Проведение лабораторных работ на уроках русского языка и зарубежной литературы с использованием технологии РКМЧП "Роль художественной детали в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин"

Про матеріал
Я предлагаю фрагмент лабораторной работы с использованием технологии РКМЧП. И тема моего мастер-класса «Несущественных деталей не бывает. Любая деталь достойна внимания». Художественная деталь является одним из средств создания образа. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества. Предлагаю рассмотреть роль художественной детали в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Перегляд файлу

             Відділ освіти Мангушської райдержадміністрації

 

 

 

Проведение лабораторных работ на уроках русского языка и зарубежной литературы с использованием технологии
РКМЧП

 

                                                              

Подготовила

учитель русского языка

 и зарубежной литературы

Мангушской ЗОШ І-ІІІст. № 1

Лысенкова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мангуш

2019

Долгое время у нас в образовании сохранялся определённый штамп. Ребёнок, как сосуд, который учитель наполняет различными знаниями, набрасывая в этот сосуд всего. Сегодня все кардинально меняется. Основной  целью  обучения становится не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Мы должны так воспитывать учеников, чтобы дать им возможность проявлять свои возможности.

Одной из основных своих задач, как учителя,  я вижу в том, чтобы знания не просто давались, выдавались в готовом виде, а были предметом поиска. Поэтому технология, по которой я работаю, - «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В связи с установкой данной  технологии на развитие самостоятельной активности учащихся, предусматриваю на практике такие формы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности. Одна из таких форм – лабораторные работы.  (Сл.1)

 Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «labor»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.   Основной целью лабораторной работы является стремление формировать у учеников  навыки самостоятельной «добычи знаний», а также учить ребят высказывать  свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др. (Сл.2)

Алгоритм сценария лабораторной работы прост (Сл.2)
1. Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку (информацию о предстоящей работе, поиск нужной  дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2. Постановка цели.  Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или  задание, которое выполняется поэтапно.
3. Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм   работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4. Обобщение результатов исследования, выводы (самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос.  Обязательна аргументация ответа.
В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной   работе по своему заданию (задания необходимо распределять).
Требования к лабораторным работам просты:

- цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; - работа для них  должна быть интересной.   

 Я предлагаю фрагмент лабораторной работы с использованием технологии РКМЧП. И тема моего мастер-класса «Несущественных деталей не бывает. Любая деталь достойна внимания» (Чак Паланик). (Сл.3)

Наши писатели- классики понимали важность не очень глобальных вещей в нашей жизни, и в литературоведении есть такое понятие «художественная деталь». Художественная деталь – является одним из средств создания образа. Это некий элемент, несущий  значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.(Сл.4)

В основе  любого художественного произведения лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как – уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту.

  Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объему, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А.С. Пушкина. С самого начала  «Евгений Онегин» задумывался писателем как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Известный критик Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни», и тем самым подчеркнул особую роль бытовых деталей в романе. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени.

 

ЛАБОРАТОРНІЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (Сл.5)

 

Опыт №1 Ассоциация. (Сл.6)

- Вам необходимо определить, о чем пойдет речь.

Эта лабораторная работа имеет подготовительный этап: заранее необходимо проанализировать текст с целью поиска танцев в произведении,

Собрать информацию об истории появления бала, об особенностях танцев, встречающихся в произведении.

 

Инструкция (Сл.7)

1. Предположите, как танцы могли повлиять на судьбу героев. Это ваша гипотеза. С гипотезы начинается исследование.

2. Познакомьтесь с критической литературой, посвященной данной проблеме.

3. Проанализируйте сцены бала в «Евгении Онегине».

4. Выявите виды и роль танцев в «Евгении Онегине».

5. Сделайте вывод по проблеме урока, Соответствует ли он гипотезе, которую записали?

 

Опыт №2. (Сл.8) Опираясь на цитаты, сформулируйте гипотезу и запишите её.

«Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значенья» (Жюль Верн). «Говорят, что даже такая мелочь, как взмах крыла бабочки, может, в конце концов, стать причиной тайфуна на другом конце света». (теория Хаоса)

 

 Опыт №3. (Сл.9)Культурологическая справка «Из истории бала и бальных танцев»

Что такое бал? Это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Век балов и чудесной музыки - это XIX век. Не случайно бал- это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители "высшего света". Балы проводились по определенной, утвержденной в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Бальный этикет включает в себя бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев. Слишком частые (больше трех за один вечер)   танцы с один и тем же кавалером также считались недопустимыми, если только он не был  официальным женихом девушки. Кавалер, постоянно выбиравший одну и ту же девушку, как бы заявлял всему свету, что намерен скоро на ней  жениться. Если  через короткое время после бала не следовало предложение руки и сердца, репутация девушки считалась погубленной, а молодому человеку предстояло серьезное объяснение с родными девушки, справедливо считавшими,  что он оскорбил честь семейства. Подобные объяснения могло закончиться либо предложением и свадьбой, либо поединком с неизвестным исходом. Вот насколько важно было соблюдать бальный этикет.

 

Но ведь бал – это не только роскошные наряды, причёски, аксессуары. Прежде всего – это бальные танцы, которые являлись основой вечера и следовали в общепринятом порядке. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. В этом танце – шествии из-за медленного темпа и несложной техники исполнения могли участвовать все присутствующие, не взирая на возраст.

Вторым танцем на балу часто была кадриль. Кадриль – первый танец бала, который допускал вольности, комбинацию разнообразных фигур В пушкинское время  кадрили танцевали в разных местах по-разному, и существовало много видов кадрилей – русские, немецкие, французские, польские.

После полонеза и кадрили наступала очередь вальса.  Главный танец бала – мазурка. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. Во время мазурки – легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные, признания.

Завершал бал котильон. Котильон – это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый, он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки и  предоставлял танцующим множество возможностей для ухаживания, для разговора о нежных чувствах, для решительного объяснения и потому был любимейшим из бальных танцев. Многие и ездили-то на бал только за тем, чтобы поучаствовать в котильоне.

 

Опыт №4. (Сл.10)Составление концептуальной таблицы.

 

Петербургский бал

Деревенский бал

Московский бал

Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
 

С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей……
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались……                   И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе…               Мазурка раздалась. …
 

…Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг….
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс...

 

Вопросы и задания группам

  • Записать в таблицу ключевые понятия: когда съезжаются гости, на чём, какая музыка, какие танцы упоминаются.
  • Сколько раз упоминаются различные танцы в романе?
  • Какой танец повторяется на всех балах?

 

(Сл.11)

Петербургский бал

Деревенский бал

Московский бал

Блеск, свет, мраморные ступени; зал переполнен, шум, теснота. Посетители съезжаются в каретах. Мазурка, музыка гремит. Кавалергард. Ревнивый шепот. Рев скрипок.

Посетители съезжаются в кибитках, бричках и санях. Толкаются в передней. Лай мосек, чмоканье девиц, хохот, кормилиц крик и плач детей. Музыка будет полковая. Толпа жужжит. Гремят тарелки и приборы. Кричит хозяйка. Вальс, мазурка, каждый танцует с кем хочет. Чета мелькнула за четой. Паркет трещал под каблуком. Припрыжки, каблуки, усы.  

Теснота, волненье, жар, музыки грохот, свеч блистанье. Вихорь быстрых пар. Шум, хохот, беготня, поклоны. Галоп, мазурка, вальс.

 

Опыт №5. (Сл.12)Поисково-исследовательская работа с текстом по группам.

 

Ігр. Онегин на петербургском балу.

Проанализировать строфы 27-28:

  • Зачем на бал приехал Евгений
  • Описывает его автор на балу?
  • Как характеризует Онегина то, что он приехал на бал в середине мазурки?

Проанализировать строфы 29-30

  • Как автор относится к балам?
  • Что происходит во время балов?

 

ІІгр. Онегин на деревенском балу. (Сл.12)

  • С какого танца начинается описание бала? (ч.5,ст. 41)?
  • Почему «…все в изумленье», а Ленский «…не верит собственным глазам»? (Ответьте, исходя из «Правил», регламентирующих поведение на балу того времени.)

 

Историческая справка. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности…чтобы танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие»

 

Ігр. Проанализировать строфы 43-44 (Сл.13)

  • Какие черты характера героев раскрываются во время мазурки?
  • Почему Ленский «…вспыхнул, сам не свой»? (Ответ дайте, опираясь на историческую справку.)

 

Историческая справка. «Мазурка - бальный танец, начинался промеданом, движением по кругу зала, после окончания кавалер становился перед дамой на колено, целовал ее платье, благодаря за честь и доставленное удовольствие, довольно сложный танец под музыку вальса, с прыжками. В 20-е годы 19столетия составляла центр бала. Во время этого веселого, лёгкого танца происходили любовные объяснения между мужчинами и женщинами, поэтому было чрезвычайно важно, кого приглашали кавалеры на мазурку и кому обещали этот танец дамы. Танцевать мазурку тогда означало выявить готовность к любовному разговору с партнёром и более – к любовным отношениям»

 

  • На что надеялся Ленский, приглашая Ольгу на котильон?

 

ІІгр. Проанализировать строфу 45(Сл.13)

 

Историческая справка. «Котильон – самый непринуждённый и шаловливый танец,  в переводе с французского «юбка», старинный танец-кадриль, по сути своей это танец-игра, своеобразная смесь из разных танцев, где количество фигур зависело от изобретательности танцоров, состоял из нескольких фигур французской кадрили,  вальса и мазурки. Пары должны были поочередно повторять движения кавалера-распорядителя, одна и та же фигура  повторялась до тех пор, пока ее не исполнят все пары. Поэтому котильон – долгий танец, мог длиться порядка 2-х часов»

 

  • Почему, услышав отказ, Ленский решается на дуэль с Онегиным?
  • Исходя из полученных на уроке сведений, сделайте вывод, в чем Ольга нарушила светский этикет.
  • Как вы считаете, действительно ли причиной дуэли стало легкомысленное поведение Ольги?

 

Итог урока.  (Сл.14) Сделайте вывод, как деревенский бал изменил судьбы героев. Сопоставьте с записанной вами гипотезой.

 

ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ (Сл.15)

 

Сформулировал гипотезу

2 балла

Подготовил культурологическую справку

3 балла

Принял участие в исследовательской работе

3 балла

Выступил перед классом

2 балла

Сделал вывод и сопоставил с гипотезой

2 балла

Всего

 

Поставь себе оценку за работу

 

Оценка учителя

 

 

 

ДОМАШНИЙ ОПЫТ (Сл.16)

 

1. Составить постерную презентацию по теме урока

2. Эссе. «Влияет ли время, эпоха на души людей?»

 

 

P.S.Алгоритм составления постерной презентации  (Сл.17 - 18)

docx
Додано
31 березня 2020
Переглядів
562
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку