Цели: ознакомить учащихся с основными направлениями развития Украины; формировать чувство принадлежности к Украине, осознание себя украинцем, чувство личной ответственности за судьбу государства; воспитывать уважение к государственным символам, уважительное отношение к традициям украинцев и представителям других национальностей, которые населяют страну; развивать речь и мышление, умение работать в группах
Составлено по материалам Internet
Конспект першого уроку для учнiв 5 класу
«Від проголошення Незалежності до нової України»
01.09.2016 г.
Конспект розробила: вчитель І категорії Семешкіна О.І.
Для проведения урока подготовлен демонстрационный материал:
карты Украины, репродукции пейзажей и архитектурных сооружений Украины, задания командам.
Форма занятия: урок-соревнование с использованием интерактивных технологий (мозгового штурма, открытого микрофона, пресс-конференции, работы в группах, составление эйдос-конспектов, синканов).
Цели: ознакомить учащихся с основными направлениями развития Украины; формировать чувство принадлежности к Украине, осознание себя украинцем, чувство личной ответственности за судьбу государства; воспитывать уважение к государственным символам, уважительное отношение к традициям украинцев и представителям других национальностей, которые населяют страну; развивать речь и мышление, умение работать в группах
Ход урока:
I. Объявление темы урока. Мотивация.
II. Создание соответствующей эмоциональной атмосферы.
Учитель сообщает тему, цель и задачи урока
Демонстрируют наглядные материалы: карта Украины, репродукции пейзажей и архитектурных сооружений Украины, портреты известных деятелей культуры, которые являются гордостью Украины и мира.
Ти чуєш, як шумить Дніпро,
Як лине пісня солов’їна?
То все на щастя, на добро,
То наша рідна Україна.
Не згасла проведена зоря,
Не впала правда на коліна.
У кожній думі Кобзаря
Живе могутня Україна.
В боях щербили ми шаблі
І воскресали на руїнах.
По всій землі, святій землі
Гриміла славна Україна.
І слава Хортиці гучна,
І Берестечка кров невинна –
То все вона, для всіх одна,
То наша вільна Україна.
Тут все твоє – степи, гаї,
У небі туга журавлина.
Нехай повік в душі твоїй
Не згасне наша Україна.
Учитель:
Дорогие дети! Уважаемые гости! В эти дни весь народ Украины празднует 25-ю годовщину независимости нашего государства.
Счастливые мы, родившиеся на такой прекрасной, богатой, живописной земле - на нашей славной Украине! Здесь жили наши деды и прадеды, здесь живут сейчас родители, здесь корень рода украинского, что достигает глубокой древности. Образ Украины встает из чистых степей и глубинной черноземной ломти, как краска зорие из полесских озер, чистыми глазами доверчиво смотрят на мир, вырастает недостижимо в полный рост с карпатских вершин.
Нет жизни без Украины, потому что Украина - это земля, которую не выбирают, потому что Украина - это судьба, которая выпадает раз в жизни.
Многовековая история украинского народа, народа-великомученика, на судьбе которого было достаточно бедствия. Почти каждый век, как свидетельствуют источники, начатое голодными годами, последствиями эпидемий, опустошительными войнами, чужеземными нашествиями.
С XV века, со времен казачества, началась национально-освободительная борьба за построение независимого самостоятельного государства. Но путь к независимости был тяжелый и тернистый. Трудно назвать страну, которая пережила то, что пережила Украина за более чем полутысячелетнее порабощения (1240-1991 г.).
Мы, украинцы, должны гордиться тем, что наша Украина никогда не порабощала другие народы, не вела захватнические войны, а лишь защищала себя от падких на чужое добро ближних и дальних соседей.
В 1991 году Украина обрела свободу и независимость. Перед всем миром предстала государство с давней славной историей, оригинальной духовной культурой, со своими символами, языком, честными, трудолюбивыми, миролюбивыми людьми - украинским народом.
В духовной и политической жизни каждого народа есть события и годы, которые навсегда входят в его историю, сознание, определяют характер бытия, место и роль в мировых цивилизационных процессах. Теперь имеем и в нашей истории события и имена, перед всем миром показали величие Украины и стремления украинского народа к свободной, счастливой, демократической жизни.
Творческая работа.
Метод мозгового штурма.
Учитель предлагает ученикам назвать известные им события и фамилии известных людей, которые представляют Украину как мощное государство, одну из крупных стран мира. События и имена, которыми гордятся все украинское.
Ученики по очереди называют известные события, которые учитель записывает на доске.
Например, события:
- Около 1 млн. лет назад - Появление древнейшей человека современного типа на нынешней территории Украины.
- V - III вв. до н.э. - Трипольская культура (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
- VIII - IX вв. - Формирование государства Киевская Русь
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)
- 988 -989 гг - Принятие христианства в Киевской Руси. (ПР. № 2)
- 1019-1054 гг - Княжение Ярослава Мудрого. (ПР. № 2)
- 1037 г. - Ярослав Мудрый основал при Софийском соборе первую библиотеку на Руси. (ПР. № 2)
- 1051 г. - Основание Киево-Печерской лавры. (ПР. № 2)
- ХV-Х VIII в. - Создание и развитие Запорожской Сечи. (ПР. № 2)
- 7 (20) ноября 1917 г. - III Универсал Центральной Рады. Провозглашение Украинской Народной Республики (УНР). (ПР. № 2)
- 1941-1945 гг - Великая Отечественная война. (ПР. № 2)
- 1961 г. - Начало космической эры. (ПР. № 2)
- 24 августа 1991 - Верховная Рада Украины провозгласила Акт о государственной независимости Украины и другие. (ПР. № 2)
Известные личности Украины:
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
Амосов Николай Михайлович, кардиохирург.
Белокур Екатерина Васильевна, художник.
Костенко Лина Васильевна, поэтесса.
Попович Павел Романович, летчик-космонавт.
Козловский Иван Семенович, певец.
Лысенко Николай Витальевич, композитор.
Учитель.
Успех нынешнего украинского государства во многом зависит от того, сумеем ли мы объективно проанализировать собственный исторический опыт, в частности осознать, как формировалась и функционировала украинская государственная идея.
Сегодняшний день Независимости Украины пришел как результат тысячелетней борьбы украинского народа за право иметь свое национальное государство, которое должно стать залогом успешного культурного и политического развития общества.
Творческая работа.
К работе привлекаются все присутствующие гости на уроке.
Метод мозгового штурма.
Учитель предлагает ученикам и гостям назвать известные им события, связанные со становлением Украины как независимого государства, выделить основные этапы создания государства.
В ходе работы ученики могут использовать плакаты с датами основных этапов создания государства, что заранее расположены на доске.
Ученики и гости по очереди называют известные события.
Учитель.
Называя тяжелые страницы нашей истории, мы вовсе не хотим зачеркнуть то большое и светлое, которое поднимает наш народ к вершинам цивилизации, определяет его заслуги перед человечеством. Ведь на нашем славном историческом пути были и мощная Киевское государство Владимира Великого, Ярослава Мудрого, и первая христианская республика в Европе - Запорожская Сечь, и начало собственной государственности в Украинской Народной Республике.
24 августа 1991 навсегда останется памятным днем. В этот день провозглашен Акт о независимости Украины. Акт провозглашения независимости завершил тысячелетние стремления украинского народа к свободе, к созданию своего суверенного государства.
1 декабря этого же года состоялся Всеукраинский референдум, на котором Акт провозглашения независимости получил убедительное подтверждение и одобрение.
Независимость нашего государства стала реальностью.
Украина имеет свой герб, флаг, гимн и государственный язык.
Учитель.
Я приглашаю всех присутствующих продолжить мысль:
«Для меня родной край - это ... ...."
Ученики и гости по очереди раскрывают мнению, выражают собственное видение роли и места родного края в своей жизни.
Учитель.
Мы упомянули только некоторые важные события из жизни молодого Украинского государства. Но сегодня с гордостью можем сказать: да, есть независимое Украинское государство со своей землей, своим народом, своими символами, своим родным языком, традициями и культурой.
Украина в мирном окружении соседей смогла вступить в третье тысячелетие как цивилизованная и богатая страна. Большие и сложные задачи возлагаются сегодня на каждого ее гражданина. А граждане Украины - это ты и я, это люди, которые постоянно живут в Украине, являются патриотами своего Отечества, готовыми защищать ее территорию, работать во имя ее развития.
Любите родную землю, лелейте и преумножайте ее богатства, будьте достойными своей Родины!
1