Конспект урока для 3 класса Я исследую мир «Начальная школа 21 век»
Тема: «Куда уходит мусор?»
Цели: -Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде; -Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
-Проанализировать влияние отходов на окружающую среду;
-Развивать критическое отношение у учащихся к результатам деятельности человека;
-Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
-Ознакомить учащихся с различными способами утилизации мусора и главной причиной неиспользования их
- отсутствие на территориях городов сортировки мусора.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: презентация, видеоматериал, запись интервью, контейнеры для сортировки мусора
Ход урока.
1.Постановка проблемы
Видео (легенда о Тафити)
Племена, которые населяют острова Тихого океана передают из поколения в поколения древнюю легенду о Тафити (богине земли и живой природы).Племена всегда жили в ладу с природой и боялись ее разгневать. Много лет тому назад люди наделяли планету душой и чувствами, верили, что за небрежное отношение к природе, Тафити накажет их неурожайным годом,природными катаклизмами и извержениями вулканов.
В наше время ученые исследуют вопрос ауры нашей планеты. Изучив цвета ауры которые излучает планета, они столкнулись с тем что возможно Земля может испытывать эмоции(радоваться, грустить, злиться как обычный человек)
В последнее время на нашу планету обрушились катаклизмы (объяснить это слово)
Чем человек мог обидеть и разгневать нашу планету? Давайте подумаем вместе
-Заводы фабрики
-Много машин
-Загрязнение атмосферы
-Уничтожение лесов
-Загрязнение Мирового океана
-Загрязнение почвы
- Посмотрите на предметы у меня на столе (мягкая игрушка, батарейка, бутылка из-под йогурта)
- Как вы думаете, сколько времени мне могут эти предметы послужить?
- Какова их дальнейшая судьба?
- Вещи окружают нас с самого рождения до глубокой старости. Некоторые из них служат очень долго, передаются из поколения в поколение, но таких очень мало. Другие сопровождают нас гораздо меньшее время, отслужившие срок, очень быстро превращаются в отходы.
2. Знакомство с новым материалом.
Интервью с учителем биологии
- Обратите внимание на нашу инсталляцию «Планета в мусоре». Как вы понимаете слова выдающегося физика Нильса Бора: «Человечество погибнет не в атомном кошмаре – оно задохнётся в собственных отходах»?
- Группа наших одноклассников обратилась с этими вопросами к учителю биологии Ольге Казимировне
Она нам объяснила экологические проблемы всего мира:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничего не даётся даром.
- Вы уже знаете, что природу надо охранять, беречь, но как мы можем это осуществлять? Ведь мусора на планете становится всё больше и больше. А всё должно куда-то деваться. Только природные отходы могут разлагаться. Т.к. природа знает лучше. Остальные отходы, которые мы называем «Твёрдые бытовые отходы» или сокращённо ТБО ( бумага (картон), пластик, металлы, резина, кожа, стекло). Остаются надолго в земли. А порой и вовсе не разлагаются.
- Ольга Казимировна объяснила нам, что с таким типом мусора можно бороться с помощью его переработки. Для этого необходимо при сборе мусора сортировать его.
- Изучив интервью у нас возникли следующие вопросы: Есть ли на практике такой опыт в других странах? Что можно повторно изготовить из собранных отходов? Как мы сами можем в этом помочь?
3. Интерактивный этап урока
- Мы решили провести исследование и для этого нам пришлось выдвинуть гипотезу:
«Для дальнейшей переработки отходов нужна сортировка,которую должны организовать власти,при поддержке местного населения»
- Дальше мы разделились на группы.
Первая группа работала над проблемой «Какой вред наносят твёрдые бытовые отходы нашей планете». Итоги мы занесли в таблицу
Вид ТБО Наносимый вред
Бумага
1. На изготовление нужд одного человека уходит 300 деревьев. 2.Производство сопровождается выбросом загрязняющих веществ.
3.На разложение уходит 2 года
Пластмассы
1.Срок разложения 500 – 1000 лет.
2.При сжигании выделяют яды.
3. Препятствуют газообмену в почве и водоёмах.
4. Запасы природного газа и нефти истощаются.
Металлы
1. Срок разложения 250 лет.
2.Чтобы изготовить металлические или консервные банки нужно потратить огромное количество энергии потому что температура при которой плавится сталь = 1300-1500 градусов .
Стекло
1.Срок разложения 1000 лет.
Вторая группа работала над темой «Опыт других стран по раздельному сбору мусора»
Шотландия
В Шотландии научились делать дороги из пластикового мусора
Швеция
Большинство жителей государства знают, что из выброшенного пластика можно сделать новый еще семь раз. И аж после этого он пойдет на электростанцию для сожжения. Так переработанный семь раз пластик все равно принесет пользу в виде электричества. Каждая семья имеет по 6 или 7 ведер для разного мусора — пластика, бумаги, стекла, картона, металла и другого. Еще одно ведро предназначено для отходов, которые не могут быть впоследствии переработаны. Даже маленький ребенок в Стокгольме не выбросит обертку от конфеты не в тот контейнер. В детских садах и школах учат сортировать мусор правильно, а за неправильную сортировку в стране штрафуют
Швейцария
Появилась мусорная полиция. Специалисты с помощью современных технологий анализируют мусор, оставленный не в том месте или без оплаты налога — находят нарушителя (это не прикол) и штрафуют его/ее. Штрафы высокие.
Из мусора также получают десятки тонн алюминия, стали и даже драгоценных металлов – например золота – из пепла, который остается после завершения процесса сжигания мусора.
Германия
- Делаем вывод, что в других странах такой опыт распространён. Отвечают за это местные органы власти. Жители очень ответственно относятся к будущему планеты, поэтому активно сортируют мусор. В каждой семье есть несколько контейнеров для сортировки мусора. Нарушение этих правил влечёт за собой наказание и штрафы.
Физкультминутка
Третья группа проводила работу по изучению, как можно повторно использовать ТБО
А) макулатура превращается в бумажную массу (пульпа), из которой получают бумажную продукцию;
б) стекло дробят, плавят и делают новую тару или используют вместо гравия при производстве бетона и асфальта;
в) пластмассу переплавляют и изготовляют “синтетическую древесину”;
г) металлы плавят и перерабатывают в различные детали. Получение алюминия из лома позволяет сэкономить до 90% электроэнергии, необходимой для выплавки его из руды;
д) пищевые продукты и садовый мусор компостируют и получают органическое удобрение;
3. Итог урока.
Вывод: наша гипотеза, что для дальнейшей переработки отходов нужна их сортировка, которую должны организовывать муниципальные службы, при участии местного населения, подтвердилась.
Рефлексия (продолжите предложения):
Как мы можем этому помочь?
Что можете сделать вы, чтобы отходов стало меньше:
Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из… (переработанной макулатуры).
Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).
Не покупай больше, чем (может понадобиться тебе).
Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).
Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ... (ее выбрасывать)