Изобразительно-выразительные возможности обособленных членов предложения, выраженных деепричастными оборотами.

Про матеріал

Урок развития связной речи, который поможет обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, дать понятие о стилистическом использовании обособленных членов предложения в художественном стиле речи; определить спектр значений обособлений; исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами; научить приёмам определения условий обособления и дополнительных значений обособленных членов предложения; совершенствовать умение определять границы обособленных членов, пользуясь средствами интонации; развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности; способствовать формированию у учащихся положительного отношения к процессу получения знаний; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; активизировать воображение и творческие способности учащихся через восприятие образа сирени.

Перегляд файлу

Тема: Изобразительно-выразительные возможности обособленных членов предложения, выраженных деепричастными оборотами.

 

Речевая тема: Творческая мастерская   «Сиреневая радость».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся; дать понятие о стилистическом использовании обособленных членов предложения в художественном стиле речи;            определить спектр значений обособлений; исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами; научить приёмам определения условий обособления и дополнительных значений обособленных членов предложения; совершенствовать умение определять границы обособленных членов, пользуясь средствами интонации; развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности; способствовать формированию  у учащихся положительного отношения к процессу получения знаний; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; активизировать воображение и творческие способности учащихся через восприятие образа сирени.

 

Оборудование: учебные тексты, мультимедийное  оборудование, компьютерная презентация «Сиреневая радость».

 

Форма урока: урок с использованием ИКТ .

 

Межпредметные связи :   использование стихов и прозы известных авторов, репродукций картин известных художников.

 

Эпиграф:                                                                                      

 

Человек пришёл в мир для безмерной свободы , творчества и счастья.


А.И.Куприн

 

ХОД УРОКА

 

I .  Индукция (наведение)

 

1. Вступительное слово учителя.

 

 - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке. В начале урока  я хочу предложить вам посмотреть в окно. Что вы там видите? (На улице зима, холодно, лежит снег)

 

- Наверное, уже каждый из нас в душе ждет наступления теплых дней. И в этот чудесный, но морозный зимний день мне бы хотелось согреть вас душевно и  подарить хорошее настроение.

 

 Пускай прекрасным будет  настроение,

 Ведь это очень много в жизни значит.

 Кто радостно настроен, без сомнения,

 Быстрее добивается удачи!

 

 Ведь те, кто любит жизнь и улыбается,

 Весь мир теплом душевным согревают.

 Пусть люди на улыбку  откликаются

 И искренней любовью отвечают!

 

- Сегодня у нас, ребята, не обычный урок, а творческая мастерская, посвященная одному прекрасному растению.

 

СЛАЙД № 1

 

   Невозможно оторвать взгляд от этой роскошной ветки сирени, вызывающей у нас хорошее настроение, напоминающей нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы.

 

  С сиренью связано всё доброе, гуманное, светлое. Сирень для каждого из нас ассоциируется, как правило, с образом Весны.

 

   Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами.

 

   Многим хотелось понять тайну привлекательности сирени , секрет её какого-то загадочного вдохновляющего начала, манящей, чарующей силы! Возможно, дело в её цвете и аромате. Но не только…

 

   СЛАЙД №2

 

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый - сиреневый день,                                                       

Начало цветущего лета.

 

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.

 

И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звёздочек в грозди густой

Пятилепестковое "счастье".

 

С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастья еще не нашли,

То, может быть, только от лени.

 

«Счастье»  С.Я. Маршак

 

   Бывают в жизни редкие минуты пронзительной радости, когда тебе хочется улыбнуться миру.

Чувство свободы и счастья просто окрыляет тебя. Я живу! Я молод! Я полон сил! Я люблю тебя, жизнь! Я люблю тебя, ласковый май! Беспричинно ты начинаешь улыбаться даже незнакомым людям. Только так ли уж без причины? Просто на улице весна. Просто вовсю сияет солнце. Просто сирень за окном так трогательно нежна и упоительно красива. Знакомо вам это чувство? Чувство безграничной радости …

 

2. Мотивация.

 

   Итак, сегодня нам предстоит встреча с сиренью. И мы, как и поэт, « пойдем свое счастье искать» и выведем, не удивляйтесь, формулу счастья и безграничной радости!

 Урок этот необычный, и хочется, чтобы он стал уроком красоты, доброты и раздумий. Возможно, у кого-то тема вызвала удивление, но мне она видится очень широкой и интересной, как этот манящий и зовущий мир …

 

   А творить , создавать волшебство радости мы будем собственными руками с помощью знаний, полученных на предыдущих уроках. Запишите тему нашего урока.

 

СЛАЙД № 3

 

   Наша задача – научиться выражать свои мысли и чувства, анализируя художественные тексты, исследуя изобразительно-выразительные возможности обособленных членов предложения, выраженных деепричастными оборотами.

 

   А теперь в путь!  

 

   Запишите эпиграф нашего урока.

 

СЛАЙД № 4

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Учитель. Внимание на экран!

 

СЛАЙД № 5

 

1. Угадайте слово!

 

   ♦ Родственные слова: отдельный, изолированный,  автономный, независимый.

   ♦ В «Большом толковом словаре современного русского языка» Дмитрия  Николаевича Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение».

   ♦ В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля к нему приводится следующий ряд: отделить особо, выделить, исключить из общего .

                                                     /                          /

СЛАЙД № 6                    Обособленный, обособить, обособление.

 

2. Беседа.

 

СЛАЙД № 7

 

  Какие члены предложения называются обособленными?

  Могут ли обособляться подлежащее и сказуемое? Почему?

  На какие группы делятся предложения с обособленными  членами?

  Назовите смысловые функции обособленных членов предложения.

 Повторите алгоритм нахождения обособления в предложении.

  Что вы знаете о причастных и деепричастных оборотах?

  Условия  обособления вы повторили дома.

 

Обособленные члены предложения – это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире. Выделяться знаками препинания могут разные второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства.

Функции обособленных членов предложения :

 

1. Передача тонких оттенков смысла, нужных деталей.

2. Усиление выразительности, экспрессивности речи(ЭКСПРЕССИЯ- выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей.)

3. Сообщение необходимых дополнительных сведений.

4.Уточнение значения других членов предложения (конкретизируют основное действие, помогают точнее увидеть происходящее, «дорисовывают» действие)

5. Лаконичная, выразительная характеристика лица, предмета.

 

Алгоритм нахождения обособления в предложении

 

  1. Прочитайте внимательно предложение.
  2. Мысленно уберите обособленные структуры из текста.
  3. Сравните, в чём состоит различие исходного и изменённого вариантов.
  4. Определите функцию обособления.
  5. Обозначьте обособленные члены предложения.
  6. Определите условия их обособления, вид.

 

III. Работа над темой урока.

 

СЛАЙД № 8

 

1.Исследование  .

Цель следующего задания: указать обособление; назвать вид обособления; исследовать изобразительно – выразительные возможности предложений с обособленными членами .

 

Учащиеся выполняют задание.

 

СЛАЙД № 9

 

     Сирень зацвела вся разом, вскипая во дворах и в аллеях. Сперва запенилась  отечественная сирень,  образуя  опушку  старого  парка.  Через пять-шесть  дней залиловела персидская сирень, приторно-душистая, со свешивающимися соцветиями, образующая живую изгородь  меж двором и фруктовым садом. А через неделю венгерская сирень забросила свои ветви, отягощенные красивыми блёкло-фиолетовыми цветами, в окна господского  дома. И  когда Верочка выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор гувернантки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным великолепием сиреневого буйства.

 

Слайд №10

 

Исследование

 

- Обладают ли обособленные члены предложения изобразительно – выразительными возможностями? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на примеры из текста.

 

Обособленные определения, стоящие после определяемого слова ,имеют в своем составе метафоры и эпитеты

 

  -Какой вывод мы можем сделать, проанализировав изобразительно – выразительные возможности предложений с обособленными членами в художественном тексте?

 

 ВЫВОД: Обособленные члены предложения – это средство смыслового и эмоционально – экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому обособленные члены характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью, и придают речи особую выразительность.

 

СЛАЙД №11

 

2.Лингвистический эксперимент. Опустим обособленные члены предложения из текста. Сравним, в чем состоит различие исходного и исправленного вариантов. Читаем текст.

 

СЛАЙД №12

 

   Весеннее солнце , играя на листьях изумрудных деревьев, радует теплом. Белые бабочки и прозрачные стрекозы порхают в воздухе,  весело взмахивая своими крылышками. Цветы на клумбах сияют, переливаясь радужными бликами. И над всем этим великолепием царствует сирень. Её лиловая пена, благоухая на всю округу,  одаривает прохожих своим роскошным ароматом и красотой.

         

   Весеннее солнце радует теплом. Белые бабочки и прозрачные стрекозы порхают в воздухе. Цветы на клумбах сияют. И над всем этим великолепием царствует сирень. Её лиловая пена одаривает прохожих своим роскошным ароматом и красотой.

 

Вывод. Исходный текст, отличается от исправленного экспрессивностью. Обособленные члены предложения придают речи особую выразительность. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, помогают «дорисовать» движение, сделать высказывание более динамичным, выразительным.

 

СЛАЙД №13

 

3. Поэтические метаморфозы. 

 

   Из отрывков стихотворений выписать обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Разместить их по порядку, составив стихотворение , первой строкой которого станет «Цветёт сирень…»

 

СЛАЙД №14

 

Учащиеся выполняют задание.

 

СЛАЙД №15

 

1. Чудесный май пришёл в мои края.

Природа ожила, благоухает.

Радуясь весенним теплым дням,

Куст сирени снова расцветает.                                           

 

2. Повинуясь велению мая

И природы почувствовав власть,

Распустилась сирень голубая,

Соблазняет сломать и украсть.    

 

3. Волнами кипят полнокровные кущи

То ветер, зеленым простором владея,

О чем-то поющий, куда-то влекущий,

Смещает узор на плаще чародея.

 

4. О, как застенчива сирень
В холодном и дождливом мае!
Весны капризы принимает,
Мечтая подарить нам день.

5. Клонясь под волнами ветров,
Сирень глядит в мое окно,
Она моих не слышит слов,
Ей все равно, ей все равно.

6. Сирень цвела, благоухала ароматом,
Пленяя взор своею красотой.
Еще чуть-чуть осталось до заката,
Помедли день — не уходи еще, постой.       

 

 СЛАЙД №16

 

 ЦВЕТЁТ СИРЕНЬ

 

Радуясь весенним теплым дням,

Повинуясь велению мая

И природы почувствовав власть,

Зеленым простором владея,

Мечтая подарить нам день,
Клонясь под волнами ветров,

Пленяя взор своею красотой.

 

СИМВОЛИКА СИРЕНИ

 

Цветущая сирень – символ расцвета, свежести, молодости.

Ветка сирени – лучшее в душе человека, символ любви.

Пять лепестков сирени – символ удачи, надежда на счастье.

 

СЛАЙД №17

 

4. Лингвистическая арифметика . Работа с текстом «Сиреневая легенда». Указать количество обособленных членов предложения , выделенных деепричастными оборотами.

 

   По-французски сирень называют "Lilas" - "лиловый". В странах Западной Европы и Америки связывают название растения также с преобладающей окраской цветков - лиловой. Слово это персидское и обозначает просто "цветок". В Иране и Турции сирень имеет весьма интересное название - "лисий хвост", возможно, из-за формы соцветий (удлиненные пушистые соцветия напоминают распущенный хвост лисицы).

   Научное название растения происходит от греческого "syrinx", что означает "трубка", "дудочка". Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга.

   На Балканах существует такая легенда о сирени. Как-то могущественное божество обрушило на род людской свой гнев, заставив литься дожди  дни и ночи, не останавливаясь даже на миг. Переполнились реки и озёра, вышли из берегов, и начался страшный потоп, всё смывающий на своём пути. Перепуганные люди бросились в горы, надеясь спастись на вершинах. Но вода поднималась всё выше и выше, самая высокая гора вот-вот скроется под водой. И тогда молодой и прекрасный пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. С мольбой о сострадании кинулся он в пучину. И сжалился бог, перестал литься дождь, вода спала, близкие юноши были спасены. Пощадил бог и его самого. А вся земля вокруг покрылась зарослями зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями белого и лилового цвета. Это и была сирень.

   Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас!

   Правда, не везде к сирени было такое трогательное и нежное отношение. В Англии, как ни странно, этот цветок считался цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. Если девушка посылала сватающемуся жениху ветку сирени, это означало отказ.

 

СЛАЙД №18

 

5. «Чтение-восхищение».

 

Почему живописцы сирени верны?

Потому, что оттенков на каждого хватит.

Если молоды вы, если вы влюблены -

Вам сирень теплотой розоватою платит.

Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,

Синь холодная веток вас к жизни пробудит.

Если чувства кипят, и волнуется грудь,

Хлопья белой сирени румянец остудят.

Нет скромнее и проще малюток- цветков,

Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,

Унося от обыденной жизни оков,

Нас влекут за собой в недоступные выси.

                                                                              Марина Ершова

 

IV. Рефлексия .

 

СЛАЙД №19

 

 

1. Чтение притчи .

Притча о радости

 

- Жаль мне тебя, Сирень, - ворчал Пень, - нет тебе никогда покоя. Весной - ломают! Осенью - ломают! И утверждают, что надышаться на тебя не могут. Пора бы тебе уже ума набраться! А тебе только бы цвести да распускаться. Ветер у тебя в ветвях! Все мечтаешь о чем-то. Все чему-то улыбаешься. Никакой серьезности.

 Прошла гроза. Грозди Сирени наполнились влагой, воздух вокруг напитался ее нежным, тревожным ароматом.

 - Вот снова, - заворчал Пень, - грозди свои распустила! А кому все это надо? Бери пример с меня: мне что лето, что зима, что весна, что осень- все едино. На меня ничего не действует. Как говорится, на мне хоть кол теши. Это, я понимаю, счастье!

 Сирень не отвечала и не обижалась на Пень. Задумчиво пряча свои глаза в мокрые грозди, она счастливо и мечтательно чему-то улыбалась. Сирень уже привыкла к воркотне Пня и не обращала внимания.

 Ведь совсем недавно этот Пень был цветущей черемухой.  Не надо обижаться на тех, кто не понимает нашего желания дарить радость.

 

Обсуждение притчи.

 

2.Итоги лингвистического исследования.

 

Ответы учащихся.

 

СЛАЙД №20

 

   Обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, обозначая добавочное действие, конкретизируют основное действие, помогают точнее увидеть происходящее. Несомненное преимущество деепричастий по сравнению с глаголами – их краткость и динамичность. Деепричастия играют важную роль в художественной речи: они придают ей выразительность, краткость и точность, «дорисовывают действие».

 

СЛАЙД №21

 

3. Заключительное слово учителя.

 

   Сегодня на уроке мы с вами искали формулу радости. Открывали прекрасное в привычном, радовались, пытались постигнуть  – как это - быть по-настоящему счастливым человеком? Надеюсь, что мне удалось поделиться с вами сиреневой радостью. И урок мне хотелось бы закончить словами Л. Леонова

 

СЛАЙД №22

 

«Человек, который понимает природу, благороднее, чище.   Он  не сделает  дурного поступка.    Он прошёл  душевный университет».

 

V. Домашнее задание:

 

Обязательное :

            составить 5 предложений о сирени , используя обособленные члены предложения.

 

Творческое  :

    выучить стихотворение о сирени .

 

 

СЛАЙД №23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
8 березня 2018
Переглядів
1519
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку