Тема: Джанни Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки».
Цель: ознакомить с биографией и творчеством Дж. Родари; учить вдумчивому, осознанному, выразительному чтению, умению обобщать и делать выводы; формировать собственное мнение и отношение к прочитанному; развивать воображение детей, образное мышление; воспитывать художественный вкус, доброе отношение к близким и окружающим людям, обогащать познавательный опыт детей.
Тема: Джанни Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки».
Цель: ознакомить с биографией и творчеством Дж. Родари; учить вдумчивому, осознанному, выразительному чтению, умению обобщать и делать выводы; формировать собственное мнение и отношение к прочитанному; развивать воображение детей, образное мышление; воспитывать художественный вкус, доброе отношение к близким и окружающим людям, обогащать познавательный опыт детей.
Оборудование: портрет писателя, карточки для игры «Составь слова», презентация.
Тип урока: ступенька к монографическму изучению творчества поэта.
Литература: Навчальна програма для загальноосвітніх навчальних закладів 1-4 класу ( з навчанням російською мовою, Освіта 2011 рік) з урахуванням змін та доповнень. Сучасний урок в початковій школі: Методичні рекомендації з педагогічної практики для студентів денної і заочної форм навчання напряму підготовки «Початкова освіта»/За заг. ред. О.А. Павлик. –Кривий Ріг: КПІ, 2013. Учебник Литературное чтение: рус. яз. для общеобразоват. учебн. заведений с рус яз обучения.: учеб. для 2 кл общеобразоват. учебн. заведений / Н.В. Гавриш, Т.С. Маркотенко, - К. : Генеза, 2012. – 160с. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
Дополнительная информациия http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00580751189757831120
Ход урока
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
--- Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографией и творчеством Джанни Родари.
1. Работа с учебником стр. 125
- Ребята что такое натюрморт
(натюрморт – жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданной композиции.)
-- Ребята давайте поиграем в игру «Составь слова из слова». Вам необходимо из слова натюрморт составить другие слова. Картинки в учебнике вам помогут.
Нора, торт, мотор, юрта.
-- В этом слове есть еще одно слово которое вы не разгадали. Это слово юрта. Кто знает что это такое?
Ю́рта — переносное каркасное жилище у кочевников.
-- Кто напомнит мне кто такие кочевники? (стр. 109)
Кочевники – люди которые не живут на одном месте, а кочуют переезжая с места на место.
2. Работа над загадками стр. 125
-- Отгадайте загадки
Весит груша – нельзя скушать (лампочка)
Бегут по дорожке доски да ножки ( лыжи)
Два брюшка четыре ушка (подушка)
3. Знакомство с писателем Джанни Родари.
-- А сейчас ребята, я хочу познакомить вас с очень известным детским писателем Джанни Родари.
Джанни Родари родился 23 октября 1920г. на севере Италии в маленьком городке Оменья в семье булочника и прислуги. Маленький Джанни сочинял стихи, любил рисовать и мечтал быть художником. А еще Джанни Родари хотел стать мастером игрушек и музыкантом, он даже учился играть на старенькой скрипке. Учился Джанни Родари не в обычной школе, а в духовной семинарии. Окончив семинарию, Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал учителем начальных классов в местной сельской школе. Ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников веселые и поучительные истории. Джани Родари написал очень много детских книг.
--- Какие произведения Джани Родари вы знаете?
В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино». Однако на своей родине Великий Сказочник долгое время оставался непризнанным и малоизвестным писателем. В 1953 году вышел русский перевод "Чиполлино", после чего это произведение получило очень большую популярность. В дальнейшем времени Дж. Родари написал очень много произведения таких как: сказочная история «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в Стране лжецов», сборник «Стихи в небе и на земле», сборник «Сказки по телефону», сборник «Торт в небе», Все произведения Родари были переведены на русский язык Самуилом Маршаком. В 1980 году Джани Родари не стало.
--- Давайте познакомимся с еще одним веселым произведением Дж. Родари которое называется «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки», это произведение из сборника «Сказки по телефону»
4. Физкультминутка «Песенки из фильма про «Красную Шапочку»
- Кто знает сказку «Красная Шапочка»?
- Что попросил мама отнести бабушке?
- Кого встретила Красная Шапочка в лесу?
5. Демонстративное чтение произведения
--- Слушайте и запоминайте, что дедушка перепутал в сказке?(читает текст учитель)
6. Подготовительная работа к чтению произведения учениками.
--- В произведении вам встретились такие слова
Диомира – имя тетушки
Картофельная шелуха – счищенная кожица с картошки.
Пшеничная лепешка – это изделие из пшеничной муки.
7. Чтение произведения про себя.
8. Чтение произведения по цепи.
- назовите действующих лиц произведения.
- подготовьтесь к чтению в ролях.
9. Чтение произведения в ролях.( дедушка, девочка, автор)
1. работа по содержанию текста
-- Что рассмешило вас в этой истории?
-- Как вы думаете, на самом деле дедушка не знал сказки о Красной Шапочке?
-- А почему он рассказал ее именно так?
-- Найдите в произведении предложение, в котором говорится, как дедушка назвал Красную Шапочку?
-- Найдите, как дедушка перепутал к кому нужно идти Красной Шапочке?
-- Найдите, с кем перепутал дедушка волка?
2. Творческое задание стр. 127
--- Обратите внимание на рисунки, пофантазируйте и расскажите сказку «Колобок» или «Репку» так, как рассказывал сказку о Красной Шапочке дедушка.
-- С каким писателем вы познакомились?
-- Где родился Дж. Родари?
-- Кем хотел стать Дж. Родари?
-- Где учился Дж. Родари?
-- Кто перевел произведения Дж. Родари на русский язык?
-- Какие произведения писателя вы запомнили?
-- Над каким произведением Дж. Родари мы сегодня работали?