной части речи. Правила, относящиеся к данному разделу орфографии (слитное, раздельное и дефисное написание наречий), носят избирательный характер и имеют множество исключений. Поэтому слитное, дефисное или раздельное написание многих наречий следует запомнить.

    Суффикс -А- пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: издавна, справа, досуха.

    Суффикс -О- пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-: вправо, направо, влево.

   На конце наречий после шипящих пишется Ь, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж.

     Общими правилами, которыми можно руководствоваться при написании наречий, являются следующие:

      1. Через дефис пишутся:

      а) наречия с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ки, -ьи: по-новому, по-волчьи;

      б) наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки: где-то, когда-либо, кое-как;

      в) тавтологические наречные образования, однокорневые или ассоциативные: еле-еле, крепко-накрепко, худо-бедно, подобру-поздорову.

     Слитно пишутся наречия, образованные в результате соединения предлогов со словами и формами слов различных частей речи.

      НЕ с наречиями пишется слитно:

      а)  если наречие не употребляется без НЕ (небрежно, нелепо неуклюже);

     б)  если наречие вместе с НЕ образует новое слово, к которому можно подобрать синоним (нехорошо — плохо, недалеко — близко, необдуманно — опрометчиво).

Частица НЕ  с наречиями пишется раздельно:

      а) если     имеется или подразумевается противопоставление (Он говорил не громко, а шёпотом.);

     б) при наличии "особых" пояснительных слов, начинающихся с НИ- (ничуть, никому и др.),  а также вовсе, далеко, отнюдь и совсем       значении    «вовсе,    отнюдь»):    написано   ничуть   не интересно, идти вовсе не обязательно;

     в) с наречиями, образованными разными способами, оканчивающимися не на -О (-е):

не втроем                                    не по-моему

не туда                                       не по-русски

     г) с наречиями  сравнительной  степени:  не лучше,  не выше, не красивее  и т.п.

  В наречиях на -о(-е) пишется столько же Н, сколько было в том слове, от которого наречие образовано. Например: чудесный - чудесно, нечаянный — нечаянно.

 

    2. «Практикум начинающего корректора»: практическая работа в группах с раздаточным материалом по устранению ошибок при правописании наречий.

Методический комментарий. Задание выполняется после просмотра инсценировки, подготовленной учащимися другого класса.

                                              Инсценировка

 Стук в дверь. Учитель спрашивает:

– Кто бы это мог быть?

Открывается дверь, заходит Кузя.

– Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, «пахнет знаниями»!

Отличница Настя восклицает:

– Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем «Причастие» и «Деепричастие»!

– Есть ли у вас отличники?

Настя:

– Конечно есть. Я отличница!

Кузя:

– У меня к тебе серьёзное дело.

Настя улыбнулась:

– У тебя все дела серьёзные, рассказывай.

Кузя:

– Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, – важно говорит Кузя.

                                                Заявление

Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.     Домовой Кузьма

- Кузя: Ну, так как, ошибок много?

– Предостаточно! – сказала Настя строго. – Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться…

 

3. Обобщение учителя. Смысл всего предложения, наше представление полностью меняется от замены наречий. Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие и признак и передать наше отношение к ним. Правила  правописания   наречий  связаны с разной лингвистической информацией. Например, правило  правописания  мягкого знака в  наречиях  отражает то состояние  языка, когда шипящие звуки были мягкими; отсутствие мягкого знака после Ж в словах уж, замуж, невтерпеж – процесс отвердения согласных, затронувший в первую очередь  согласный звук ж. То или иное написание  наречия  в  русском   языке  часто хранит «словообразовательную» историю, а также указывает на место  наречий  в процессе фразеологизации лексических единиц.

     Осознанное овладение правилами требует от вас  навыков словообразовательного и морфемного анализа. Именно словообразовательный подход  поможет вам усвоить эту трудную тему.

 

4. «Знакомьтесь: коммуникативная личность!» – практическая работа с раздаточным материалом по устранению речевых ошибок при употреблении наречий.

  Комментарий-подсказка учителя. «Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения». (А. А. Шахматов). Как вы думаете, что имел в виду известный лингвист? Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий? Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, наречия доставляют нам и немало хлопот – при неверном их употреблении появляются речевые ошибки. Будьте внимательны в употреблении наречий. В лучшем случае наречия выделяют глагол или прилагательное. В худшем, они повторяют смысл, который уже есть в самой части речи:

— Взрыв полностью уничтожил церковь.

— Заводила бешено вертелся перед орущими болельщиками.

— В аварии мальчику целиком оторвало руку.

— Шпион тайно подсматривал сквозь кусты.

Посмотрим, что произойдет, если убрать наречия:

— Взрыв уничтожил церковь.

— Заводила вертелся перед орущими болельщиками.

— В аварии мальчику оторвало руку.

— Шпион подсматривал сквозь кусты.

   В каждом случае, удаление сокращает предложение, заостряет смысл и дает свободу глаголу.  Совет при употреблении наречий: найдите связки «слабый глагол + наречие» и попробуйте заменить их на «сильные» глаголы: «Она быстро спустилась по лестнице» может стать «Она сбежала по лестнице».

   Задание группам. Исправьте ошибки в употреблении наречия:

 Он слушает меня саме  внимательно.  Ты сделал работу лучшее всех.  Я стараюсь писать более красивее. Мой брат рисует хужее меня. Вперед надо подумать, а потом отвечать. Отряд двинулся в путь, спереди шел Володя.  Иван, держитесь более свободнее. Обратно проливной дождь пошел.  Мальчик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони. Маша медленно брела по улице. Реки в Сибири ужасно глубокие. Девчонки так стараются учиться, что их учитель  хвалит в пух и прах. В этом году заместо отметок по музыке будут ставить «зачтено» и «незачтено».

  5. «Из секретов Лингвистики»: работа в группах с различными лингвистическими словарями.

А) Методический комментарий. Учащиеся при подготовке к уроку работали с этимологическим словарём. Каждая группа получила задание рассмотреть происхождение наречий. По ходу слушания учащиеся других групп делают записи в тетрадях.

      1 группа: дотла, невзначай, невмоготу;

      2 группа: начеку, наружу, исподволь;

      3 группа: авось, навзничь, вдребезги.

 

   Б) «Умники и умницы: практическая работа с фразеологическим словарём.  

Комментарий-подсказка учителя. Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождение других. Чаще всего ошибки в употреблении наречий связаны с незнанием лексического значения слова, его происхождением. При подготовке к уроку-семинару вы работали со «Школьным фразеологическим словарём», выяснили, что фразеологизмы соотносятся с определёнными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, междометиями и др. Фразеологизмы, которые  обозначают признак действия или признак признака, называются наречными. Внимание: следующий  практический вопрос семинара.

      Замените наречие фразеологизмом:

сильно краснеть –     (до корней волос);

крепко спит –      (как убитый);

быстро бежать –    (во весь дух, во все лопатки, сломя голову);

громко кричать –     (во все горло, во всю Ивановскую);

хорошо знать –       (как свои пять пальцев);

тесно –       (яблоку негде упасть);

темно –      (хоть глаз выколи);

мало –       (кот наплакал, раз, два и обчелся);

рано –       (чуть свет, ни свет, ни заря);

близко –     (рукой подать);

плохо –       (из рук вон плохо, никуда не годится);

много - …    (хоть пруд пруди);

неожиданно - …   (как снег на голову);

близко - …  (рукой подать).

 

   6. «В творческой лаборатории»: творческая работа в группах с репродукцией картины И. Левитана «Март».

     Слово учителя. Предлагаю вам обратиться к репродукции картины замечательного художника, посвятившего всю свою жизнь изображению природы – Исаака Ильича Левитана.  Картина «Март» – один из самых поэтичных пейзажей не только в русской живописи, но и в мировой. Как отмечал писатель К. Г. Паустовский, в этой картине художником «передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыши дощатого дома». Всмотритесь внимательно в картину. Что вам больше всего понравилось в ней, что приглянулось? Какие чувства у вас вызвала картина? 

    Попробуем и мы с вами услышать голос природы, почувствовать её душу: попробуйте «оживить» героев картины Левитана. Поскольку наш урок-семинар посвящён наречию, то ваша задача – использовать яркие наречия в своих высказываниях.

    1-я группа составляет предложения от имени снега, изображённого художником на картине (опишите, что может чувствовать, переживать снег с наступлением весны; обратите внимание на тона красок, которые использовал пейзажист, изображая мартовский снег). 

     2-я группа  составляет предложения от имени деревьев (вслушайтесь, что они чувствуют, о чём могут думать с наступлением весны).

    3-я группа составляет предложения от имени неба (ярко-голубое, оно тоже радо приходу весны…).  Проявите фантазию, творчество, вживитесь в образы. Предложения должны быть от 1-го лица. Помните, вы должны составить предложения с наречиями, описывающие состояние весенней природы!

 

III. Подведение итогов урока

       1. Блиц-опрос:

– Чьи  сообщения показались вам самыми интересными, полными  и почему?

– Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?

– К каким  вопросам,  касающихся наречий, вы бы хотели обратиться самостоятельно?

 

 2. Заключительное слово учителя. Итак, самостоятельное познание грамматического материала имеет неоспоримо важную роль. То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением…

  Вот и подошёл к концу наш урок-семинар. Сегодня на уроке мы обобщили и расширили сведения о наречии как части речи, повторили орфограммы, связанные с изучением наречия, попробовали себя в роли исследователей языка. Надеюсь, семинар вызвал интерес к наречию как части речи, стимулировал вашу дальнейшую самостоятельную работу, способствовал формированию прочных и осознанных знаний об этой части речи.

 

IV. Домашнее задание

   1. Повторить теоретический материал по теме «Наречие как самостоятельная часть речи».

   2. Творческое задание. Напишите лингвистическое сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «Наречие – необходимая часть речи?».

 

 

Список литературы

  • Російська мова. 5 – 9 класи. Програма для  загальноосвітніх навчальних закладів

із українською мовою навчання. Н.Ф. Баландіна, І.А. Синиця, Т.Я. Фролова,

Л.А. Бойченко, Кошкіна Ж.О. (навчальна програма, рекомендована Міністерством освіти і науки України для використання в загальноосвітніх навчальних закладах у 2013 – 2014 навчальному році, зі змінами 2016 року).

  • Баландина Н.Ф., Волошко А.В. и др. Русский язык. 7–9 классы: Развитие ситуативной речи: Учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Баландиной. – Харків: Ранок, 2010.
  • Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В.  Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное пособие для образовательных школ (с украинским языком обучения). – Киев: Мастер-класс, 2005, 2006, 2008.  
  • Кабанец Г.А. Русский язык. Обобщающие таблицы: Учебное пособие. – К.: Вища школа, 1992.
  • Карпенко Е.И., Тельпуховская Ю.Н. и др.. Русский язык: Материалы для тематического оценивания учебных достижений учащихся. 6 класс. – 2003. – 7 класс. – 2003. – 8 класс. – 2003. – 9 класс. – 2003. - Харьков: Веста, 2003.
  • Мельникова Л.В., Данилова И.Н. и др. Сборник коммуникативно-ситуативных упражнений. Русский язык. 5–12 классы. – Донецк: ООО „Лебедь”, 2006.
  • Челышева И.Л. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. 5-11 классы. – Х.: Изд.группа "Основа", 2011.
  • Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: 4-е изд., перераб. и доп. Симферополь, 2011. 
  • Г. Е. Фефилова. Сборник диктантов по русскому языку с грамматическими и творческими заданиями. 5 – 11 классы (для школ с русским и украинским языком обучения: пособие для учителей средних учебных заведений / авт. – сост. Г. Е. Фефилова. – Х.: Изд. группа «Основа», 2010.

 

 

 

docx
Додано
28 травня 2018
Переглядів
2223
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку