Среди средств, позволяющих провести рефлексию знаний, использую такое дидактическое средство как тестирования учащихся в программе MyTest XPro. Программа MyTest XPro предусматривает работу с 8 типами заданий: 1) с выбором одного ответа; 2) с множественным выбором ответа; 3) с установлением порядка следования; 4) предусматривающий восстановление соответствия; 5) предусматривающий восстановление очерёдности ответов; 6) с самостоятельным вводом ответа; 7) Указание истинности или ложности утверждений; 8) выбор места на изображении. Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или в самостоятельной работе учащихся, что безусловно стимулирует их творческую активность. Данный тест позволяет акцентировать внимание учащихся на поставленный проблемный вопрос и активизировать поиск решения необходимой познавательной задачи. Он обеспечивает рост эффективности обучения за счёт рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой. Использование теста представляется возможным на различных этапах урока:
- актуализация опорных знаний (при проверке домашнего задания);
- формирование понятий и способов действий, конструирование новых знаний (в ходе изучения нового материала);
- применение новых знаний (при закреплении и систематизации изученного материала).
Благодаря данному тесту школьники учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, вычленять общее из частного, устанавливать закономерности.
Одним из сервисов, достаточно продуктивным и лёгким в использовании, является сервис LearningApps.org. Он предоставляет возможность учителю и самим учащимся создавать интерактивные учебно-методические пособия. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Интерактивные задания этого сервиса можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету. Игровая форма способствует познавательной активности учащихся, повышает мотивацию учащихся к предмету.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование Сервера LearningApps.org. при обучении русскому языку помогает:
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
-выполнить упражнения максимально быстро;
-привлекать пассивных учеников к активной деятельности на уроке;
- повышает мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи;
-формировать информационную культуру у учащихся;
- активизировать познавательный интерес учащихся;
-реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
- тренироваться в упражнениях и создать свои упражнения на Сервере LearningApps.org.
Урок
Тема. Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие».
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: обобщение и систематизация.
Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Организационный момент – 2-3 минуты.
Вступительное слово учителя – 3 минуты.
Повторение изученной темы – 30 минут.
Подведение итогов урока – 5 минут.
Домашнее задание – 5 минут.
Русский язык необыкновенно богат наречиями,
которые делают нашу речь точной,
образной, выразительной.
М.Горький
ХОД УРОКА
І.Организационный момент.
ІІ.Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке русского языка. Как вы помните, на предыдущих уроках мы познакомились с темой «Наречие» и подробно рассмотрели основные признаки и особенности самостоятельной неизменяемой части речи наречие. Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить всё, что нам известно о наречии, обобщить и прочно закрепить эти знания на практике.
Минута приятных воспоминаний.
Учитель: закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало.
ІІІ. Основная часть урока.
Учитель:
На первом этапе нам предстоит вспомнить все теоретические сведения о наречии, которые нам известны. Для этого вам необходимо ответить на несколько вопросов о наречии.
2. Историческая справка о Наречии.
Как известно, наречие – одна из самых трудных частей речи. Это связано со многими причинами. Одна из них та, что наречие образуется от многих частей речи.
– Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, в котором имело больше значений, чем в современном русском языке.
Оно означало язык. Слово. Решение. Вопрос. Дело, спор. Способ. Вещи. Предметы. Глагол и наконец, Наречие. Корень речь как бы связывает его с глаголом, так как глагол тоже имел значение «речь» глаголить означало «говорить, вести речь». Древние римляне называли эту часть «приглаголием». Русские грамматики назвали её точно так же, изменив лишь приставку. Видя главное содержание в том, что оно должно быть при глаголе (приглаголие) или накладывается на глагол, стали называть эту часть речи наречием.
Автобиография
1. Я ещё совсем молод, но происхожу из знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить».
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «надглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие».
Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом : примыкаю к нему, поясняю, уточняю, придаю ему чёткость.
2. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Учитель: Молодцы. Теорию вы знаете хорошо, а вот умеете ли применять знания на практике?
3.Практическая работа.
Перед вами – текст. Задание: прочитать текст, найти наречия, доказать, что найденные вами слова относятся к данной части речи. Выпишите наречия и определите разряды по значению.
Бурундук постоянно занят добыванием себе пищи. Но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и, я бы сказал, удивительно застенчив в отношении своего стола. Он никогда не ест добычу на виду, но всегда уносит пищу куда-то в нору и там распоряжается ею по-хозяйски: что сегодня съесть, что завтра, а что отложить в кладовую, всегда чистую.
4.Грамматический тренинг
Образуйте наречия от разных частей речи:
5.Творческая работа
Заменить фразеологические обороты наречиями.
-Вспомните, что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания и выражения).
Выполнение интерактивного упражнения в сервисе LearningApps.org.
Сломя голову (быстро),
спустя рукава (плохо),
глазом не моргнув (быстро),
засучив рукава (добросовестно)
битый час (долго),
повесив нос (грустно),
не покладая рук (усердно),
положа руку на сердце (удивленно).
Учитель: Молодцы. Теперь Вам предстоит вспомнить, как пишется частица не с наречиями.
6.Орфографический тренинг (работа в группах)
1-я группа. Раскрывая скобки, запишите наречия в три колонки: слитно, раздельно и через дефис.
(До)срочно, (за)границу, (до)зарезу, (со)зла, где(то), (по)товарищески, (ни)чуть, (ни)мало, (ни)как, (с)налёту, (бес)толку, (по)весеннему, точь(в)точь, (без)ведома, (с)наскоку, (не)вежливо, (ни)сколько, (ни)когда, (давным)давно, мало(помалу), (в)пятых.
2-я группа. Замените словосочетания синонимичными наречиями на шипящий, вставьте пропущенные буквы.
Лошади мчались быстро, распахнуть до конца, уйти, засеять густо, ударить размахнувшись, нет терпения, невмоготу, упасть на спину.
Слова для справок: проч.., сплош.., невмоч.., навзнич.., наотмаш.., вскач.., настеж.., невтерпёж...
3-я группа. Выполнените интерактивное упражнение в сервисе LearningApps.org.
7. Минутка здоровья (музыкальная)
8.Лексико-синтаксический тренинг «Кроссворд»
Заполнить кроссворд синонимичными наречиями. Составьте предложение, используя данные наречия.
в |
б |
о |
к |
|
|
|
||
н |
а |
в |
е |
к |
||||
н |
а |
с |
п |
е |
х |
|||
в |
о |
в |
р |
е |
м |
я |
||
в |
д |
о |
г |
о |
н |
к |
у |
|
в |
д |
р |
е |
б |
е |
з |
г |
и |
Учитель: И в завершении давайте выполним небольшой тест, чтобы проверить, насколько полезным был наш сегодняшний практикум. ( тест )
9.Тест(My Test XPro)
Тест по теме "Правописание наречий"
1. Наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак действия;
г) признак другого признака.
2. Наречия изменяются:
а) по числам;
б) по лицам
в) не изменяются.
3. С наречиями на -о, -е не пишется слитно, если:
а) в предложении есть противопостановление;
б) у наречия есть зависимое слово;
в) наречие можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением;
г) к наречиям относятся слова далеко не; вовсе не; отнюдь не; ничуть не; никогда не.
4. В приставках не- и ни- отрицательных наречий пишется буква е, если она находится:
а) под ударением;
б) без ударения.
5. После букв Ш, Ч на конце наречий Ь:
а) пишется;
б) не пишется?
6. Укажите ряд, где все слова пишутся через дефис?
а) по / лисьи, кто / то, во / первых;
б) по / братски, как / будто, в /двое;
в) по /немногу, где /нибудь, кто /либо;
г) какой /то, черно /белый, по /этому
7. В каком слове на конце пишется буква А?
1) вправ...
2) сначал...
3) занов...
4) запрост...
8. Какще из наречий пишется через дефис?
1) в...трое
2) в...третьих
3) в...догонку
4) в... дребезги
9. Выберите наречие, которое пишется раздельно?
1) кое... где
2) по...переменно
3) ударить с...боку
4) действовать в...одиночку
10) Восстанови пословицы.
А)Тише едешь;
Б)а дома лучше;
В) а телегу зимой;
Г) дальше будешь;
Д) в гостях хорошо;
Е) готовь сани летом;
Ё) и двери настежь;
Ж)Для дорого гостя.
10. Рефлексия. Оценивание.
Учитель: Итак, ребята, на этом наш урок окончен. Сегодня мы хорошо потрудились.
Давайте подведем итоги урока, продолжая предложения, которые вы видите на слайде:
«Сегодня на уроке я усвоил…»
«Мне удалось закрепить знания о..»
Ученики подводят итоги урока.
11.Домашнее задание.
Домашнее задание на следующий урок будет следующее: повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе.
Спасибо за внимание, ребята.
Среди средств, позволяющих провести рефлексию знаний, использую такое дидактическое средство как тестирования учащихся в программе MyTest XPro. Программа MyTest XPro предусматривает работу с 8 типами заданий: 1) с выбором одного ответа; 2) с множественным выбором ответа; 3) с установлением порядка следования; 4) предусматривающий восстановление соответствия; 5) предусматривающий восстановление очерёдности ответов; 6) с самостоятельным вводом ответа; 7) Указание истинности или ложности утверждений; 8) выбор места на изображении. Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или в самостоятельной работе учащихся, что безусловно стимулирует их творческую активность. Данный тест позволяет акцентировать внимание учащихся на поставленный проблемный вопрос и активизировать поиск решения необходимой познавательной задачи. Он обеспечивает рост эффективности обучения за счёт рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой. Использование теста представляется возможным на различных этапах урока:
- актуализация опорных знаний (при проверке домашнего задания);
- формирование понятий и способов действий, конструирование новых знаний (в ходе изучения нового материала);
- применение новых знаний (при закреплении и систематизации изученного материала).
Благодаря данному тесту школьники учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, вычленять общее из частного, устанавливать закономерности.
Одним из сервисов, достаточно продуктивным и лёгким в использовании, является сервис LearningApps.org. Он предоставляет возможность учителю и самим учащимся создавать интерактивные учебно-методические пособия. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Интерактивные задания этого сервиса можно использовать при проверке знаний учащихся в качестве текущего контроля, при обобщении и повторении темы, во внеклассной работе по предмету. Игровая форма способствует познавательной активности учащихся, повышает мотивацию учащихся к предмету.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование Сервера LearningApps.org. при обучении русскому языку помогает:
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
-выполнить упражнения максимально быстро;
-привлекать пассивных учеников к активной деятельности на уроке;
- повышает мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи;
-формировать информационную культуру у учащихся;
- активизировать познавательный интерес учащихся;
-реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
- тренироваться в упражнениях и создать свои упражнения на Сервере LearningApps.org.
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»