Использование интерактивных технологий на уроках литературы

Про матеріал
Наданы примеры использования интерактивных технологий на уроках литературы
Перегляд файлу

 

Использование интерактивных технологий

на уроках литературы

 

Урок литературы в 8 классе

 

Тема. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение анализу сцен драматического произведения. В.Шекспир «Ромео и Джульетта».

 

Цель дидактическая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения (в частности драматического), показать специфику драматического произведения, закрепить понятия «сюжет», «экспозиция», «завязка», «кульминация», «развязка», формировать интерес к творчеству В. Шекспира.

 

Цель развивающая: развивать умение работать с текстом, развивать психологическую чуткость, развивать навык выразительного чтения.

 

Цель воспитательная: воспитывать внимание к личности человека, его переживаниям.

 

Тип урока. Урок развития связной речи.

В драме всё действенно: слово, мысль, чувство, жест, взгляд, паузы и даже само бездействие.

Е. Горбунова

 

Ход урока

 

І.Организационный момент.

 

П.Актуализация опорных знаний.

 

1.Игра  «Найди ошибку»

Роды литературы: - лирика

  • эпос
  • трагедия

Композиция - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия

Фабула - построение художественного произведения

Конфликт - основные события произведения, изложенные без дополнительных деталей

2.Игра  «Найди определение»

... - круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своём произведении (тема)

... - сложный вопрос, поставленный в литературном произведении (проблема)

...- круг проблем, затронутых автором в произведении

... - обобщённая мысль, которая лежит в основе художественного произведения (идея)

... - изображает острые непримиримые конфликты (трагедия)

3.«Ассоциативная цепочка»

Трагедия -

Любовь -

4.Работа над высказыванием Е.Евтушенко

«Почему настоящая любовь и трагедия- это два каторжника, скованные одной цепью? Потому что любовь есть такое совершенство мира, которому завидует всё несовершенство и стремится его задушить»

-Как вы понимаете данное выражение?

Когда мы говорим «трагедия» и «любовь», сразу вспоминается трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта».

Сегодня на уроке мы научимся анализировать драматическое произведение.

ІII. Сообщение темы урока, постановка целей.

IV. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

  1. Словарная работа.

Анализ. 1.Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.2. Разбор, рассмотрение чего-либо.

  1. Ознакомление со схемой анализа драматического произведения.

План анализа драматического произведения

1.История создания произведения.

2.Конфликт драматического произведения, его своеобразие.

3.Композиция пьесы.

4.Действующие лица и их группировка.

5.Анализ отдельных сцен, явлений.

6.Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

7.Тема, идея, смысл названия, проблематика

  1. Слово учителя.

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами определённых ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце 16 века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея

Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков, существует ряд экранизаций трагедии. Это трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Закройте глаза, давайте перенесёмся в 16 век и встретимся с...

Звучит музыка. Выходит ученик, который представляет Шекспира.

4.Пресс - конференция с Шекспиром.

Ученик от лица Шекспира рассказывает об истории создания трагедии «Ромео и Джульетта»

Учащиеся задают вопросы Шекспиру.

5.Ролевая игра «Съёмка кинофильма»

(5-7 минут на выполнение заданий)

-распределение ролей, объяснение заданий:

  • сценарист (индивидуальное задание): предложить свой вариант названия, определить тему, идею произведения, схематично определить фабулу; *режиссёр и его ассистент (работа в паре): определить жанр фильма, композицию трагедии;

*группа психологов (работа в группе- 4 человека): составить схему «Действующие лица, главные и второстепенные, их группировка». Ромео и Джульетта - изменились ли они со времени их первой встречи (доказать словами из текста)

 

  • консультанты (работа в паре):дать речевую характеристику героев, распределить роли между одноклассниками, объяснить свой выбор; *детективы (работа в группе - 4 человека): собрать доказательства преступления, выявить причину конфликта и виновных в смерти главных героев; подумать: можно ли было избежать смерти героев, найти доказательства в тексте произведения.
  • художник (индивидуальная работа): нарисовать афишу нового кинофильма, использовать символику.

