Матеріали до уроку дають можливість ознайомити учнів з особливостями правопису голосних е, и у префіксах пре-, при-, розвиватилогічне мислення та память, формувати навички роботи з опорними схемами-конспектами за системою В.Ф. Шаталова, але невимушено за рахунок використання елементів інсценізації.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ( 6-Й КЛАСС )
Авторский урок учителя – методиста
Криворожской общеобразовательной школы І –ІІІ ступеней № 117 Маркеловой Елены Григорьевны
Тип урока: НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ
ТЕМА. БУКВЫ Е, И В ПРЕФИКСАХ ПРЕ -, ПРИ –
ЦЕЛЬ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРАВОПИСАНИЕМ ПРЕ-
ФИКСОВ ПРЕ-, ПРИ-;НАУЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛА В ПРАК-
ТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕ-
НИЕ, ПАМЯТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ ГРАМОТНОГО
ПИСЬМА, АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ; ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ,
ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРУЖБЕ.
ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ТЕХНОЛОГИЯ: НА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: МАГНИТОФОН, ЗЕРКАЛО, СТЕНДЫ С ДЕКОРАЦИ-
ЯМИ И ЗАДАНИЯМИ.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-РЕБЯТА, СЕГОДНЯ У НАС НЕОБЫЧНЫЙ УРОК (ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ В ГОСТЯХ У СКАЗКИ »ИЛИ «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»). МЫ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. ПОСМОТРИТЕ, СЛОВНО ПО МАНОВЕНИЮ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ МЫ ОКАЗАЛИСЬ РЯДОМ С ВОЛШЕБНЫМ ЛЕСОМ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ РАЗНЫЕ ЧУДЕСА…
-ОЙ, А ЭТО ЧТО ТАКОЕ? ПОСМОТРИТЕ, РЕБЯТА, ДА ЭТО ЖЕ ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ, НА КОТОРОМ ЧТО-ТО НАПИСАНО, А ОТ НЕГО УБЕГАЮТ ВГЛУБЬ ЛЕСА ТРИ ТРОПИНКИ. ПО КАКОЙ ЖЕ ИЗ НИХ НАМ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЬ?
ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОСМОТРИМ, ЧТО НАПИСАНО НА КАМНЕ. МОЖЕТ, ЭТИ СТРЕЛКИ ПОДСКАЖУТ НАМ ВЕРНЫЙ МАРШРУТ. (РЕБЯТА ЧИТАЮТ НАДПИСЬ НА КАМНЕ )
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
-НУ ЧТО, РЕШИЛИ ПО КАКОЙ ДОРОГЕ ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПУТЬ? ПОЧЕМУ ВЫ ТАК РЕШИЛИ? ( МОТИВАЦИЯ ) А ЗА КАКИМИ ЗНАНИЯМИ МЫ СЕГОДНЯ ОТПРАВЯЕМСЯ В ПУТЬ?ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЕТСЯ НА ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО, НА КОТОРОМ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ ВЫДЕЛЕНЫ ПРЕФИКСЫ ПРЕ-, ПРИ-.(ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА С ДОСКИ В ТЕТРАДЬ). НО ПОМНИТЕ, ЧТО ИДТИ МЫ МОЖЕМ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ, ПОМОГАЯ ДРУГ ДРУГУ, ВЕДЬ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ: «ОДИН – ЗА ВСЕХ, И ВСЕ – ЗА ОДНОГО»
+ ФОНОГРАМА ПЕСНИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА« БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ »
ІІ . РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ УРОКА.
( ПОЯВЛЯЕТСЯ БАБА ЯГА)
-АГА, ПРИШЛИ, ПРИТОПАЛИ, ПРИМЧАЛИСЬ, ПРИПЕРЛИСЬ(ПРОСТОРЕЧН.), ГОЛУБЧИКИ. ДА ВЫ ЗНАЕТЕ, КУДА ПОПАЛИ? ВЫ ВОШЛИ В МОЙ ЛЕС. НЕ БОИТЕСЬ? ИШЬ СМЕЛЫЕ КАКИЕ! ДУМАЕТЕ, ЕСЛИ ПРЯМО ПОШЛИ, ТО И ЗНАНИЯ ДОБУДЕТЕ, И ДОМОЙ ВЕРНЕТЕСЬ? ЩАС! ЗНАНИЯ ОНИ ПРОСТО ТАК НИКОМУ НЕ ДАЮТСЯ. И, КРОМЕ ТОГО, ОТСЮДА НИКТО ТАК ПРОСТО ЕЩЕ НЕ ВОЗВРАЩАЛСЯ, ПОТОМУ ЧТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДОМОЙ ВЕРНУТЬСЯ, НУЖНО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНИТЬ (САМА ПРИДУМАЛА!) ИХ НИКТО ВЫПОЛНИТЬ НЕ СМОГ: НИ ЛЕШИЙ, НИ ВОДЯНОЙ, ДАЖЕ КОЩЕЮШКА ПРИГОРЮНИЛСЯ (ПРОСТОРЕЧН). ВОТ ТАК! ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО В ЭТОМ ЛЕСУ Я САМАЯ ПРЕМУДРАЯ!
Я, КОНЕЧНО, МУДРАЯ, НО, СЛЫШАЛА, ВЫ С УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ О ПРЕФИКСАХ ГОВОРИЛИ, А ЧТО ТАКОЕ ПРЕФИКСЫ, НЕ ЗНАЮ. МОЖЕТ, ВЫ МНЕ ПОМОЖЕТЕ? А НУ-КА РАССКАЖИТЕ СТАРУШКЕ, ЧТО ТАКОЕ ПРЕФИКСЫ, С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ. (УЧАЩИЕСЯ ДАЮТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕФИКСА)
-СПАСИБО, РЕБЯТКИ, А ТЕПЕРЬ ВАША ОЧЕРЕДЬ ЗАГАДКИ ОТГАДЫВАТЬ. ВОТ И ПРОВЕРЮ, КАКИЕ ВЫ НАХОДЧИВЫЕ И ДРУЖНЫЕ.
РАБОТА ПО ГРУППАМ
1) НА СТЕНДЕ – ЛИСТ СО СЛОВАМИ:
ПР…БЕЖАЛИ
ПР…ЕХАЛИ ? ЗНАЧЕНИЕ (ПРИБЛИЖЕНИЕ)
ПР…ПЛЫЛИ
-АГА,ЗНАЧИТ Я МОГУ В ГОСТИ К КОЩЕЮШКЕ ПРИПЕРЕТЬСЯ (РЕЧЕВ. ОШИБКА)
2) –А ТЕПЕРЬ ПОСМОТРИТЕ НА КАРТИНКИ:
А) ПРИШИВАЮТ ПУГОВИЦУ,
Б) ПРИБИВАЮТ КАРТИНКУ, ? ЗНАЧЕНИЕ (ПРИСОЕДИНЕНИЕ)
В) ПРИКЛЕИВАЮТ КАРТИНКУ.
-ВОТ СЕГОДНЯ Я ПОРТРЕТ КОШЕНЬКИ НА СТЕНКУ ИЗБУШКИ ПРИШПАНДОРЮ
( РЕЧЕВ. ОШИБКА)
-А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ ЗАДАНИЕ ПОСЛОЖНЕЕ ВЫПОЛНИТЬ (НА СТЕНДЕ ГРУППА СЛОВ):
ПР…ШКОЛЬНЫЙ
ПР…МОРСКИЙ ? ЗНАЧЕНИЕ (ОКОЛО ЧЕГО-ТО)
ПР…ГОРОДНЫЙ
-МОЛОДЦЫ! УСТАЛИ, КАСАТИКИ, ПРОГОЛОДАЛИСЬ? ПОРА ПЕРЕДОХНУТЬ. ПРИГЛАШАЮ ВАС КО МНЕ В ГОСТИ. А ВОТ И МОЯ ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ. ОЙ, А ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА Я ЗАБЫЛА: СКЛЕРОЗ-БОЛЕЗНЬ ТАКАЯ.
( ребята напоминают волшебные слова: « Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.»)
-НУ ВЫ И УМНИКИ, ОХ И УМНИЦЫ, ХОРОШО НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ЗНАЕТЕ. ЗАХОДИТЕ, ЗАХОДИТЕ, Я ВАС СЕЙЧАС КАШЕЙ С МАСЛИЦЕМ НАКОРМЛЮ (ОНА У МЕНЯ В ПЕЧИ ТОМИТСЯ – устаревшее). ФУ, А ЗАПАХ-ТО КАКОЙ! ДА, НАКОРМИЛА Я ВАС: КАШКА-ТО МОЯ ПРИГОРЕЛА. ПРИДЕТСЯ СНОВА ГОТОВИТЬ. ВЫ ПО ЛЕСУ ПОБРОДИТЕ ПОКА, АППЕТИТ (ЗАИМСТВ., ИНОСТРАН.) НАГУЛЯЙТЕ. А Я ПОКА НА ЧАСОК, ДРУГОЙ ПРИЛЯГУ ОТДОХНУТЬ.
! КСТАТИ, РЕБЯТУШКИ, ПРИГОРЕЛА ИЛИ ПРЕГОРЕЛА, ПРЕЛЯГУ ИЛИ ПРИЛЯГУ?
(Учитель помогает разобраться с заданием, если возникают затруднения,- обращаются за помощью к учебнику. Совместными усилиями делается вывод о значении слов:НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ЧУТЬ-ЧУТЬ).
Б.Я. АГА, НАВЕРНОЕ, БОИТЕСЬ, ЧТО Я ВАС ДОМОЙ НЕ ОТПУЩУ? ДУМАЕТЕ, ЕСЛИ Я - БАБА ЯГА, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗЛАЯ-ПРЕЗЛАЯ? А, МОЖЕТ, Я, НАОБОРОТ, ДОБРАЯ-ПРЕДОБРАЯ, КРАСИВАЯ-ПРЕКРАСИВАЯ. ВОТ ВЫ СКАЖИТЕ, УМНЕНЬКИЕ-БЛАГОРАЗУМНЕНЬКИЕ, КАК ПРАВИЛЬНО - ПРИ/ЕДОБРАЯ, ПРИ/ЕКРАСИВАЯ?
( УЧАЩИЕСЯ ДЕЛАЮТ ВЫВОД О ЗНАЧЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ С ПОМОЩЬЮ
УЧЕБНИКА).
-ЛАДНО УЖ, НЕ БУДУ ВАС БОЛЬШЕ МУЧИТЬ ЗАДАНИЯМИ, САМА РАССКАЖУ О ТОМ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ: ЕСТЬ, КАСАТИКИ ТАКИЕ СЛОВА ПРЕВРАТИТЬ, ПРЕГРАДА, ПРЕСТУПНИК, В КОТОРЫХ ТОЖЕ ПИШЕТСЯ ПРЕФИКС
ПРЕ - НО УЖЕ НЕ В ЗНАЧЕНИИ «ОЧЕНЬ КАКОЙ-ТО», А В ЗНАЧЕНИИ ПРИСТАВКИ
ПЕРЕ - : ПРЕВРАТИТЬ-ПЕРЕДЕЛАТЬ, ПРЕГРАДА-ПЕРЕГОРОДИТЬ, ПРЕСТУПНИК-
ТОТ, КТО ПЕРЕСТУПИЛ ЧЕРЕЗ ЗАКОН. ЗАПОМНИЛИ, РЕБЯТУШКИ? (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕРКИ УКРАИНСК. СЛОВАМИ: ПЕРЕГОРОДИТИ, ПЕРЕТВОРИТИ).
НУ ЧТО Ж, ВСЕ МОИ ЗАГАДКИ ВЫ ОТГАДАЛИ, А ЗНАЧИТ, ПРИШЛО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ВАМ ДОМОЙ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ МЕНЯ И НЕ ТО НОВОЕ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ В СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ:
ПРИ- ИЛИ ПРЕ- ? ПРЕ- ИЛИ ПРИ- ?
ЭТО СОВСЕМ НЕ СЕКРЕТ.
НА СОДЕРЖАНИЕ СЛОВА СМОТРИ-
СРАЗУ ПОЛУЧИШЬ ОТВЕТ.
А ТЕПЕРЬ ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА И НЕ ПОДСМАТРИВАЙТЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ! ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
ІІІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
УЧИТЕЛЬ. ВОТ ВЫ И ВЕРНУЛИСЬ ИЗ СКАЗОЧНОГО ЛЕСА. А СКОЛЬКО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ! ВОТ ДАВАЙТЕ МЫ СЕЙЧАС И ПРОВЕРИМ, КАК ХОРОШО ВЫ ЗАПОМНИЛИ УРОКИ БАБЫ ЯГИ.
1.В ТЕТРАДЯХ - КОММЕНТИРОВАННЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ: ПРИБИТЬ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИСЕСТЬ, ПРЕКРАСНО, ПРИБЕЖАТЬ, ПРЕВРАТИТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИМОРСКИЙ.
2. УСТННОЕ ЗАДАНИЕ « ДОГАДАЙСЯ »: ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ СЛОВОСО-
ЧЕТАНИЕ.
МЕСТНОСТЬ ОКОЛО КАРПАТ, ЛЕЧЬ НА НЕСКОЛЬКО МИНУТ, ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ПТИЦ, ПОСАДКАСАМОЛЕТА НА ЗЕМЛЮ.
ІV . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА СЛОВА, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ УРОКА: МАРШРУТ, ПОРТРЕТ, АППЕТИТ.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СОСТАВИТЬ 10 СЛОВОСОЧЕТАНИЙ СО СЛОВАМИ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ПРИСТАВКИ ПРЕ -, ПРИ -.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОПОРНАЯ СХЕМА – КОНСПЕКТ « ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК »
! ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ПРИСТАВКУ, НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
К КАКОЙ ГРУППЕ ОТНОСИТСЯ
1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА
ВСЕГДА ПИШУТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ, ПЕРЕД ОПРЕДЕЛИТЬ
КАКИМ СОГЛАСНЫМ СМЫСЛ ПРИСТАВКИ
СТОИТ ПРИСТАВКА
ОДИНАКОВО
В-, ВО-, ВЗО-,ВЫ-, ДО-, ЗА-, ПЕРЕД ГЛУХИМ ПРЕ- = ОЧЕНЬ ПРИ-
ПЕРЕ-
ИЗО-, НА-, НАД-, НАДО-,
С- 1.ПРИБЛИЖЕНИЕ
НЕ-, НЕДО-,О-, ОБ-, ОБО-, ПЕРЕД ЗВОНКИМ 2.ПРИСОЕДИНЕНИЕ
3.РАСПОЛОЖЕНИЕ
ОТ-, ОТО-,ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ВБЛИЗИ
З- 4.НЕПОЛНОТА
ПОДО-, ПРА-, ПРЕД-, ПРЕДО-, ДЕЙСТВИЯ
ПРО-, РАЗО-, СУ-,У-,СО-,
! С- ( З- )