Відділ освіти Мангушської райдержадміністрації
Проведение лабораторных работ на уроках русского языка и зарубежной литературы с использованием технологии
РКМЧП
Подготовила
учитель русского языка
и зарубежной литературы
Мангушской ЗОШ І-ІІІст. № 1
Лысенкова И.В.
Мангуш
2019
Долгое время у нас в образовании сохранялся определённый штамп. Ребёнок, как сосуд, который учитель наполняет различными знаниями, набрасывая в этот сосуд всего. Сегодня все кардинально меняется. Основной целью обучения становится не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Мы должны так воспитывать учеников, чтобы дать им возможность проявлять свои возможности.
Одной из основных своих задач, как учителя, я вижу в том, чтобы знания не просто давались, выдавались в готовом виде, а были предметом поиска. Поэтому технология, по которой я работаю, - «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В связи с установкой данной технологии на развитие самостоятельной активности учащихся, предусматриваю на практике такие формы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности. Одна из таких форм – лабораторные работы. (Сл.1)
Само слово «лаборатория» происходит от латинского слова «labor»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Основной целью лабораторной работы является стремление формировать у учеников навыки самостоятельной «добычи знаний», а также учить ребят высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др. (Сл.2)
Алгоритм сценария лабораторной работы прост (Сл.2)
1. Подготовительный этап, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку (информацию о предстоящей работе, поиск нужной дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2. Постановка цели. Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно.
3. Самостоятельная лабораторная работа учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4. Обобщение результатов исследования, выводы (самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос. Обязательна аргументация ответа.
В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной работе по своему заданию (задания необходимо распределять).
Требования к лабораторным работам просты:
- цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; - работа для них должна быть интересной.
Я предлагаю фрагмент лабораторной работы с использованием технологии РКМЧП. И тема моего мастер-класса «Несущественных деталей не бывает. Любая деталь достойна внимания» (Чак Паланик). (Сл.3)
Наши писатели- классики понимали важность не очень глобальных вещей в нашей жизни, и в литературоведении есть такое понятие «художественная деталь». Художественная деталь – является одним из средств создания образа. Это некий элемент, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.(Сл.4)
В основе любого художественного произведения лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как – уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту.
Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объему, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А.С. Пушкина. С самого начала «Евгений Онегин» задумывался писателем как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Известный критик Белинский называл это произведение «энциклопедией русской жизни», и тем самым подчеркнул особую роль бытовых деталей в романе. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени.
ЛАБОРАТОРНІЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (Сл.5)
Опыт №1 Ассоциация. (Сл.6)
- Вам необходимо определить, о чем пойдет речь.
Эта лабораторная работа имеет подготовительный этап: заранее необходимо проанализировать текст с целью поиска танцев в произведении,
Собрать информацию об истории появления бала, об особенностях танцев, встречающихся в произведении.
Инструкция (Сл.7)
1. Предположите, как танцы могли повлиять на судьбу героев. Это ваша гипотеза. С гипотезы начинается исследование.
2. Познакомьтесь с критической литературой, посвященной данной проблеме.
3. Проанализируйте сцены бала в «Евгении Онегине».
4. Выявите виды и роль танцев в «Евгении Онегине».
5. Сделайте вывод по проблеме урока, Соответствует ли он гипотезе, которую записали?
Опыт №2. (Сл.8) Опираясь на цитаты, сформулируйте гипотезу и запишите её.
«Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значенья» (Жюль Верн). «Говорят, что даже такая мелочь, как взмах крыла бабочки, может, в конце концов, стать причиной тайфуна на другом конце света». (теория Хаоса)
Опыт №3. (Сл.9)Культурологическая справка «Из истории бала и бальных танцев»
Что такое бал? Это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Век балов и чудесной музыки - это XIX век. Не случайно бал- это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями. На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители "высшего света". Балы проводились по определенной, утвержденной в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Бальный этикет включает в себя бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев. Слишком частые (больше трех за один вечер) танцы с один и тем же кавалером также считались недопустимыми, если только он не был официальным женихом девушки. Кавалер, постоянно выбиравший одну и ту же девушку, как бы заявлял всему свету, что намерен скоро на ней жениться. Если через короткое время после бала не следовало предложение руки и сердца, репутация девушки считалась погубленной, а молодому человеку предстояло серьезное объяснение с родными девушки, справедливо считавшими, что он оскорбил честь семейства. Подобные объяснения могло закончиться либо предложением и свадьбой, либо поединком с неизвестным исходом. Вот насколько важно было соблюдать бальный этикет.
Но ведь бал – это не только роскошные наряды, причёски, аксессуары. Прежде всего – это бальные танцы, которые являлись основой вечера и следовали в общепринятом порядке. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. В этом танце – шествии из-за медленного темпа и несложной техники исполнения могли участвовать все присутствующие, не взирая на возраст.
Вторым танцем на балу часто была кадриль. Кадриль – первый танец бала, который допускал вольности, комбинацию разнообразных фигур В пушкинское время кадрили танцевали в разных местах по-разному, и существовало много видов кадрилей – русские, немецкие, французские, польские.
После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Главный танец бала – мазурка. Это был танец-балет. Мазурку танцевали с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. Во время мазурки – легкий разговор, непроизвольные шутки, нежные, как бы невольные, признания.
Завершал бал котильон. Котильон – это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый, он объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки и предоставлял танцующим множество возможностей для ухаживания, для разговора о нежных чувствах, для решительного объяснения и потому был любимейшим из бальных танцев. Многие и ездили-то на бал только за тем, чтобы поучаствовать в котильоне.
Опыт №4. (Сл.10)Составление концептуальной таблицы.
Петербургский бал |
Деревенский бал |
Московский бал |
Вот наш герой подъехал к сеням; |
С утра дом Лариных гостями |
…Там теснота, волненье, жар, |
Вопросы и задания группам
(Сл.11)
Петербургский бал |
Деревенский бал |
Московский бал |
Блеск, свет, мраморные ступени; зал переполнен, шум, теснота. Посетители съезжаются в каретах. Мазурка, музыка гремит. Кавалергард. Ревнивый шепот. Рев скрипок. |
Посетители съезжаются в кибитках, бричках и санях. Толкаются в передней. Лай мосек, чмоканье девиц, хохот, кормилиц крик и плач детей. Музыка будет полковая. Толпа жужжит. Гремят тарелки и приборы. Кричит хозяйка. Вальс, мазурка, каждый танцует с кем хочет. Чета мелькнула за четой. Паркет трещал под каблуком. Припрыжки, каблуки, усы. |
Теснота, волненье, жар, музыки грохот, свеч блистанье. Вихорь быстрых пар. Шум, хохот, беготня, поклоны. Галоп, мазурка, вальс. |
Опыт №5. (Сл.12)Поисково-исследовательская работа с текстом по группам.
Ігр. Онегин на петербургском балу.
Проанализировать строфы 27-28:
Проанализировать строфы 29-30
ІІгр. Онегин на деревенском балу. (Сл.12)
Историческая справка. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности…чтобы танцевать не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие»
Ігр. Проанализировать строфы 43-44 (Сл.13)
Историческая справка. «Мазурка - бальный танец, начинался промеданом, движением по кругу зала, после окончания кавалер становился перед дамой на колено, целовал ее платье, благодаря за честь и доставленное удовольствие, довольно сложный танец под музыку вальса, с прыжками. В 20-е годы 19столетия составляла центр бала. Во время этого веселого, лёгкого танца происходили любовные объяснения между мужчинами и женщинами, поэтому было чрезвычайно важно, кого приглашали кавалеры на мазурку и кому обещали этот танец дамы. Танцевать мазурку тогда означало выявить готовность к любовному разговору с партнёром и более – к любовным отношениям»
ІІгр. Проанализировать строфу 45(Сл.13)
Историческая справка. «Котильон – самый непринуждённый и шаловливый танец, в переводе с французского «юбка», старинный танец-кадриль, по сути своей это танец-игра, своеобразная смесь из разных танцев, где количество фигур зависело от изобретательности танцоров, состоял из нескольких фигур французской кадрили, вальса и мазурки. Пары должны были поочередно повторять движения кавалера-распорядителя, одна и та же фигура повторялась до тех пор, пока ее не исполнят все пары. Поэтому котильон – долгий танец, мог длиться порядка 2-х часов»
Итог урока. (Сл.14) Сделайте вывод, как деревенский бал изменил судьбы героев. Сопоставьте с записанной вами гипотезой.
ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ (Сл.15)
Сформулировал гипотезу |
2 балла |
Подготовил культурологическую справку |
3 балла |
Принял участие в исследовательской работе |
3 балла |
Выступил перед классом |
2 балла |
Сделал вывод и сопоставил с гипотезой |
2 балла |
Всего |
|
Поставь себе оценку за работу |
|
Оценка учителя |
|
ДОМАШНИЙ ОПЫТ (Сл.16)
1. Составить постерную презентацию по теме урока
2. Эссе. «Влияет ли время, эпоха на души людей?»
P.S.Алгоритм составления постерной презентации (Сл.17 - 18)