Исследовательский проект «Окказиональные слова как одно из средств создания страны Вообразилии Бориса Заходера»

Про матеріал

Объектом исследования в работе избраны произведения Б. Заходера.

Предметом исследования являются окказиональные слова (окказионализмы), которые встречаются в произведениях Бориса Заходера.

В ходе исследования были реализованы такие задачи:

1. Определение значения слова «окказионализмы».

2. Выделение окказиональных слов в произведениях Б. Заходера.

3. Группировка окказиональных слов по способу образования.

4. Определение значения окказиональных слов в произведениях

и их воздействия на читателей.

5. Определялась способность детей к словотворчеству по образцу окказиональных слов.

Перегляд файлу

 

 

 

Исследовательский проект «Окказиональные слова как одно из средств создания страны Вообразилии Бориса Заходера»

 

http://la-mansh.com.ua/images/kartinki/kartinki_articles/autumn.jpg                 

                             Розробила: Білик В.М.,

                            учитель початкових класів

                                               Кваліфікаційна категорія

                            «спеціаліст вищої категорії»,

           педагогічне звання

              «учитель-методист»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект «Окказиональные слова как одно из средств создания страны Вообразилии Бориса Заходера»

 

Объектом исследования в работе избраны произведения Б. Заходера.

Предметом исследования являются окказиональные слова (окказионализмы), которые встречаются в произведениях Бориса Заходера.

В ходе исследования были реализованы такие задачи:

  1.   Определение значения слова «окказионализмы».
  2.    Выделение окказиональных слов в произведениях Б. Заходера.
  3.    Группировка окказиональных слов по способу образования.
  4.    Определение значения окказиональных слов в произведениях

и их воздействия на читателей.

  1.    Определялась способность детей к словотворчеству по образцу окказиональных слов.

Методы работы: работа со словарями, анкетирование,

словообразовательный анализ, лингвистическая игра «Слова- самоделки».

Среди современных детских поэтов, особое место занимает Борис Владимирович Заходер. Его произведения близки и понятны детям, потому что поэт создает мир, увиденный глазами своих маленьких читателей. Все произведения Бориса Заходера очень выразительны, их отличает особый, заходеровский стиль. Среди художественных средств, которые помогают создать этот неповторимо особый стиль, важное место занимают окказиональные слова или окказионализмы.

Слово окказионализмы, на наш взгляд, происходит от слова оказия, которое в словаре С. И. Ожегова объясняется так: «Редкий, необычный случай».

Окказиональное употребление слов - это тоже употребление слову несоответствующих общепринятым, литературным, а по другому, значит, можно сказать редких, необычных.

Окказиональные слова близки к неологизмам, но это не одно и то же. Неологизмы - это новые слова, которые создаются для обозначения нового предмета или нового понятия. Создаются эти слова по законам (нормам) русского языка. Такие слова постепенно теряют свою новизну и фиксируются в словарях.

Окказиональные же слова не претендуют на вхождение в норму, они не фиксируются словарями. Окказионализмы, как правило, создаются способами словообразования, которые не являются общепринятыми и поэтому часто бывают очень неожиданными, необычными.

Таким образом, нам кажется, что мы обосновали, что действительно слова оказия (необычный случай) и окказиональные слова (образованные необычными способами) - родственные слова.

Но почему в слове «окказиональный» в отличие от слова «оказия» пишутся две буквы «к» для нас осталось неразгаданным.

Исследование окказиональных слов проводилось на примере произведений, помещённых в книге Бориса Заходера «Стихи и сказки», Москва, «Детская литература», 1988 год издания.

Для исследования были использованы такие произведения:

Стихи:

«Мохнатая азбука»,

«Про пана Трулялинского»,

«Мним»,

«Ещё раз про Мнима», «Кавот и Камут»,

«Рапуны».

 

Сказки:

сказка английского писателя Милни в переводе «Винни-Пух и все з – все - все»,сказка английского писателя Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес», которую перевёл Б.Заходер.

 

 

 

 

 

 

Песни Б. Заходера для мультфильмов.

Мы выделили следующие окказионализмы:

  •    Остров ГДЕТОТАМ;
  •    Пан ТРУЛЯЛИНСКИЙ;
  •    Собачка ТРУЛЯЛЯЧКА;
  •   Звери: МНИМ, РАПУН, СЕБЕХА;
  •    Таинственные КАВОТ и КАМУТ;
  •    Южный КТОТАМ - зверь на букву Ю; 
  •    Песенки, которые сочинял Винни-Пух: ПЫХТЕЛКИ, ШУМЕЛКИ, ВОПИЛКИ, КРИЧАЛКИ, СОПЕЛКИ;
  •    Необыкновенный страшный зверь СЛОНОПОТАМ,  УЖОПОТАМ, СЛОНОУЛ; 
  •   Загадочный пятнистый или травоядный ЩАСВИРНУС;
  •    Необыкновенные страны: УДИВЛЯНДИЯ, ЧЕПУХАНИЯ, РАСЧУДЕСИЯ.

 

Исследование проводилось по двум направлениям:

  1. Способ образования окказионализмов.
  2.   Роль окказионализмов в произведениях Бориса Заходера.

Нами сделана попытка исследования способов словообразования выделенных окказионализмов. По способу словообразования все окказионализмы мы распределили на шесть групп.

Первая группа окказионализмов образовалась способом сложения + сращение нескольких слов. Эти слова приобретают значение названий предметов.

Где-то +там —► ГДЕТОТАМ (название острова)

Кто - то + там —► КТОТОТАМ (название зверя)

К этой же группе мы отнесли и образовали слова:

Сейчас + вернусь —► ЩАСВИРНУС (должно сейчас вернусь, но автор ещё использовал имитацию подражания детской речи).

Вторая группа: сложение + сращение нескольких слов путём наложения одного слова на другое.

Слон + гипопотам—► СЛОНОПОТАМ!

Ужасный + гипопотам —► УЖОПОТАМ!

Слон + караул —►СЛОНОУЛ!

Третья группа: сложный путь преобразования одного и того же слова. Слова КАВОТ и КАМУТ образовались от слова кто-то.

Р.п. Кого – то —►нет кого - то

                                         [кавота]- подражание детской речи   

 

И.п. КАВОТ

Д.п. Кому – то —►  дать кому-то

[камута]- подражание детской речи    
 

                                 И. п. КАМУТ

 

Четвёртая группа. К этой группе мы отнесли слова МНИМ, РАПУН, СЕБЕХА. Мнения у нас разделились. Лена думает, что слово МНИМ произошло от слова мнить, возомнить, придумывать. Слово РАПУН - от слова роптать. Слово СЕБЕХА - сам себе смеётся: ха-ха-ха. Я же думаю, что эти слова образовались путём удачного, случайного сочетания звуков.

К примеру, так изобрёл слово «лилипут» знаменитый английский писатель Джонатан Свифт. Или взять слово «гугол». Это совершенно официальное название такого огромного числа, как 1 и сто нулей. Это число никак не называлось, пока один известный математик не спросил как-то своего девятилетнего

племянника, как бы его назвать. «Гугол», - ответил мальчик. Так это число и стало именоваться с тех пор в математических книгах.

Пятая группа: звукоподражательные слова. Сливание слова ТРУ-ЛЯ-ЛЯ в одно слово + суффиксы.

 

Трулялинский (пан)

 

Трулялюрка (дочурка)

 

Трулялячка (собачка)

 

Трулялёнок(котёнок)

 

Шестая группа: слова самые близкие к словам, образованные по нормативным способам образования.

                 Глагол + суффикс.

Названия предметов, которое находятся в голове у Винни-Пуха:

 

 

ШУМЕЛКИ              шуметь + лк

 

ВОПИЛКИ               вопить +лк                     Суффиксы глагольной

 

КРИЧАЛКИ              кричать + лк                     основы сохраняются

 

СОПЕЛКИ                 сопеть + лк

 

 

Страны Бориса Заходера:

 

УДИВЛИНДИЯ, РАСЧУДЕСИЯ, ЧЕПУХАНИЯ.

Возможно, эти слова станут литературными названиями некоторых современных песен, возможно и страны такие появятся.

Использование окказионализмов, как одно из художественных средств, помогло Борису Заходеру создать удивительную страну ВООБРАЗИЛИЮ,      где,      по      его       словам,       «у всех, кому захочется там вырастают крылья; и каждый обязательно становится кудесником».

Для того чтобы убедиться, насколько близки произведения Бориса Заходера ребятам, и какое влияние оказывают они на них, мы прочитали его стихи учащимся 1-В класса. Даже первоклассники очень легко выделяют и запоминают необычные, неожиданные слова.

После прочтения стихотворения «МНИМ» мы предложили учащимся 3-А класса написать, какими они представили МНИМА, РАПУНА и СЕБЕХУ. Вот некоторые примеры:

 

«МНИМ - симпатяга, скромный, не любит похвалы, маленький, щупленький, застенчивый. Не очень любит шумных компаний СЕБЕХИ. Любит цветы ромашки».

Вовк Даниил.

 

«МНИМ - маленькое животное, похожее на мину. Он питается жучками-борцами, птичьим молоком и листочками пальмы. Живёт в Африке. У него есть песочный дом. Мне очень нравится это животное».

    Борисенко Николай.

 


 

 

 

 

 

 

«Я хочу увидеть МНИМА!

Как он выглядит? Красиво?

Я не знаю, где он есть,

Что он пьёт и даже ест?

Это зверь иль даже птица,

 Иль мартышка, иль жар- птица?

Я хочу увидеть МНИМА!

Что он делает сейчас?

А на вид он мил?

Или может он ужасен?

 

«Скачет по горам РАПУН.

Он смешной и очень смелый,

Потому что он умелый.

Он немножко подрастает,

Понемножку засыпает.

Мой загадочный РАПУН!»   

 

             Горбик Виктория.


                                 Сахно Алина.

 

 

 


СЕБЕХА у всех очень смешная:

«Смеётся над каждым словом,

смеётся над деревом, домом.

А цветом он жёлтый, Глаза голубые,

А зубы, ох зубы!- как у лошадины.

Похож он на кошку,

Умеет летать,

А уши, ох уши! - как у слона.

А почему как у слона?

 Да потому, что ими летает.

 А сколько ему лет?

 На этот вопрос я не знаю ответ.

Сейчас нарисую его я портрет».

А

 

 

 

 

 

 

 

 

«В синем море на АКЕХЕ

Умирает от смеха СЕБЕХА.

Она смеётся, смеётся, смеётся,

И от смеха водой захлебнётся.

Вдруг упала СЕБЕХА с АКЕХИ,

И спасает СЕБЕХУ МАЛЕХА,

Поплыл МАЛЕХА, державший СЕБЕХУ,

Выплыл МАЛЕХА,

посадивший СЕБЕХУ,

На спину медузе по имени СУЗЕ. Медуза как вздрогнет,

СЕБЕХУ отбросит.

А всё из того, что СЕБЕХА

Носит много меха.

С тех пор СЕБЕХА

Ходит без меха».

                         Дрывай Влада

 


Эти примеры позволяют сделать вывод о том, что все жители ВООБРАЗИЛИИ, их приключения, превращения, близки и понятны детям. Они развивают воображение, фантазию читателей, вызывают чувство радости, оптимизма.

И хотя окказионализмы образованы и пишутся вопреки нормам русского языка, у детей они не вызывают сомнения, они верят своему любимому писателю, и сами стремятся создавать слова по этому образцу.


Мы провели игру с учащимися четвёртых  классов «Составляем слова-самоделки». Предложили несколько окказиональных способов словообразования, и дали по несколько образцов.

Первый способ.

Возьми несколько звуков, придай им какое хочешь значение. Так были изобретены слова «лилипут» и «гугол».

Второй способ.

Возьми два или три слова, обозначающих одно родовое понятие, и образуй одно слово путём наложения одного на другое.

Третий способ.

Выдумай свои необычные названия знакомых предметов, учитывая их назначение.

Словарь окказиональных слов, составленный школьниками.

  1. Необыкновенные плоды:
  2. Персивишня

    Редисвекла

    Репуста

    Чеслук

    Яблослива

Абрирешня Клубмалина

Апельмоны Лимосины

Бабанасы Моркодыня

Бурядиска Моркотофель

Труслива Моркошка

Картопуста Огурепа

 

  1. Диковинные животные:
  2. Слонолев Слонотигр Собакоглот Хрюносвин

Слоноволк Зайцеволк

Бабожук Заялис

Белкозаяц Крокозавр

Верблюдокот Медвеволк

Гиппокодил                       Рогонос

 

III. Слова, сконструированные по образцу «он-она»

                        Пчела - пчел                     Корова - коров

                        Корень - корниха            Ветер - ветриха

Муха - мух                     Стрекоза- стрекозел

Жаба - жаб                        Рыба - рыб

                   Свинья –свин

IV.Звукоподражательные слова, превращающиеся

в названия животных:

 


Гавгачка

Игоготалл

Крякрячка

Кискиска

Кукарека

Мумуня

Мяучилка

Хрюхрюня


 


 V. Необычные названия привычных предметов:


Кругодел - циркуль

Глазоносы - очки

Головомассажка - расчёска

Деньгохран - кошелёк

Едатычка - ложка

Жевоплювка -жевачка

Землепах - тракторист

Землешаг - сапог

Липка - скотч

Ногокрутик - велосипед

Отрезкочертилка - линейка

Плабуль - рыба

Подголов - подушка

Подбочник - диван

Подстигатель - парикмахер

Прищепалка - прищепка

Рукомылка - мыло

Сладулька - конфетка

Смотроглазки - очки

Ухогрейка - шапка

Ушовисы - серьги

Шторовес - погардинник


Всепредметознайка

Всеобидыпрощательница

Нашидушипонимайка                        Учительница начальных классов

Учениконаучалка

 

 

Мы считаем, что этот проект можно использовать на уроках внеклассного чтения.

1

 

 

docx
Додав(-ла)
Билык Вера
Додано
30 липня 2018
Переглядів
1427
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку