Назва проекту:
Мета: Визначення причин появи компютерної залежності. Способи формування адекватної самооцінки для профілактики компютерної залежності. Вплив комп'ютера та мережі INTERNET на соціокультурний розвиток учнівської молоді. Ознайомлення з симптомами, наслідками компютерної залежності.
Відповісти на запитання: «Чи вільний я у своєму виборі?
Навчальні цілі та очікуванні результати:
Діяльність учнів:
Обладнання: комп'ютер, мультимедійний пристрій, плакати з теми, картки із висловами, стікери.
Форма проведення: Бесіда-диспут.
«Компьютерная зависимость»
Цель: определение причин возникновения компьютерной зависимости (уход от реальности и принятие роли) и способов формирования адекватной самооценки для профилактики компьютерной зависимости.
|
"Интернет-зависимость - это скорее не болезнь, а симптом каких-то глубинных личностных проблем - неадекватной самооценки, потаенных комплексов и нереализованных амбиций» Кл. руководитель: Этот проект классного часа связан с понятием «компьютерная зависимость». Выполняя этот проект на протяжении месяца, учащиеся самостоятельно изучили ряд вопросов: - Понятие «зависимость»; - Симптомы компьютерной зависимости; - Проблемы компьютерной зависимости. Свободен ли я в своем выборе? Как не стать компьютерным зомби? Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Могли ли вы предположить когда-нибудь, что компьютер способен развить в человеке зависимость, подобную наркомании? Нет? Тогда сегодняшний классный час раскроет вам причины появления подобной зависимости, а также предложит полезные рекомендации, психологические упражнения, советы, способные помочь вам и вашим близким от этой пагубной тяги. В наше время, когда почти у всех есть дома компьютер, никто не сомневается в том, что он может во многом помочь человеку: в учебе или работе, в самообразовании, отдыхе от напряженного рабочего дня. Но, с другой стороны, компьютер также может стать причиной серьезных проблем. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни. Скажите, а как вы думаете, что означает слово «зависимость»?
|
||
|
Учащийся. Зависимость - эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им. Кл. руководитель. То есть «зависимость» - это состояние готовности пожертвовать даже важными делами ради предмета зависимости, ради того, чтобы удовлетворить какое-то своё желание. Что говорят исследования о проблеме зависимости?
|
||
|
Учащийся. Исследования показывают, что проблема зависимости возникает у людей с неадекватной самооценкой. Кл. руководитель. Объясните, что значит «самооценка»? Учащийся. Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, слабостей и своего места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Кл. руководитель. Что вы можете сказать про адекватную и неадекватную самооценку?
Учащийся. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
|
||
|
Люди с неадекватной самооценкой обычно:
Сейчас, самооценка многих молодых людей строится на внешнем виде. И это неправильно. Кл. руководитель. Я согласна! Самооценка не должна строиться на нашей внешней привлекательности. В нас самих есть много скрытых сокровищ, однако, зачастую мы замечаем только то, как мы выглядим внешне. Пытаясь улучшить свой |
||
внешний вид, мы в своих глазах повышаем свою ценность, но, забывая о ценности внутренней, начинаем других ценить тоже по внешним данным или каким-то чертам характера, которые они стараются выказывать. Важно не забывать такие простые законы мира: - мода меняется, за ней не угонишься, - всегда найдется кто-то, у кого есть что-то лучшее, чем у вас, - почти все внешнее ухудшается со временем, - те, кто дружит с нами из-за наших внешних качеств, первыми бросят нас, когда подвернется кто-то более привлекательный, популярный или обеспеченный. Продолжим характеристику людей с неадекватной самооценкой.
Учащийся:
Кл. руководитель. Люди с неадекватной самооценкой не умеют принимать себя и видеть в себе положительные качества, вследствие этого они пытаются утвердиться не за счет своих личных качеств, а материальных вещей, что часто приводит к зависимости (сигареты, алкоголь, компьютер).
|
|||
|
Кл. руководитель. Давайте обсудим признаки компьютерной зависимости. Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок, друг, знакомый (учащиеся, поочереди, перечисляют признаки зависимости): Учащиеся: • начинает пить и есть, учить уроки, не отходя от компьютера; • начал проводить ночи у компьютера; • начал прогуливать учебные заведения для того, чтобы посидеть за компьютером; • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру; • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось); • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался; • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.
|
||
|
Кл. руководитель. Общество больше любит, чтобы его развлекали, а не учили. Современному человеку предоставлено огромное количество развлечений. Их список велик, и все они по-разному интересны. Для кого-то это отдых на природе (к сожалению, таких людей в последнее время немного), для кого-то – поход в увеселительное заведение, иные личности увлекаются коллекционированием и обменом раритетных вещей (возможно, это нельзя назвать развлечением, но все же оно тоже приносит немалое удовольствие). Есть еще одно развлечение, представляющее отчасти опасность для нас, – компьютер. Оно затягивает так, как раньше, к примеру, казино или клубы. «Познакомившись» с компьютером, человек даже не подозревает, чем может это для него обернуться. Многие люди считают компьютер отличным приспособлением для работы, учебы, отдыха. Конечно, с этим нельзя не согласиться. Но, помимо многочисленных плюсов, есть свои минусы: можно до такой степени во все это погрузиться, что становится незаметным полет времени. Давайте поговорим о медицинских последствиях прекрасного времяпровождения за компьютером. Учащиеся: - Постепенное развитие кособокости, сутуловатости приводит к тому, что грудная клетка становится более узкой и плоской. Это приводит к тому, что дыхание становится менее глубоким, жизненная емкость легких понижается, самочувствие ухудшается, и человек быстро устает; - Если человек, работающий за компьютером, не делает регулярных перерывов и не выполняет простые упражнения для кисти, результаты распада способствуют воспалению, а затем и прогрессии синдрома запястного канала. Его симптомы: жгучая боль и покалывание в области запястья, ладони и пальцев, кроме мизинца; движение большого пальца ослаблено; болезненность и онемение во время сна; слабость в ладони; - Развитие болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, язвенной болезни желудка. Уже доказано, что человек должен принимать пищу 3 – 4 раза в день и в определенные для него биологические часы. Исследованиями физиологов доказано, что выделение пищеварительных соков происходит рефлекторно через определенное время. Люди, чья работа связана с долгим сидением за монитором, обычно забывают о правильном питании. Кл. руководитель. Продолжим перечислять последствия компьютерной зависимости.
Учащийся: Огромное количество денег тратится на оплату счетов, покупку новых игр, деталей к компьютеру.
Учащийся: Еще одна из проблем, с которой сталкиваются люди с неадекватной самооценкой, – уход от реальности. Люди не могут соотносить себя с существующим миром, его проблемами. Для них стирается грань между виртуальной реальностью и реальностью мира, в котором мы живем. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую – виртуальную.
|
||
|
Учащийся: Еще одно проявление зависимости и низкой самооценки – принятие роли. Возможно, вам приходилось наблюдать за тем, как поглощенный игрой игрок эмоционально комментирует каждое свое действие. По данным недавнего исследования японских ученых, компьютерные игры повышают склонность к насилию, затормаживая развитие некоторых отделов мозга. Вот свидетельство одного молодого человека: «Иногда, когда я выхожу на улицу, то чувствую себя совершенно беззащитным, такое ощущение, что мне не хватает в руках какого-нибудь оружия».
Учащийся: При помощи ролевой игры подросток сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, хлопот и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но подросток очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и подросток начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти 100 %-ная замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости.
|
||
|
Кл. руководитель. Что же можно противопоставить компьютерной зависимости? Как уже было сказано, что зависимыми становятся люди с неадекватной самооценкой. А что же тогда адекватная самооценка? Учащийся: Люди с адекватной самооценкой:
|
||
|
|||
|
Кл. руководитель. Как развивать в себе адекватную самооценку? Создавать ситуации для себя, где проявляются лучшие твои качества. Создавать в реальном мире. Что это за ситуации? Это ситуации, когда вы сталкиваетесь с трудностями, бросаете себе вызов и … достигаете победы. Каждый из нас должен быть внутренне сильным человеком. Это необходимо, чтобы преодолевать жизненные трудности. Например, если хочешь стать специалистом в той или иной области, то необходимо преодолевать трудности в учёбе: делать контрольные, даже если хочется пойти погулять или посмотреть телевизор,- иначе специалистом не станешь.
|
||
Или хочешь, чтобы у тебя было много друзей, тогда необходимо выслушать человека, даже если сам хочешь что-то рассказать; помочь, даже если у самого есть свои дела; если поссорились, то преодолеть свою гордость и попросить прощения. Это может быть трудно, тяжело, но иначе хороших друзей не будет. Если человек зависим, то часто получается так, что когда трудно и тяжело он начинает пить, курить, садиться за компьютерную игрушку, вместо того, чтобы решать проблему. В итоге проблемы только накапливаются, от этого становится ещё сложнее и хочется от всего убежать, опять же, в предмет своей зависимости, то есть опять за компьютер или во что-то ещё. В итоге человек становится внутренне слабым, он не может преодолевать трудности. А это уже проблема. И пока есть родители, которые заботятся, кормят и одевают, то вроде ещё ничего. Но когда человек вырастает, и сталкивается со взрослой жизнью полной всевозможных трудностей, то в такой ситуации, вся жизнь человека может сломаться. Но, почему-то некоторые люди предпочитают виртуальный мир больше, чем реальный. Почему? Кто может объяснить? Учащийся: Дело в том, что в реальном мире если кого- ударишь, обидишь, посмеёшься над кем-то или тебя ударят, обидят, посмеются над тобой, то это больно, чувствуешь себя неприятно, нехорошо. В виртуальном же мире, сколько кого ни бей, ни убивай или даже тебя самого убьют, то боли никакой не чувствуешь В виртуальном мире всё на много проще: никто не ругает, на мозги не капает; если сделал что не так, то вообще можно, предварительно сохранившись, перезагрузиться. Кл. руководитель. Другими словами, в виртуальном мире нет боли и страданий, которые есть в мире реальном. Поэтому виртуальный мир кажется более привлекательным. Но зато и радость, которую человек может получить в виртуальном мире на много меньше той радости, которую он может получить в реальной жизни. А теперь минута внимания, самый важный момент. Здесь есть секрет, как чувствовать естественную радость в жизни. Смотрите. Для того чтобы выиграть у сильного соперника, для того чтобы взобраться на высокую гору, требуется больше усилий, будет больше тренировок, переживаний, волнений и, может быть, в какой-то момент захочется даже руки опустить, но зато потом такая победа принесёт больше радости. Это один из самых главных принципов в жизни. Поэтому в жизни важно ставить цели и к ним стремиться. Тогда по мере достижения этих целей будешь чувствовать радость. И пусть, даже, не получится с первого раза, а только с десятого, то всё равно, и чем труднее было, тем больший эффект. Что Вы вынесли из нашей беседы, какие сделали выводы?
|
|||
|
Учащийся: Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству. И поверьте, гораздо хуже, когда случается последнее. Нужно научиться ценить свою жизнь, заниматься спортом, больше времени проводить с друзьями и родными. Следует понять, что реальные результаты, а, следовательно, и настоящую радость можно получить только от успехов в реальной жизни. |
||
Кл. руководитель. Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации. Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал окружающим людям и своей стране. |
|||
Кл. руководитель. Спасибо, Вы прекрасно справились с поставленными перед Вами задачами. Цели, поставленные в начале нашего мероприятия, я считаю, достигнуты. А сейчас предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему «Игромания. Зависимость от игр». После просмотра предлагаю обсудить эту тему и высказать свою точку зрения.
Просмотр второй презентации на тему «Компьютерная зависимость» подведет итоги нашего мероприятия. В презентации сформулированы тезисы проведенной беседы, что даст возможность закрепить полученную информацию и сделать определенные выводы. Я очень надеюсь, что сегодняшняя беседа-диспут оставит след в вашей памяти, и вы никогда не столкнетесь с таким недугом, как компьютерная зависимость, а будете жить полноценной реальной жизнью!