Тема «Слог. Перенос слов. Ударение»

Про матеріал

Тема «Слог. Перенос слов. Ударение»

Цель:

  • -научить учащихся делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;

-развивать умения применять полученные знания на практике; логическое мышление, сообразительность, интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь;

-воспитывать любовь к русскому слову.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Оборудование: учебник, тетрадь, карточка с заданиями.

Перегляд файлу

Тема «Слог. Перенос слов. Ударение»

Цель:

  • научить учащихся делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги;
  • развивать умения применять полученные знания на практике; логическое мышление, сообразительность, интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь;
  • воспитывать  любовь к русскому слову.

 

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Оборудование: учебник, тетрадь, карточка с заданиями.

 

ХОД УРОКА:

  1. Ориентация, мотивация деятельности.
  2. Целеполагания
  1. Сообщение темы, цели, заданий урока.
  • Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение. А так же какие бывают слоги и для чего нужна знать правила переноса слов.

 

  1. Определение ожидаемых результатов.
  • На уроке научимся правильно делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги.

 

  1. Мотивация учебнойдеятельности.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».

«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»

- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница? (Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека)

- Поэтому будьте очень внимательны ребята сегодня, чтобы не попасть в  такую забавную ситуацию, как наш герой.

 

  1. Целереализации
  1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, практического опыта  учащихся.

- Какая наука изучает звуки речи?

- Чем звук отличается от буквы?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

- Согласные звуки бывают?

- Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

- Расскажите о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.

- А что помогает нам правильно выговаривать определённые звуки?

 

Словарный диктант:

Ель, яб­ло­ко, ёжик, юла,  яхта;

Разъезд , бульон, подъём, двухъярусный.                   

 

  1. Углубление учебного материала, знакомство с правилами, алгоритмами выполнения определенных действий (вводные, вступительные упражнения)

 

Беседа:

 

- Нам известно, что слова делятся на слоги.

- Может ли слог состоять из одного звука? 

-Приведите пример таких слов. ( Она, узел, Оля)

-Есть ли слова, которые состоят из одного слога? 

- Приведите примеры. (Сон; кот)

-А как определить количество слогов в слове

-Согласные звуки могут начинать слог? -Да.

-Приведите примеры (Банкир, дебют, дерево, порог, танец)

-Согласные могут заканчивать слог или окружать гласный звук с обеих сторон? 

-Приведите примеры (Иг-ра, )

-В чём отличие этих слогов?

-Как могут называться такие слоги? (Открытые, закрытые.)

-Если в слове два и более слогов, то один из них произносится с большей силой и длительностью.

-Как будет называться такой слог? -Ударным.

-А остальные?  Безударными.

 

Чтение правила с. 82

Картинки по запросу правила переноса слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 114.

 

«Мальчики рисовали: один нарисовал замок и кружки, а другой – замок и кружки»

 

- Обратите внимание на доску. Прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что у мальчиков получились разные рисунки. Что вам помогло это сделать ?

- И так, что же такое ударение? (Ударение – это произнесение одного из слогов слова с большей силой.)

- Назовите ряд слова выделяя голосом тот слог, на который падает ударение.

- Молодцы!

 

Чтение правила с. 81

 

  1. Первичное приминение знаний (пробные упражнения).

 

Задание 1.  Игра «Кто быстрее». Я называю слово, а вы хлопает столько раз, солько слогов в названном слове.

Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.

 

Задание 2. Игра «Самый быстрый».  Количеством пальцев указать номер ударного слога.

Шофёр, плоты´, при´нял, щаве´ль, повтори´т, алфави´т, арбу´за, диало´г, по´нял, создала´, сильна´.

 

Задание 3. Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.

1 ряд – холод, вьюга;

2 ряд – зима, снежно;

3 ряд –  рождество, снеговик.

- Обратите внимание на слова, у какого ряда на какой слог ужарение.

Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.

- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.

 

 

  1. Физкульминутка (релаксация).

- Мы хорошо потрудились, теперь немного отдохнём и продолжим работать.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

  1. Применение учащимися знаний и дествий в нестардатных условия с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

Задание 1. Поделите слова на слоги и определите вид слога.

 По-ле, ле-сок, мо-роз, ю-ла, дом, ок-но, по-го-да, ста-ди-он, пес-ня, за-гад-ка, сло-ва, жа-ра, де - по, стул, сад, ю - но - ша, бе - ре - жёт, со -рев - но - ва - ни – е.

Задание 2. Расставить правильно ударение в словах.

 

ДоговОр, докумЕнт, ремЕнь, апострОф, зАговор, хлОпок, чЕрпать, щавЕль, зАнял, Де-́ре-во, кор-зи́-на, мо-ло-ко́.

 

Задание 3. Поставте ударение в словах так, чтобы изменилось их лексическое значение и объясните его.

 

мУка- мукА, пАры- парЫ, стрЕлки – стрелкИ, крУжки-кружкИ, плАчу-плачУ, сОлью-сольЮ, прОпасть(сущ) – пропАсть(гл), стОит- стоИт (от стоять), хлОпок- хлопОк, сЕло –селО.

 

Задание 3. Распределите слова на столбика: 1 – слова, в которых ударение изменило лексическое значение, 2-слова, в которых изменило форму слова.

 

  1. пОтом(пот) – потОм (наречие)

трУсить(бояться) – трусИть (вытряхивать)

Орган – оргАн

          Уже (узкий) –ужЕ (предложный падеж уж)

          досЫпать- досыпАть

              гвОздики – гвоздикИ

           Ирис – ирИс

 

  1. Избы-избЫ

Угольный-угОльный

дОм-домА

хОлод – холодА

ОгорОд- огородЫ.

 

  1.      Рефлексивно-оценивающий
  1. Подвидение итогов урока.

 

  •  Итак, сегодня на уроке мы узнади, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение. А так же какие бывают слоги и для чего нужна знать правила переноса слов.

 

  1. Сообщение домашнего задания

Упражнение 113.

  1. Рефлексия

 

- Что такое ударение? Какую роль играет ударение в слове? (Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)

- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?

- Какими особенностями обладает наше русское ударение?

- Все ли слова имеют ударение?

- Как определить сколько слогов в слове?

- Какие бывают слоги?

- Бываю ли слова с одним слогом? Приведите пример.

 

  1. Ценение, оценивание.

 

docx
Додав(-ла)
Шубна Вікторія
Додано
17 травня 2018
Переглядів
4987
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку