Тема «Слог. Перенос слов. Ударение»
Цель:
-развивать умения применять полученные знания на практике; логическое мышление, сообразительность, интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь;
-воспитывать любовь к русскому слову.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Оборудование: учебник, тетрадь, карточка с заданиями.
Тема «Слог. Перенос слов. Ударение»
Цель:
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Оборудование: учебник, тетрадь, карточка с заданиями.
ХОД УРОКА:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».
«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»
- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница? (Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека)
- Поэтому будьте очень внимательны ребята сегодня, чтобы не попасть в такую забавную ситуацию, как наш герой.
- Какая наука изучает звуки речи?
- Чем звук отличается от буквы?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
- Согласные звуки бывают?
- Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
- Расскажите о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.
- А что помогает нам правильно выговаривать определённые звуки?
Словарный диктант:
Ель, яблоко, ёжик, юла, яхта;
Разъезд , бульон, подъём, двухъярусный.
Беседа:
- Нам известно, что слова делятся на слоги.
- Может ли слог состоять из одного звука?
-Приведите пример таких слов. ( Она, узел, Оля)
-Есть ли слова, которые состоят из одного слога?
- Приведите примеры. (Сон; кот)
-А как определить количество слогов в слове
-Согласные звуки могут начинать слог? -Да.
-Приведите примеры (Банкир, дебют, дерево, порог, танец)
-Согласные могут заканчивать слог или окружать гласный звук с обеих сторон?
-Приведите примеры (Иг-ра, )
-В чём отличие этих слогов?
-Как могут называться такие слоги? (Открытые, закрытые.)
-Если в слове два и более слогов, то один из них произносится с большей силой и длительностью.
-Как будет называться такой слог? -Ударным.
-А остальные? – Безударными.
Чтение правила с. 82
Упражнение 114.
«Мальчики рисовали: один нарисовал замок и кружки, а другой – замок и кружки»
- Обратите внимание на доску. Прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что у мальчиков получились разные рисунки. Что вам помогло это сделать ?
- И так, что же такое ударение? (Ударение – это произнесение одного из слогов слова с большей силой.)
- Назовите ряд слова выделяя голосом тот слог, на который падает ударение.
- Молодцы!
Чтение правила с. 81
Задание 1. Игра «Кто быстрее». Я называю слово, а вы хлопает столько раз, солько слогов в названном слове.
Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.
Задание 2. Игра «Самый быстрый». Количеством пальцев указать номер ударного слога.
Шофёр, плоты´, при´нял, щаве´ль, повтори´т, алфави´т, арбу´за, диало´г, по´нял, создала´, сильна´.
Задание 3. Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.
1 ряд – холод, вьюга;
2 ряд – зима, снежно;
3 ряд – рождество, снеговик.
- Обратите внимание на слова, у какого ряда на какой слог ужарение.
Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.
- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.
- Мы хорошо потрудились, теперь немного отдохнём и продолжим работать.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Задание 1. Поделите слова на слоги и определите вид слога.
По-ле, ле-сок, мо-роз, ю-ла, дом, ок-но, по-го-да, ста-ди-он, пес-ня, за-гад-ка, сло-ва, жа-ра, де - по, стул, сад, ю - но - ша, бе - ре - жёт, со -рев - но - ва - ни – е.
Задание 2. Расставить правильно ударение в словах.
ДоговОр, докумЕнт, ремЕнь, апострОф, зАговор, хлОпок, чЕрпать, щавЕль, зАнял, Де-́ре-во, кор-зи́-на, мо-ло-ко́.
Задание 3. Поставте ударение в словах так, чтобы изменилось их лексическое значение и объясните его.
мУка- мукА, пАры- парЫ, стрЕлки – стрелкИ, крУжки-кружкИ, плАчу-плачУ, сОлью-сольЮ, прОпасть(сущ) – пропАсть(гл), стОит- стоИт (от стоять), хлОпок- хлопОк, сЕло –селО.
Задание 3. Распределите слова на столбика: 1 – слова, в которых ударение изменило лексическое значение, 2-слова, в которых изменило форму слова.
трУсить(бояться) – трусИть (вытряхивать)
Орган – оргАн
Уже (узкий) –ужЕ (предложный падеж уж)
досЫпать- досыпАть
гвОздики – гвоздикИ
Ирис – ирИс
Угольный-угОльный
дОм-домА
хОлод – холодА
ОгорОд- огородЫ.
Упражнение 113.
- Что такое ударение? Какую роль играет ударение в слове? (Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)
- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?
- Какими особенностями обладает наше русское ударение?
- Все ли слова имеют ударение?
- Как определить сколько слогов в слове?
- Какие бывают слоги?
- Бываю ли слова с одним слогом? Приведите пример.