 

В то время, пока выполняют задания:

Звучит фрагмент из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»                         (2-3 минуты)

Беседа с учащимися, которые не задействованы в игре «Съёмка кинофильма» (За ответ каждый ученик получает перо)

-Какое настроение воплощено в музыке? (тема вражды)

Показ репродукций картин М.Врубеля «Голова Демона» и «Ангел с кадилом и свечой»

  • Какая репродукция соответствует вашему представлению об услышанном, почему?

-Где происходит действие трагедии? (в Вероне)

-С какими героями у вас ассоциируется этот музыкальный отрывок?

Почему?

-В чём необычность ситуации, в которой оказались главные герои?                                                                                                                            - Где впервые встретились Ромео и Джульетта? Найдите в тексте.                            

Музыка.

Физкультминутка (на балу с Ромео и Джульеттой)

  • Самостоятельная работа над текстом произведения

1.Учащиеся работают над предоставленными им заданиями

После выступления режиссёра, расположить иллюстрации на доске согласно композиции трагедии.

 

 

2.Выступления учащихся (по заданиям), анализ услышанного, самостоятельное составление конспектов выступлений.

(За ответ каждый ученик получает перо)

После выступления консультантов, инсценировка.

  1.  Обобщение и систематизация результатов работы.

1. Инсценировка сцены «На балконе» (на английском языке)

-Во время просмотра сцены определите и запишите ключевые слова данного эпизода.

 

На доске

 

       Встреча на балконе


 


Любовь, счастье


 

 

 

 

C:\Documents and Settings\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  -Какую сцену сыграли юные актёры?

-Назовите ключевые слова данной сцены

-Почему символом данной сцены может служить луна?

  • Какие чувства пытались донести актёры? Получилось ли это у них?
  • Что бы вы посоветовали, как бы сами сыграли главные роли?

2.Демонстрация кинофрагмента.

Во время просмотра киноэпизода учащиеся заполняют таблицу


 


 

Герой

Душевное состояние

Ромео

 

Джульетта

 

 

 

  - Совпали ли ваши представления о главных героях с увиденным?

  • Изменились ли герои со времени их первой встречи?
  • Чей монолог пронизан большим трагизмом?

- Предчувствовали ли герои свою смерть?

Выступление детективов

3.Чтение фрагмента стихотворения А.Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»

  • Почему слова из стихотворения А.Кочеткова можно отнести и к истории любви Ромео и Джульетты
  • «Метод открытого микрофона»: «Хотел бы я оказаться на месте главных героев? Почему?»
  • Продолжите фразу: «Произведение Шекспира заставляет задуматься над ...», «Трагедия научила меня...»

4.Слово учителя.

-Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии, чувство героев торжествует. Хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал. По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Нет повести прекраснее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте

Ромео и Джульетта всегда были символом любви и верности. И несмотря на то, что смерть разъединила героев, они навсегда остались вместе

Объединение половинок сердца, на которых имена главных героев.


-Объясните эпиграф к уроку.

  1. Подведение итогов урока. Подача и объяснение домашнего задания.

Учащиеся подсчитывают количество полученных за ответы перьев (1 перо соответствует 2 баллам)

Объяснение домашнего задания: написать письмо Ромео или Джульетте.


                 

Урок литературы в 8 классе

 

Тема: А. С. Пушкин. Историческая основа повести.

Особенности композиции (рассказ от лица участника событий).

Цель дидактическая: познакомить учащихся с исторической основой повести, выявить особенности композиции, показать роль рассказчика.

Цель развивающая: развивать умение анализировать эпическое

произведение; высказывать свою точку зрения.

Цель воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности.

Тип урока: восприятие и осмысление нового материала                                (урок изучения художественного произведения).

Эпиграф:

«Береги платье снову, а честь смолоду».

Ход урока

  І.Актуализация опорных знаний.

*Игра «Третье лишнее»:

Полтава- няня- Пётр 1

Декабрь- Николай 1- апрель

Сибирь- Европа- свобода

Осень-зима-Болдино

 

ІІ.Сообщение темы и цели урока.

 

IІІ. Восприятие нового материала.

1.Слово учителя.

«Капитанская дочка» стала последним произведением поэта, опубликованным при его жизни. Любое литературное произведение всегда рассматривается в контексте того, над чем трудились другие представители творческой интеллигенции, то есть на общем фоне

 

-Какие события легли в основу повести, каков замысел . Представьте, что вы все журналисты, вы на пресс-конференции и перед вами сам автор - А.С.Пушкин.

Ученик в роли А.С.Пушкина (рассказ от 1-го лица об истории   создания повести)                            *

Учитель: Пушкин делает Пугачева одним из главных героев

произведения. Но художественный образ далёк от реального

прототипа. Истину нам поведает сам Емельян Пугачёв.

Ученик в роли Е.Пугачёва рассказывает биографию Пугачёва.

Учитель. Историческую правду о восстании Пугачёва нам помогут

узнать историки.

Историки (ученики) о восстании Пугачёва.

ІV.3акрепление нового материала.

  • Работа в группах.

Учитель: журналисты побывали на пресс- конференции и главный редактор даёт вам задание подготовить материал для выпуска номера газеты, посвящённого повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Вы объединяетесь в 2 творческие группы и выполняете предложенные задания. За каждый правильный ответ вы получаете перо, одно перо-3 балла.

В конце урока газета должна быть готова.

Требования к газете(на доске):

  1. .Яркое и интересное название газеты.

2.Запись выполняется чётко и аккуратно.

3. Учитывается мнение каждого журналиста.

1задание . Докажите ,придерживаясь художественных принципов В.Скотта ( автора образцов исторических произведений х1х века),что «Капитанская дочка»- историческая повесть. Художественные принципы, выработанные В.Скоттом:

  1. 1.В центре внимания - эпоха, показанная через судьбу главного

героя.

  1. Главные герои- вымышленные персонажи.
  2. В произведении присутствуют исторические и реально

существующие лица.

 

 

  1. Центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий.

культурной жизни того времени. А 1836 год был в этом смысле знаменательным (обращение к доске):

-Появление «Философского письма» П.Чаадаева -Публикация повести Н.В. Гоголя «Нос»

-Выход сборников стихов А.Кольцова и А.Полежаева -Постановка оперы М.Глинки «Иван Сусанин»

-Работа А.Иванова над созданием картины «Явление Христа народу»

Учитель. Ребята, а кто-нибудь видел эту картину? Я предлагаю совершить небольшое путешествие. Итак, мы с вами в Киевском музее русского искусства . к нам подходит экскурсовод.

Ученик в роли экскурсовода: Я рада, что вы нашли время посетить наш музей. Дата рождения музея Киевского искусства - 1922 год. В музее много картин. Интересны работы первой половины х1х века- времени взлёта русской культуры. Хочется обратить ваше внимание на этюд великого русского живописца А.А.Иванова «Мужская голова», это подготовительная работа к знаменитой картине «Явление Христа народу», над которой художник работал 20 лет (1837-1857).

Автором другого полотна,на которое обращаю ваше внимание , является И.Е.Репин.Полотно называется «Голова крестьянина»- это этюд для картины « Крёстный ход в русской губернии».Работа выполнена в 1880(1883) году.

Этюд «Рыжий стрелец» к картине «Утро стрелецкой казни» В.И.Сурикова завершает нашу небольшую экскурсию. Полотно датируется 1881 годом.

Учитель. Мы благодарим нашего экскурсовода. Три,на первый взгляд, разные картины,но что- то их объединяет. Скажите, что?

Предложите свои варианты названий.

«Страдание» -«Настороженность»- «Гнев».

Авторы, сами того не зная, по возрастающей показали настроение народа, доказательством служат и даты создания работ.

Страдание, настороженность и гнев народа показал и другой мастер, но уже мастер слова - А.С.Пушкин.

Итак, история создания повести «Капитанская дочка»

 

/В группах по одному подготовленному по данному вопросу ученику, который объясняет данное задание всем остальным Отвечает любой из группы ,но не тот, кто пояснял./

Экспозиция

Завязка

Развитие действия/кульминация Развязка

Выступление учащихся. Запись схем другой группы.

Беседа: -Пересекаются ли две композиционные линии?

-Можно ли по этим композиционным линиям разделить повесть на два отдельных произведения?

-Предложите свои варианты новых произведений.

-Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

-Почему повесть написана в форме семейных записок?

-От чьего лица ведётся повествование?

Учитель .Всё-таки главными героями повести являются Пётр Гринёв и Мария Ивановна. Подсматривать нехорошо, но мы знаем, что эти герои вымышленные, поэтому они нам простят, если мы станем свидетелями их встречи.

Пока герои готовятся ,слово художникам, которые представляют нашему вниманию афиши к фильму, отрывок из которого мы увидим через минуту.

Художники показывают афиши.

Инсценировка отрывка из повести (разговор Петруши и Маши после дуэли).

Интервью берут у журналистов те, кто исполнял роль Маши и Петра.

-Как вы думаете к кому из героев относятся слова эпиграфа «Береги платье снову, а честь смолоду»? Как вы понимаете эти слова?

-Честь- это устаревшее понятие или оно актуально и сегодня.


*На мой взгляд(по моему мнению) повесть «Капитанская дочка»- историческое произведение , потому что...

  • Во-первых...

Во-вторых...

Примером может служить...

*Из всего вышесказанного можно сделать вывод...

Поэтому...

Физкульт.минутка

Учитель: Чтобы было ясно, как использовать образец рассуждения, я приведу пример рассуждения. На мой взгляд, журналисты хорошо поработали сегодня. Во-первых, посетили Киевский музей русского искусства. Во-вторых, побывали на пресс-конференции. В-третьих, выполняют задания редакции. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: они немного устали ,потому им необходимо встать (все встают и делают то, что скажет учитель),открыть окно, посмотреть, как прекрасен мир, ярко ли светит солнце, закрыть глаза и представить себя главным редактором, открыть глаза улыбнуться всем и сесть выполнять задание.

Индивидуальное задание для художников: нарисовать афишу к фильму по повести «Капитанская дочка» (1-2 ученика в каждой группе ,рисуют на протяжение 1-го и 2-го заданий)

*Выступление учащихся (художники продолжают работать).

*Беседа:

-Что называют композицией художественного произведения?

-Назовите основные структурные элементы композиции.

-Ребята, при доказательстве того, что повесть «Капитанская дочка»- историческое произведение, вы говорили о параллельном существовании исторических и вымышленных героев, могло ли это как-то повлиять на композицию повести?

  1. задание. Заполнить схемы(помещены в газетах групп), &

Каждой группе даётся задание:

  1. заполнить схему композиции семейно- бытовой линии.
  2. историческую линию. ' Я

*На мой взгляд (по моему мнению) повесть «Капитанская дочка»- историческое произведение , потому что...

 

 

  • Во-первых...

Во-вторых...

Примером может служить...

*Из всего вышесказанного можно сделать вывод...

Поэтому...

Физкульт. минутка

Учитель: Чтобы было ясно, как использовать образец рассуждения, я приведу пример рассуждения. На мой взгляд, журналисты хорошо поработали сегодня. Во-первых, посетили Киевский музей русского искусства. Во-вторых, побывали на пресс-конференции. В-третьих, выполняют задания редакции. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: они немного устали ,потому им необходимо встать (все встают и делают то, что скажет учитель),открыть окно, посмотреть ,как прекрасен мир, ярко ли светит солнце, закрыть глаза и представить себя главным редактором, открыть глаза улыбнуться всем и сесть выполнять задание.

Индивидуальное задание для художников: нарисовать афишу к фильму по повести «Капитанская дочка» (1-2 ученика в каждой группе,рисуют на протяжение 1-го и 2-го заданий)

*Выступление учащихся (художники продолжают работать).

*Беседа:

-Что называют композицией художественного произведения? -Назовите основные структурные элементы композиции.

-Ребята, при доказательстве того, что повесть «Капитанская дочка»- историческое произведение, вы говорили о параллельном существовании исторических и вымышленных героев, могло ли это как-то повлиять на композицию повести?

 

  1. задание. Заполнить схемы (помещены в газетах групп),

Каждой группе даётся задание: 

  1. заполнить схему композиции семейно- бытовой линии.
  2. историческую линию.

 

 

 

 

 

V Подведение итогов урока.

 

  • Сдача подготовленных газет.

 

  • «Мозговой штурм». 

-Историческое событие, которое легло в основу повести...

   -Исторический персонаж в повести...

-Своеобразие композиции повести в том, что...

-Повествование ведётся от лица...

-Во время  изложенных в повести событий Петру Гринёву

было...

-Гринёв всегда выполнял наказ отца...

Учитель. Я думаю, что заповедь Гринёва вы сделаете своей, и в наше противоречивое и сложное время всегда будете следовать ей.

*Подсчёт перьев.

  • Запись домашнего задания:

выучить конспект, читать 5-10 главы повести;

  • составить кроссворд по прочитанным главам.

 

Урок литературы в 6 классе

 

Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Речь героев как источник смешного. Юмор. Деталь в художественном произведении.

Цель дидактическая : познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,раскрыть характеры героев, составить речевые характеристики персонажей .Дать понятие о юморе. Определить роль деталей в данном художественном произведении.

Цель развивающая: развивать умение комментировать прочитанное,

анализировать литературное произведение; развивать навык выразительного чтения.

Цель воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к изучению литературы

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Эпиграф:

Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П. Чехов

 

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

Звучит музыка «Цирк»

-Ребята, знакома ли вам эта музыка? Вы любите цирк?

-Что вы вспоминаете ,когда произносят слово цирк ?

-За что вам нравятся клоуны?

-Сколько клоунов обычно выступают на арене? Почему их именно два?

Учитель обращает внимание на доску: -Как вы думаете, кто это? (клоуны) По каким деталям вы это узнали?(клоунский красный нос)

-Один клоун- добрый, другой- злой. Как вы думаете , почему?

 

Показ репродукций картин М.Врубеля «Голова Демона» и «Ангел с кадилом»

 

-Перед вами репродукции картин известного русского художника М.А. Врубеля. Как бы вы их назвали? Почему?

-По каким деталям вы определили, кто именно изображён?

Не зря говорят, что жизнь - это полоса белая, полоса чёрная. Не зря и в сказках все герои делятся на хороших и плохих. А самим правдивым и искренним всегда был шут, которому всё прощалось, только он мог сказать правду совершенно безнаказанно. Придворных шутов даже боялись, потому, что каждый знает: в каждой шутке есть доля правды.

Сегодня на уроке мы поговорим о писателе, который тоже всегда говорил правду, не взирая ни на что.

  • Кто это, вы узнаете, расшифровав загадочную надпись:

WАYНDТJОLШSА

ЧZЕFХQОJНNТXЕ

  • А.П. Чехов подписывал свои произведения в студенческие годы «Антоша Чехонте».

-Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать свои произведения?

-Так как А.П. Чехов русский писатель , жил в России, а мы с вами - в Украине, придётся нам собраться в поездку.

Вы готовы?

II.Сообщение темы и цели урока.

-Чего вы ожидаете от поездки?

-Чему хотите научиться?

III.Изучение нового материала.

-А.П. Чехов говорил: «Смех - дело серьёзное» ,поэтому мы должны хорошо подготовиться к поездке всё-всё узнать о смехе.

1.Понятие о юморе и сатире.

-Наверное, в жизни условно всё можно разделить на хорошее и плохое, доброе и злое.

Так, и клоуны в цирке: добрый и злой, воплощение доброго и злого в жизни.

  • Можно ли сказать, что и смех может быть добрым и злым? Докажите.
  • Запись понятий:

Юмор- изображение героев в смешном виде; весёлый, доброжелательный смех

Сатира- Высмеивание разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде; злой смех.

Перед поездкой необходимо всё узнать о рассказе, его историю создания.

2.История создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре « сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

Итак, в путь!

3.Физкультурная минутка.

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём                                                                              И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа ,и слева - везде стоит друг.

Закроем глаза и представим цветы.                                 Их в вазу поставим                           И счастливы мы.

4.Организация работы групп.

-Наш класс большой, поэтому в один вагон мы не войдём.

  1. ряд совершит поездку в первом вагоне, 2 ряд - во втором, 3 ряд- в третьем.

5.Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий»

-На вокзале мы с вами стали свидетелями необычной встречи двух старых друзей, героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

-Рассказы Чехова легко инсценируются. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку рассказа.

-Так как у нас поездка необычная, поэтому каждый вагон должен выполнить задание:

*Одно из купе ( 2 человека) готовят выступление по статье учебника с.280 «О художественной детали в произведении»

  • 1 вагон - определить тему и идею рассказа *2 вагон - определить композицию рассказа

*3 вагон - составить характеристику главных героев по их речи ( 1,2 купе- характеристика толстого; 3,4 купе - характеристика тонкого).

Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий».

 

IV.Закрепление изученного материала.

1.Отчёт малых групп

*Тема рассказа: пресмыкание, раболепство слабого перед сильным.

Идея: показать , как может унижаться человек из-за высокого положения другого( хотя его никто не заставлял)

Композиция : завязка - встреча двух друзей;

кульминация- тонкий узнал о высоком положении толстого; развязка - « Все трое были приятно ошеломлены»

-В 1893 г. В журнале «Русское богатство» появилась статья одного литературоведа, который отнёс чеховский рассказ «Толстый и тонкий» к вещам, которые «представляют просто идеальную работу, в них , кажется, ни одной строчки нельзя ни прибавить, ни убавить».

Чехова называют мастером детали.

  • Выступление учащихся по статье «О художественной детали в произведении».

\Учащиеся ведут запись услышанного/

-Чехов никогда подробно не описывает своих героев. Что же успели заметить зрители из 3-го вагона о характере главных героев?

  • Отчёт 3-го ряда «О характере главных героев и их речь»,используя текст рассказа.

Тонкий-

приспособленец,хвастун,подхалим,раб,завистливый,льстивый,лицемерный.

/ «Какой же ты красавец!», «Я ,ваше превосходительство ... очень приятно- с!», «Что вы-с...» /ранее- на « ты»//

Толстый- спокойный, равнодушный.

/ «Ну,как живёшь,друг?- спросил толстый, восторженно глядя на друга»,немногословный о своей жизни. «Ну,полно!- поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства- и к чему тут это чинопочитание!»/

Жена- полностью подчинена мужу.

Всегда молчит,лишь улыбнулась в конце.

Нафанаил- начинающий лицемер продолжение раболепства отца в будущем.

/«Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку»/

-Прочитайте последнее предложение рассказа. Объясните.

 

 2. Этимологическая страничка.

Ощеломить- древнерусское, «ударить о шолом».

-Почему Чехов использует именно слово «ошеломить», а не «удивить» , к примеру?

  • Ребята, наш поезд прибыл на остановку «Детали». Нам необходимо по детали определить о каком герое идёт речь и как деталь характеризует героя (на карточках):

Запах дорогого вина и настойки из цветов апельсинового дерева

(флер- доранжа);

Запах кофейной гущи/показ материального положения/ Съёжились, поморщились (тонкий и его вещи)

Немного подумал и спрятался за спину отца.

Высокий с прищуренным глазом Длинный подбородок стал ещё длиннее Его стошнило Пожал три пальца

З.Беседа:

-Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Толстый и тонкий»: добродушный, уничтожающий, снисходительный или иным?

-Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

-Можно ли по речи человека судить о его характере?

-Какую роль играют детали в рассказе? В жизни ?

-Объясните эпиграф урока:

«Тогда человеку станет лучше , когда вы покажете ему, каков он есть» -Ещё при жизни А. П. Чехова рассказ «Толстый и тонкий» был переведён на болгарский, венгерский, немецкий, польский, сербохорватский, финский и чешский языки. Как вы думаете, почему это произведение пользовалось такой популярностью тогда, да и в наше время интересно читателям?

V.Итоги урока. Объяснение домашнего задания, мотивация оценок.

На этом наше путешествие заканчивается .Об этом свидетельствует одна деталь: стрелки часов показывают , что скоро прозвенит звонок.

Каждый может оценить себя сам.

-Поднимите руку, кто считает, что он заработал на уроке «12»,помните о словах А.П.Чехова, которые стали эпиграфом урока.

Объясните своё решение.

...на «11» и т.д.

Объяснение домашнего задания: выучить определения «юмор» и «сатира»;с.276-279 прочитать рассказ; * составить тест по рассказу

 

 

docx
Додано
30 березня 2020
Переглядів
1804
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку