Из опыта работы. Технология педагогической мастерской

Про матеріал
"Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия”. В работе даются основные понятия технологии педагогической мастерской и приводятся примеры использования этой технологии на уроках литературы
Перегляд файлу

Технология педагогических мастерских на уроках литературы

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Развивать данную концепцию помогает технология педагогических мастерских.

Это не просто новый вид урока. В мастерской скульптора или оружейника всегда был мастер и… подмастерья, ученики, которые ориентировались на него — иногда как на бога. А мастерская педагогическая опирается на новую, гуманистическую философию в отношениях учителя и учеников.

 В педагогических мастерских, как ни в какой, на наш взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику.

Не случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.

Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: “Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрос­лых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия”.  

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться советскими педагогами, особенно словесниками Петербурга.

Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.

«Я ищу – значит,  я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться как открытие учеником нового в себе, науке, мире.

В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так и происходит в мастерской формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

В мастерской все могут проявить свои таланты, мастер предоставляет возможность ученику продвинуться к истине своим путем, ведь каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительному искусству, музыке и т.д.

Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Решить обозначенную проблему помогает:

  • создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • включение эмоциональной сферы ребенка,
  • обращение к его чувствам,
  • пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы).

Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса. Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку. В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика (мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), доминирующей является самооценка с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.

Одно из важнейших условий при создании мастерской – её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий “прорыв” – открытие, потрясение, острое недоумение с озарением – то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

 

По типам бывают мастерские творческого письма (или просто — письма), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие (названы те, что важны словесникам).

Законы мастерской

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

  1. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
  2. Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)
  3. Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.
  4. Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных “цветах”, которые вместе дают ощущение “радуги” мира.
  5. Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.
  6. Решительное ограничение практической деятельности мастера­-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

Алгоритм “мастерской построения знаний”

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими “добавками”. Например, давно уже предлагается ученикам восстановить “рассыпанное” стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..

Третий этап — это “социализация”, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30–45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются… Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический “самоотчёт” нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.

Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5–8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.

Что постоянно в мастерских?

  • Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
  • Законы проведения мастерской.
  • Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
  • Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
  • Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
  • Свобода выбора – в рамках заявленных правил – поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
  • Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.
  • Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
  • Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
  • Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных – к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента – к целому…
  • Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?

1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.

2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

3. Мастерские – отличный способ развивать собственное “письмо”, а значит, готовиться к сочинению.

4. Мастерские “запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего – поэзии.

5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

А теперь приведем примеры уроков-мастерских, которые мы проводили с учащимися. В 7 классе, изучая повесть А.С.Пушкина «Метель», работаем над ассоциациями, которые у нас возникают при слове «метель», читаем произведения А.С.Пушкина, где описывается буря, метель, буран, слушаем музыку Г.Свиридова к фильму «Метель», знакомимся с картинами художников, изображающих зиму, с иллюстрациями Д.Шмаринова к повести, сами рисуем ассоциации. Таким образом мы подводим ребят к главному вопросу: какую роль сыграла метель в судьбе главных героев. Слушая музыку Г.Свиридова («Вальс») и отрывок из текста со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу ... он поехал на удачу», отвечаем на вопросы:

- Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

- Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?

Дальше читаем отрывок со слов:  «Но едва Владимир выехал за околицу ... он поехал на удачу).

-Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

-Заметили ли вы что-то общее в вальсе Свиридова и действиях Владимира?

Музыка помогает нам понять душевное состояние героев.

Задаем такой вопрос: «Представьте, что это вы оказались на месте героев повести. Что вы испытываете? Какие чувства и мысли для вас основные? Вам может кто-то помочь? Запишите свои мысли в тетрадь. Всех ребят можно разделить на три группы: одна группа описывает состояние Владимира, другая – Марьи Гавриловны, третья – Бурмина. Затем предлагаем рассказать от имени героев о своем состоянии.

Ребята получают массу удовольствия от того, что они сами пришли к нужным выводам.

Работая над стихами, часто предлагаю учащимся быть соавторами: даю стихи с пропущенными эпитетами и прошу подобрать свои, а потом сравнить с авторскими. Ребята чувствуют красоту и точность эпитетов, которые подобрал поэт.

Идею проведения мастерской построения знаний я позаимствовала у Т.А.Ереминой в книге «Мастерские по литературе» (Санкт-Петербург, «Паритет», 2004, с.76-84). Автор рассказывает о мастерской по творчеству В.В.Маяковского в 11 классе. Она предлагает учащимся, которые работают в парах, делать все, что они хотят со стихотворением «Ночь» В.В.Маяковского. Затем предлагает послушать стихотворения «Послушайте! А вы могли бы?», «Лиличка!» и выписать самые важные на их взгляд слова. А потом подобрать к ним рифмы. Такая работа поможет ребятам постигнуть стихи Маяковского. Обычно мнения бывают очень противоречивые: от удивления до неприязни. Но главное – пробудить интерес к творчеству поэта. Мастерская заставляет думать.

Я такой прием использую при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе. Ребята ищут средства выразительности, рифмы, пытаются нарисовать картинки, которые им представляются, записывают ассоциации, ищут цвета, звуки, образы, некоторые пытаются дописать несколько строчек, заменяют эпитеты на свои… Особенно мои ребята любят находить в стихотворениях звукопись. После урока-мастерской значительно легче идет работа над творчеством любого поэта.

Благодаря мастерским у школьников меняется восприятие художественной литературы: они становятся творческими читателями.

doc
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
384
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку