Классна Година на тему "Компьютер. Друг чи ворог"

Про матеріал
розробка сценарію класної години на тему "Компьютер. Друг чи ворог". Вчитель направляє учнів, а самі учні ведуть цей захід, відповідаючи на головне питання.
Перегляд файлу

 


Назва проекту:

Мета:  Визначення причин появи компютерної залежності. Способи формування адекватної самооцінки  для профілактики компютерної залежності. Вплив комп'ютера та мережі INTERNET на соціокультурний розвиток учнівської молоді. Ознайомлення з симптомами, наслідками компютерної залежності.

 Відповісти на запитання: «Чи вільний я у своєму виборі?

 

Навчальні цілі та очікуванні результати:

  1.       Навчитися адаптувати знайдений матеріал до презентації.
  2.       Вдосконалити навички роботи в MS POWER POINT.
  3.       Навчитися висувати гіпотези та відстоювати власну думку.
  4.       Навчитися реалізовувати свої ідеї в життєвих ситуаціях.

 

Діяльність учнів:

  1.       На початку учні ознайомлюються з темою та метою проекту.
  2.       Пошук інформації в мережі INTERNET: аналіз, порівняння, відбір.
  3.       Створення проекту у вигляді презентації, для створення якої учні обговорюють матеріал.

 

Обладнання: комп'ютер, мультимедійний пристрій, плакати з теми, картки із висловами, стікери.

 

Форма проведення: Бесіда-диспут.

 

 

 

 

 

 

«Компьютерная зависимость»

Цель: определение причин возникновения компьютерной зависимости (уход от реальности и принятие роли) и способов формирования адекватной самооценки для профилактики компьютерной зависимости.

 

"Интернет-зависимость - это скорее не болезнь, а симптом каких-то глубинных личностных проблем - неадекватной самооценки, потаенных комплексов и нереализованных амбиций»

Кл. руководитель:

Этот проект классного часа связан с понятием «компьютерная зависимость». Выполняя этот проект на протяжении месяца, учащиеся самостоятельно изучили ряд вопросов:

- Понятие «зависимость»;

- Симптомы компьютерной зависимости;

- Проблемы компьютерной зависимости.

Свободен ли я в своем выборе? Как не стать компьютерным зомби? Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Могли ли вы предположить когда-нибудь, что компьютер способен развить в человеке зависимость, подобную наркомании? Нет? Тогда сегодняшний классный час раскроет вам причины появления подобной зависимости, а также предложит полезные рекомендации, психологические упражнения, советы, способные помочь вам и вашим близким от этой пагубной тяги.

В наше время, когда почти у всех есть дома компьютер, никто не сомневается в том, что он может во многом помочь человеку: в учебе или работе, в самообразовании, отдыхе от напряженного рабочего дня. Но, с другой стороны, компьютер также может стать причиной серьезных проблем.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

Скажите, а как вы думаете, что означает слово «зависимость»?

 

 

Учащийся. Зависимость - эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им.

Кл. руководитель. То есть «зависимость» - это состояние готовности пожертвовать даже важными делами ради предмета зависимости, ради того, чтобы удовлетворить какое-то своё желание.

 Что говорят исследования о проблеме зависимости?

 

 

Учащийся. Исследования показывают, что  проблема зависимости возникает у людей с неадекватной самооценкой.

Кл. руководитель. Объясните, что значит «самооценка»?

 Учащийся. Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, слабостей и своего места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Кл. руководитель. Что вы можете сказать про адекватную и неадекватную самооценку?

 

Учащийся. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

 

 

Люди с неадекватной самооценкой обычно:

  • уверены в глубине души, что немногого стоят,
  • боятся совершать ошибки,
  • постоянно мечтают о физическом совершенстве,

Сейчас, самооценка многих молодых людей строится на внешнем виде. И это неправильно.

Кл. руководитель. Я согласна! Самооценка не должна строиться на нашей внешней привлекательности. В нас самих есть много скрытых сокровищ, однако, зачастую мы замечаем только то, как мы выглядим внешне. Пытаясь улучшить свой

внешний вид, мы в своих глазах повышаем свою ценность, но, забывая о ценности внутренней, начинаем других ценить тоже по внешним данным или каким-то чертам характера, которые они стараются выказывать. Важно не забывать такие простые законы мира:

 - мода меняется, за ней не угонишься,

 - всегда найдется кто-то, у кого есть что-то лучшее, чем у вас,

 - почти все внешнее ухудшается со временем,

 - те, кто дружит с нами из-за наших внешних качеств, первыми бросят нас, когда подвернется кто-то более привлекательный, популярный или обеспеченный.

Продолжим характеристику людей  с неадекватной самооценкой.

 

 

Учащийся:

  • ограничиваются интересами и поступками, которые хорошо известны и безопасны,
  • не умеют принимать комплименты,
  • в общении с другими прежде всего заботятся о производимом ими впечатлении,
  • бывают либо высокомерны и болтливы, либо унижены и робки,
  • пытаются командовать другими или позволяют вить из себя веревки,
  • склонные к саморазрушительному поведению, например, употреблению табака, алкоголя и наркотиков,
  • либо не приемлют критики, либо приходят от нее в отчаяние.

Кл. руководитель. Люди с неадекватной самооценкой не умеют принимать себя и видеть в себе положительные качества, вследствие этого они пытаются утвердиться не за счет своих личных качеств, а материальных вещей, что часто приводит к зависимости (сигареты, алкоголь, компьютер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кл. руководитель.  Давайте обсудим признаки компьютерной зависимости. Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок, друг, знакомый (учащиеся, поочереди, перечисляют признаки зависимости):

Учащиеся:

начинает пить и есть, учить уроки, не отходя от компьютера;

• начал проводить ночи у компьютера;

• начал прогуливать учебные заведения для того, чтобы посидеть за компьютером;

• как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

• забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кл. руководитель.  Общество больше любит, чтобы его развлекали, а не учили. Современному человеку предоставлено огромное количество развлечений. Их список велик, и все они по-разному интересны. Для кого-то это отдых на природе (к сожалению, таких людей в последнее время немного), для кого-то – поход в увеселительное заведение, иные личности увлекаются коллекционированием и обменом раритетных вещей (возможно, это нельзя назвать развлечением, но все же оно тоже приносит немалое удовольствие). Есть еще одно развлечение, представляющее отчасти опасность для нас, – компьютер. Оно затягивает так, как раньше, к примеру, казино или клубы. «Познакомившись» с компьютером, человек даже не подозревает, чем может это для него обернуться. Многие люди считают компьютер отличным приспособлением для работы, учебы, отдыха. Конечно, с этим нельзя не согласиться. Но, помимо многочисленных плюсов, есть свои минусы: можно до такой степени во все это погрузиться, что становится незаметным полет времени.

 Давайте поговорим о медицинских последствиях прекрасного времяпровождения за компьютером.

Учащиеся:

- Постепенное развитие кособокости, сутуловатости приводит к тому, что грудная клетка становится более узкой и плоской. Это приводит к тому, что дыхание становится менее глубоким, жизненная емкость легких понижается, самочувствие ухудшается, и человек быстро устает;

- Если человек, работающий за компьютером, не делает регулярных перерывов и не выполняет простые упражнения для кисти, результаты распада способствуют воспалению, а затем и прогрессии синдрома запястного канала. Его симптомы: жгучая боль и покалывание в области запястья, ладони и пальцев, кроме мизинца; движение большого пальца ослаблено; болезненность и онемение во время сна; слабость в ладони;

- Развитие болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, язвенной болезни желудка. Уже доказано, что человек должен принимать пищу 3 – 4 раза в день и в определенные для него биологические часы. Исследованиями физиологов доказано, что выделение пищеварительных соков происходит рефлекторно через определенное время. Люди, чья работа связана с долгим сидением за монитором, обычно забывают о правильном питании.

Кл. руководитель. Продолжим перечислять последствия компьютерной зависимости.

 

 

Учащийся:

Огромное количество денег тратится на оплату счетов, покупку новых игр, деталей к компьютеру.

 

Учащийся:

Еще одна из проблем, с которой сталкиваются люди с неадекватной самооценкой, – уход от реальности. Люди не могут соотносить себя с существующим миром, его проблемами. Для них стирается грань между виртуальной реальностью и реальностью мира, в котором мы живем. Уйти от социума можно, используя совершенно другие и самые разнообразные способы, включая неролевые компьютерные игры. Однако, чтобы уйти от настоящей реальности, необходимо заменить ее на другую – виртуальную.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся:

Еще одно проявление зависимости и низкой самооценки – принятие роли. Возможно, вам приходилось наблюдать за тем, как поглощенный игрой игрок эмоционально комментирует каждое свое действие.

По данным недавнего исследования японских ученых, компьютерные игры повышают склонность к насилию, затормаживая развитие некоторых отделов мозга. Вот свидетельство одного молодого человека: «Иногда, когда я выхожу на улицу, то чувствую себя совершенно беззащитным, такое ощущение, что мне не хватает в руках какого-нибудь оружия».

 

Учащийся:

При помощи ролевой игры подросток сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, хлопот и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но подросток очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и подросток начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти 100 %-ная замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости.

 

 

Кл. руководитель. Что же можно противопоставить компьютерной зависимости? Как уже было сказано, что зависимыми становятся люди с неадекватной самооценкой. А что же тогда адекватная самооценка?

Учащийся:

Люди с адекватной самооценкой:

  • уверены в глубине души, что они обладают достаточной ценностью,
  • делают ошибки и учатся на них,
  • принимают свой физический облик таким, как есть, даже если он несовершенен,
  • исследуют новые возможности и интересы, используя их для роста и развития,
  • спокойно воспринимают комплименты,
  • непосредственны в общении с другими,
  • пребывают в гармонии с собой, не чувствуя превосходства над другими,
  • с уважением относятся к себе и к другим,
  • заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье,
  • воспринимают критику как возможный путь роста.

 

 

Кл. руководитель. Как развивать в себе адекватную самооценку? Создавать ситуации для себя, где проявляются лучшие твои качества. Создавать в реальном мире. Что это за ситуации? Это ситуации, когда вы сталкиваетесь с трудностями, бросаете себе вызов и … достигаете победы. Каждый из нас должен быть внутренне сильным человеком. Это необходимо, чтобы преодолевать жизненные трудности. Например, если хочешь стать специалистом в той или иной области, то необходимо преодолевать трудности в учёбе: делать контрольные, даже если хочется пойти погулять или посмотреть телевизор,- иначе специалистом не станешь.

 

Или хочешь, чтобы у тебя было много друзей, тогда необходимо выслушать человека, даже если сам хочешь что-то рассказать; помочь, даже если у самого есть свои дела; если поссорились, то преодолеть свою гордость и попросить прощения. Это может быть трудно, тяжело, но иначе хороших друзей не будет.

Если человек  зависим, то часто получается так, что когда трудно и тяжело он начинает пить, курить, садиться за компьютерную игрушку, вместо того, чтобы решать проблему. В итоге проблемы только накапливаются, от этого становится ещё сложнее и хочется от всего убежать, опять же, в предмет своей зависимости, то есть опять за компьютер или во что-то ещё. В итоге человек становится внутренне слабым, он не может преодолевать трудности. А это уже проблема. И пока есть родители, которые заботятся, кормят и одевают, то вроде ещё ничего. Но когда человек  вырастает, и сталкивается со взрослой жизнью полной всевозможных трудностей, то в такой ситуации, вся жизнь человека может сломаться.

 Но, почему-то некоторые люди предпочитают виртуальный мир больше, чем реальный. Почему? Кто может объяснить?

Учащийся:

 Дело в том, что в реальном мире если  кого-  ударишь, обидишь, посмеёшься над кем-то или тебя ударят, обидят, посмеются над тобой, то это больно, чувствуешь себя неприятно, нехорошо. В виртуальном же мире, сколько кого ни бей, ни убивай или даже тебя самого убьют, то боли никакой не чувствуешь В виртуальном мире всё на много проще: никто не ругает, на мозги не капает; если сделал что не так, то вообще можно, предварительно сохранившись, перезагрузиться.

Кл. руководитель.  Другими словами, в виртуальном мире нет боли и страданий, которые есть в мире реальном. Поэтому  виртуальный мир кажется более привлекательным. Но зато и радость, которую человек может получить в виртуальном мире на много меньше той радости, которую он может получить в реальной жизни.

 А теперь минута внимания, самый важный момент. Здесь есть секрет, как чувствовать естественную радость в жизни. Смотрите. Для того чтобы выиграть у сильного соперника, для того чтобы взобраться на высокую гору, требуется больше усилий, будет больше тренировок, переживаний, волнений и, может быть, в какой-то момент захочется даже руки опустить, но зато потом такая победа принесёт больше радости. Это один из самых главных принципов в жизни. Поэтому в жизни важно ставить  цели и к ним стремиться. Тогда по мере достижения этих целей будешь чувствовать радость. И пусть, даже, не получится с первого раза, а только с десятого, то всё равно, и чем труднее было, тем больший эффект.

Что Вы вынесли из нашей беседы, какие сделали выводы?

 

 

Учащийся:

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству. И поверьте, гораздо хуже, когда случается последнее.

Нужно научиться ценить свою жизнь, заниматься спортом, больше времени проводить с друзьями и родными. Следует понять, что реальные результаты, а, следовательно, и настоящую радость можно получить только от успехов в реальной жизни.

Кл. руководитель. Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации.

Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал окружающим людям и своей стране.

 

 

Кл. руководитель.  Спасибо, Вы прекрасно справились с поставленными перед Вами задачами. Цели, поставленные в начале нашего мероприятия, я считаю, достигнуты. А сейчас предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему «Игромания. Зависимость от игр». После просмотра предлагаю обсудить эту тему и высказать свою точку зрения.

Просмотр второй презентации на тему «Компьютерная зависимость» подведет итоги нашего мероприятия. В презентации сформулированы тезисы проведенной беседы, что даст возможность закрепить полученную информацию и сделать определенные выводы. Я очень надеюсь, что сегодняшняя беседа-диспут оставит след в вашей памяти, и вы никогда не столкнетесь с таким недугом, как компьютерная зависимость, а будете жить полноценной реальной жизнью!

 

 

doc
Пов’язані теми
Англійська мова, Сценарії
Додано
18 лютого 2021
Переглядів
435
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку