Конспект компетентностно ориентированного урока в 11 кл. на тему "Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях".
Задачи урока:
Тип урока: урок-учебный тренинг
В приложениях:
Олифиренко Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы Бердянского
УВК №1 «Мрія» Запорожской области,
отличник образования Украины,
специалист высшей категории, учитель-методист
КОНСПЕКТ
компетентностно ориентированного урока
русского языка в 11 классе
Тема урока: Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях.
Ключевые компетентности, реализуемые на уроке:
(компоненты: - умения актуализировать приобретенные ранее знания;
- умения определять цель учебной деятельности, способы ее достижения);
(компоненты: умение определять свое место и роль в окружающем мире).
Задачи урока:
Тип урока: урок-учебный тренинг
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная
Приемы: эпиграф, формулировка ожидаемых результатов, ответы на вопросы относительно содержательного аспекта урока, эмоциональное стимулирование
Методы работы:
Оборудование:
- таблица «Знаю, хочу узнать, узнал(а) и вопросы-помощники к ней» (Приложение 1),
- игра «Верите ли вы?» (Приложение 2),
- «Персоналии: краткие сведения о выдающихся деятелях культуры, высказывания которых используются на уроке» (Приложение 3),
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости постановки тире и двоеточия в простых и сложных предложениях, уместное использование их в речевой деятельности, формирование видения пунктуационных ошибок и умения их исправлять.
Жизнь – прекраснейшая
из выдумок природы.
И. Гете
Ход урока
|
|
-Этап 1 - мотивация Зачем мы изучаем эту тему? -Этап 2 – целеполагание (учащиеся определяют цель учебной деятельности) + комментарии эпиграфа + «Персоналии» - Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? |
|
|
- Этап 3 - реализация задач - заполнение таблицы «З/Х/У» - самоконтроль (СК) - игра «Верите ли вы? (устно) - фронтальная работа с презентацией «Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Теоретический материал» - промежуточная рефлексия (З/Х/У) - физкультминутка для глаз - индивидуально или в парах работа с тренажером «Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях» |
- Стадия «вызова». Заполнение таблицы «З/Х/У» (см. вопросы). Самоконтроль
- Игра «Верите ли вы?»
- Стадия «осмысления»: те учащиеся, которые на все поставленные вопросы ответили «Знаю», могут приступить к выполнению заданий на тренажере.
Остальные работают с презентацией «Сложные случаи пунктуации. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях. Теоретический материал» во фронтальном режиме.
- Промежуточная рефлексия (учащиеся ставят знак «+» в таблице «З/Х/У»)
СТОП УРОК!
Физкультминутка для глаз
- Работа с тренажером (индивидуально или в парах)
Выполняя тестовые задания на тренажере, учащиеся анализируют свой уровень владения навыком постановки тире и двоеточия в простом и сложном предложениях. При этом у них есть возможность обратиться к теоретическому материалу, представленному в тренажере.
Этап 4 - выводы
- Стадия рефлексии. По завершении работы возвращаемся к вопросам, предложенным на стадии «вызова», и отвечаем на них еще раз.
- Заполнение таблицы «З/Х/У», самоконтроль.
- Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?
- Оценивание
- Домашнее задание
Заполнить таблицы-памяткки по теме урока для уч-ся 9 кл. (Приложение 6) или: прочитав параграфы 10, 11, выполнить упр.120 (вариант 1 или 2). (Авт. учебника «Русский язык» для 11 кл. с русским языком обучения А.Н.Рудяков и др.).
Приложение 1
ТАБЛИЦА
«Знаю, хочу узнать, узнал(а)» и вопросы к ней
Знаю - ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
Хочу узнать -______________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
Узнал(а) -_________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
Вопросы-помощники к таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)»
1. Какие знаки препинания ставятся между подлежащим и сказуемым в простом предложении?
2. Какие знаки препинания ставятся при однородных членах с обобщающим словом?
3. Что такое неполное предложение?
4. Какие знаки препинания ставятся в неполном предложении?
5. Какие различия существуют между ССП, СПП и БСП (сложносочиненным, сложноподчиненным и бессоюзным предложениями)?
6. Когда ставится тире, а когда двоеточие в сложном предложении?
7. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
Приложение 2
Игра «Верите ли вы?»
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Верите ли вы, что термин «тире» пришел к нам из французского языка и переводится как растягивать? |
|
2. |
…, что в российской грамматике знак тире сначала назывался «молчанкой»? |
|
3. |
…, что позднее знак тире стали называть «мыслеотделительным знаком»? |
|
4. |
…, что двоеточие как разделительный знак в российской грамматике начинают употреблять лишь с конца XVI века? |
|
5. |
…, что сейчас в современных шведском и финском языках знак двоеточия применяется как знак сокращения слова, причём даже в его середине: H:ki (Helsinki)? |
|
Приложение 3
Персоналии:
краткие сведения о выдающихся деятелях культуры,
высказывания которых используются на уроке
Приложение 6
Таблица-памятка «Двоеточие в простом и сложном предложениях»
№ |
Схемы предлож. |
Примеры |
1.
2.
3.
4.
5. |
[ ] : [причина] потому что
[ ] : [дополнение] что
[ ] : [пояснение] а именно
[О: О, О, О]
А: «П».
|
1.__________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________ |
Таблица-памятка «Тире в простом и сложном предложениях»
№ |
Схемы предлож. |
Примеры |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
[время, условие] : [ ] Когда, если
[ ] : [ ] противопоставление а [ ] : [ вывод] поэтому
[ ] : [ ] сравнение как, будто, словно
Между подлеж. и сказуемым
[О, О, О - О]
Неполное предлож.
«П», - а. «П, - а. – П».
|
1.__________________________________________________________________________________________________________________________2.__________________________________________________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________________________________________________________5.__________________________________________________________________________________________________________________________6.__________________________________________________________________________________________________________________________7.__________________________________________________________________________________________________________________________8.__________________________________________________________________________________________________________________________ |