Конспект компетентностно ориентированного урока русского языка в 11 кл. на тему "Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях"

Про матеріал

Конспект компетентностно ориентированного урока в 11 кл. на тему "Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях".

Задачи урока:

  • отработать навык грамотной постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложениях, предоставив возможность воспользоваться компактно и наглядно предоставленной теоретической информацией;
  • обеспечить повышение уровня компетентности учащихся в данном разделе пунктуации при стимулировании их самостоятельной работы (в т.ч. посредством использования приёмов технологии развития критического мышления);
  • тренинг практических навыков с помощью ИКТ;
  • предоставить возможности ценностного ориентирования и личностного самоопределения благодаря использованию соответственно ориентированного дидактического материала (афоризмы о жизни, жизненном выборе).

Тип урока: урок-учебный тренинг

В приложениях:

  • таблица «Знаю, хочу узнать, узнал(а) и вопросы-помощники к ней»;
  • - игра «Верите ли вы?»;
  • - «Персоналии: краткие сведения о выдающихся деятелях культуры, высказывания которых используются на уроке»;
  • презентация «Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Теоретический материал»;
  • тренажер «Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях».
Зміст слайдів
Номер слайду 1

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ПУНКТУАЦИИ. ТИРЕ И ДВОЕТОЧИЕ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ) УРОК – УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Номер слайду 2

ЦЕЛИ УРОКА – РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ определять цель учебной деятельности, способы ее достижения; актуализировать приобретенные ранее знания; определять свое место и роль в окружающем мире.

Номер слайду 3

Задача №1 – вспомнить основные термины темы

Номер слайду 4

ТЕРМИНЫ 1. Простое и сложное предложения. 2. Виды сложных предложений. 3. Однородные члены предложения. 4.Обобщающие слова при однород- ных членах предложения. 5. Неполное предложение. 6. Прямая речь.

Номер слайду 5

Задача №2 – повторить употребление тире в простых предложениях

Номер слайду 6

Структура правил постановки тире

Номер слайду 7

1. Тире между подлежащим и сказуемым Задание: найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите, чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Жизнь – это долг, хотя б она была мгновеньем. (И.Гете). Жить – значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены. (Б.Брехт). Жизнь – нескончаемый экзамен. (А.Твардовский). Большое это удовольствие – жить на земле. (М.Горький).

Номер слайду 8

2. Тире при однородных членах предложения с обобщающим словом 1. 2. В жизни нужно изучать чередование всяких комбинаций, следить за ними – словом, стремиться всюду оставаться в выгодном положении. (О.Бальзак). далее

Номер слайду 9

3. Тире в неполном предложении Жизнь наша при взгляде на нее в начале поприща кажется бесконечной, а при оглядке на нее в конце – очень короткой. (А.Шопенгауэр).

Номер слайду 10

Задача №3 – повторить условия постановки тире в ССП и СПП

Номер слайду 11

Тире в ССП и СПП Неожиданное присоединение или резкое противопоставление Целью жизни должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной - и успех не будет полным (Т. Драйзер). Так как собственной смерти отсрочить нельзя, Так как свыше указана смертным стезя, Так как вечные вещи не слепишь из воска – То и плакать об этом не стоит, друзья! (О.Хайям)

Номер слайду 12

Задача №4 – повторить условия постановки двоеточия в простом предложении

Номер слайду 13

Структура правил постановки двоеточия

Номер слайду 14

Двоеточие и тире в предложениях с прямой речью Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правила. 1). А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», — а. «П!» —а. «П?» —а. 3). «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П! — а. — П». «П? — а. — П». По какому признаку сгруппированы данные схемы?

Номер слайду 15

Двоеточие и тире в предложениях с прямой речью «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро», - говорил Аристотель. Ж. Лабрюйер писал: «Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». «Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, - утверждал Сократ. - Люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить».

Номер слайду 16

Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами В жизни есть только две настоящие трагедии: одна, когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая, когда получаешь. (О.Уайльд).

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях (ТРЕНАЖЕР)

Номер слайду 2

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНЫМ ТРЕНАЖЕРОМ 1. Повтори теоретический материал. 2. В каждом задании выбери один правильный вариант ответа. 3. Если ты выбрал(а) правильный ответ, появится «+». 4. Если ты выбрал(а) неверный ответ, появится «-». 5. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке внизу.

Номер слайду 3

Двоеточие в БСП 1). [ ] : [причина]. (пропущено потому что) Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряска. 2). [ ] : [пояснение, раскрытие содержания]. (пропущено а именно; что именно?) Погода была ужасная: весь день лил дождь. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). 3). [ ] : [дополнение]. (пропущено и увидел, услышал, узнал, почувствовал что?) Он взглянул на небо: солнце спряталось за облако.

Номер слайду 4

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах ещё виднелись ледяные глыбы. Можно вставить слова «и увидели что?», т.е. вторая часть БСП дополняет содержание первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. - - + -

Номер слайду 5

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Можно вставить «а именно», т.к. вторая часть БСП поясняет содержание первой части, конкретизирует её. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет то, о чём говорится в первой части. - - + - 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого мной вознаграждения.

Номер слайду 6

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Поднявшись на холм, мы увидели неожиданную картину: на опушке стояли два лося. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части. Можно вставит «а именно», т.е. вторая часть БСП поясняет первую, раскрывает ее содержание. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. - - + -

Номер слайду 7

4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Мальчики долго не спали: всех взволновал рассказ старика. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Можно вставить «потому что» , т.к. вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. - - + -

Номер слайду 8

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Можно вставить «а именно», т.к. вторая часть БСП распространяет и поясняет содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. - - + -

Номер слайду 9

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Была непостоянная погода: небо то заволакивалось тучами, то расчищалось. Можно вставить «а именно», т.к. вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. - - + -

Номер слайду 10

7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Душевное состояние художника сказывалось на описании природы: он показал ее от сумрачного минора до безоблачного настроения. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Можно вставить «а именно», т.к. вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. - - + -

Номер слайду 11

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Дневные звёзды никогда не видны в небе: их затмевает солнце. Можно вставить «потому что», т.к. вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. - - + -

Номер слайду 12

9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной. Можно вставить «потому что», т.к. вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. - - + -

Номер слайду 13

Тире в БСП 1).[время или условие] - [ ]. (вначале предложения ставим – когда, если) Лес рубят – щепки летят; 2). [ ] - [ сравнение ]. (пропущено как, как будто, словно) Молвит слово – соловей поет; 3). [ ] - [противопоставление]. (пропущено а, но) Смелые побеждают – трусливые погибают; 4). [ ] - [результат, вывод ]. (пропущено так что, поэтому) Кончил дело – гуляй смело. 5). [ ] - [быстрая смена событий]. (пропущено и) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Крылов).

Номер слайду 14

10. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи при отсутствии глагола-связки. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. - - + -

Номер слайду 15

11. Как объяснить постановку тире в данном предложении? В конце концов человеку дана всего одна жизнь – отчего же не прожить ее как следует? (Д.Лондон). Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. Вначале предложения можно поставить «если», т.е. первая часть БСП содержит условие того, о чём говорится во второй части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. - - + -

Номер слайду 16

12. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.) Стареть скучно но это единственный способ жить долго. (Ф.Раневская). Без хозяина двор плачет а без хозяйки дом. Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. Как можно прервала она речь с негодованием. - - + -

Номер слайду 17

Если ты выполнил(а) тест без ошибок… Если ты выполнил(а) тест с ошибками…

Перегляд файлу

 

Олифиренко Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы Бердянского

УВК №1 «Мрія» Запорожской области,

отличник образования Украины,

специалист высшей категории, учитель-методист

 

 

КОНСПЕКТ

компетентностно ориентированного урока

русского языка в 11 классе

 

Тема урока: Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях.

Ключевые компетентности, реализуемые на уроке:

  1.                   Умение учиться в течение всей жизни

(компоненты: - умения актуализировать приобретенные ранее знания;

                              - умения определять цель учебной деятельности, способы ее достижения);

  1.                   Социальная и гражданская компетентности

(компоненты: умение определять свое место и роль в окружающем мире).

Задачи урока:

  • отработать навык грамотной постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложениях, предоставив возможность воспользоваться компактно и наглядно предоставленной теоретической информацией;
  • обеспечить повышение уровня компетентности учащихся в данном разделе пунктуации при стимулировании их самостоятельной работы (в т.ч. посредством использования приёмов технологии развития критического мышления);
  • тренинг практических навыков с помощью ИКТ;
  • предоставить возможности ценностного ориентирования и личностного самоопределения благодаря использованию соответственно ориентированного дидактического материала (афоризмы о жизни, жизненном выборе).

Тип урока: урок-учебный тренинг

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная

Приемы: эпиграф, формулировка ожидаемых результатов, ответы на вопросы относительно содержательного аспекта урока, эмоциональное стимулирование

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, с использованием ИКТ;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля: устный, письменный, самоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.

Оборудование:

  • персональные компьютеры учащихся;
  • персональные экземпляры печатных материалов:

- таблица «Знаю, хочу узнать, узнал(а) и вопросы-помощники к ней» (Приложение 1),

- игра «Верите ли вы?» (Приложение 2),

- «Персоналии: краткие сведения о выдающихся деятелях культуры, высказывания которых используются на уроке» (Приложение 3),

  • презентация «Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Теоретический материал» (Приложение 4),
  • тренажер «Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях» (Приложение 5).

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости постановки тире и двоеточия в простых и сложных предложениях, уместное использование их в речевой деятельности, формирование видения пунктуационных ошибок и умения их исправлять.

Жизнь – прекраснейшая

из выдумок природы.

И. Гете

Ход урока

-Этап 1 - мотивация

Зачем мы изучаем эту тему?

-Этап 2 – целеполагание

(учащиеся определяют цель

учебной деятельности)

+ комментарии эпиграфа

+ «Персоналии»

- Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Этап 3 - реализация задач

- заполнение таблицы «З/Х/У»

- самоконтроль (СК)

- игра «Верите ли вы? (устно)

- фронтальная работа с презентацией «Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Теоретический материал»

- промежуточная рефлексия (З/Х/У)

- физкультминутка для глаз

- индивидуально или в парах работа с тренажером «Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях»

- Стадия «вызова». Заполнение таблицы «З/Х/У» (см. вопросы). Самоконтроль

- Игра «Верите ли вы?»

- Стадия «осмысления»: те учащиеся, которые на все поставленные вопросы ответили «Знаю», могут приступить к выполнению заданий на тренажере.

Остальные работают с презентацией «Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Теоретический материал» во фронтальном режиме.

- Промежуточная рефлексия (учащиеся ставят знак «+» в таблице «З/Х/У»)

СТОП УРОК!

Физкультминутка для глаз

- Работа с тренажером (индивидуально или в парах)

Выполняя тестовые задания на тренажере, учащиеся анализируют свой уровень владения навыком постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложениях. При этом у них есть возможность обратиться к теоретическому материалу, представленному в тренажере.

 

Этап 4 - выводы

- Стадия рефлексии.  По завершении работы возвращаемся к вопросам, предложенным на стадии «вызова», и отвечаем на них еще раз.

- Заполнение таблицы «З/Х/У», самоконтроль.

- Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?

-  Оценивание

-  Домашнее задание

Заполнить таблицы-памяткки по теме урока для уч-ся 9 кл. (Приложение 6) или: прочитав параграфы 10, 11, выполнить упр.120 (вариант 1 или 2). (Авт. учебника «Русский язык» для 11 кл. с русским языком обучения А.Н.Рудяков и др.).

 

Приложение 1

 

ТАБЛИЦА

«Знаю, хочу узнать, узнал(а)» и вопросы к ней

 

Знаю  - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

Хочу узнать -______________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

Узнал(а) -_________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

           - ___________________________________________

Вопросы-помощники к таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)»

1. Какие знаки препинания ставятся между подлежащим и сказуемым в простом предложении?

2. Какие знаки препинания ставятся при однородных членах с обобщающим словом?

3. Что такое неполное предложение?

4. Какие знаки препинания ставятся в неполном предложении?

5. Какие различия существуют между ССП, СПП и БСП (сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным предложениями)?

6.  Когда ставится тире, а когда двоеточие в сложном предложении?

7. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

 

Приложение 2

Игра «Верите ли вы?»

Вопрос

Ответ

1.

Верите ли вы, что термин «тире» пришел к нам из французского языка и переводится как растягивать?

 

2.

…, что в российской грамматике знак тире сначала назывался «молчанкой»?

 

3.

…, что позднее знак тире стали называть «мыслеотделительным знаком»?

 

4.

…, что двоеточие как разделительный знак в российской грамматике начинают употреблять лишь с конца XVI  века?

 

5.

…, что сейчас в современных шведском и финском языках знак двоеточия применяется как знак сокращения слова, причём даже в его середине: H:ki (Helsinki)?

 

 

Приложение 3

Персоналии:

краткие сведения о выдающихся деятелях культуры,

высказывания которых используются на уроке

 

  1. Аристотель – древнегреч. философ, IV в. до н. э.
  2. Брехт Бертольд – немец. писатель, 19 в.
  3. Гете Иоганн – немец. поэт, философ, государ. деятель, 18 в.
  4. Драйзер Теодор – американ. писатель, 20 ст.
  5. Лабрюйер Жан – франц. писатель, философ, 17 в.
  6. Ницше Фридрих – немецкий философ, 19 в.
  7. Раневская Фаина – русская актриса театра и кино, 20 в.
  8. Сократ – древнегреч. философ, IV в. до н. э.
  9. Твен Марк – америк. писатель, 19 в.
  10. Уайльд  Оскар – ирландский писатель, 19 ст.
  11. Фейербах Людвиг – немец. философ, 19 в.
  12. Хайям Омар – персидский философ, математик, поэт, 12 в.
  13. Шопенгауэр Артур – немец. философ, 19 в.

 

 

Приложение 6

 

Таблица-памятка «Двоеточие в простом и сложном предложениях»

 

Схемы предлож.

Примеры

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 [   ]  : [причина]

    потому что

 

[   ]  : [дополнение]

      что

 

[   ] : [пояснение]

     а именно

 

[О: О, О, О]

 

 

А: «П».

 

 

1.__________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________

 

Таблица-памятка «Тире в простом и сложном предложениях»

 

Схемы предлож.

Примеры

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

[время, условие] : [ ]

 Когда, если

 

[   ]  : [  ]

 противопоставление

а

[   ]  : [ вывод]

    поэтому

 

[   ]  : [   ]

сравнение

  как, будто, словно

 

Между подлеж. и сказуемым

 

[О, О, О - О]

 

 

Неполное предлож.

 

 

 «П», - а.

«П, - а. – П».

 

 

1.__________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________________________________________________________5.__________________________________________________________________________________________________________________________6.__________________________________________________________________________________________________________________________7.__________________________________________________________________________________________________________________________8.__________________________________________________________________________________________________________________________

 

zip
Додано
17 серпня 2018
Переглядів
1272
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку