Виховна година в 5 класі «Наші права та обов'язки»

Про матеріал

Виховна година в 5 класі «Наші права та обов'язки»

Мета:

1) розділити поняття «права» і «обов'язки», показати єдність прав і обов'язків. розкрити сутність понять «закон», «право», «обов'язок», їх значення в житті суспільства і окремої людини;

2) сформувати негативне ставлення до протиправних вчинків, спонукати дітей до захисту своїх прав;

3) виявити особистісне ставлення кожного учня до своїх обов'язків;

4) продовжити розвиток комунікативних навичок учнів;

5) виховувати повагу до прав інших людей;

6) сприяти формуванню активної життєвої позиції.

Перегляд файлу

Классный час в 5 классе.

«Наши права и обязанности»

 

Цели:

  1. разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. раскрыть сущность понятий «закон», «право», «обязанность», их значение в жизни общества и отдельного человека;
  2. сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав;
  3. выявить личностное отношение каждого ученика к своим обязанностям;
  4. продолжить развитие коммуникативных навыков учащихся;
  5. воспитывать уважение к правам других людей;
  6. способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование: наглядность,видео-приложение

Ход классного часа

 

  1. Вступительное слово классного руководителя

Каждому ученику предлагается самостоятельно в течение 6 минут написать на листке бумаги определение таких понятий, как «закон», «право», «обязанность». Учитель рекомендует учащимся начинать формулировки определений этих понятий следующими словами:

1. Закон — это...

2. Право — это...

3. Обязанность — это...

По окончании самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся у них варианты определений. Проводится коллективное обсуждение с целью выяснения правильного значения рассматриваемых понятий.

Для формирования отчетливых и осознанных представлений у школьников о важности основного закона страны классный руководитель предлагает каждому ученику проанализировать и найти решение следующей ситуации.

Шесть отдыхающих в лагере человек поселились в одну комнату. Но хорошему отдыху мешают их привычки и поступки.

1. Один любит громкую музыку, а остальные предпочитают тихую, так как громкий звук их раздражает.

2. Кто-то забыл выключить утюг. Другой встал ночью и обжегся.

3. Один раскидал по комнате свои вещи, что вызвало недовольство всех остальных.

4. Кто-то поломал стул и не хочет его чинить.

5. Один любит курить, а все остальные не переносят запаха табака.

Пятиклассники пытаются найти оптимальное решение предложенной ситуации сначала самостоятельно, а потом — все вместе в процессе коллективного обсуждения.

 

II. Краткое обобщение педагога:

— В жизни даже такого маленького сообщества, как вы смогли убедиться, могут возникать ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов. Становится понятным, что в жизни любого государства таких прав и обязанностей гораздо больше. Вот поэтому и возникают законы, которые призваны урегулировать и упорядочить жизнь человека в обществе.

В тексте Конституции Украины учащиеся находят статьи об основных правах человека:

— на жизнь;

— на свободу и личную неприкосновенность;

— на неприкосновенность частной жизни;

— на свободу мысли и совести.

Каждое право комментируется классным руководителем и пятиклассниками.

«А могут ли законы противоречить правам человека?» — задает вопрос учитель.

 

ІІІ.  Классный руководитель. До сих пор мы с вами вели речь о правах взрослых людей. А есть ли права у детей? Давайте поразмышляем об этом.

Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира?

(Просмотр видеороликов)

На доске записаны права. Нужно зачитать записи.

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на достаточное питание и достаточное количество воды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями

 

 Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников.

IV. «Юридическая консультация»

   Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

 

А теперь давайте обсудим известную ситуацию:

Маугли: Так случилось, что он  жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

 

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А  пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

(Мама права. Ущемление прав других людей.)

 

Ситуация 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

 

(Это не является насилием)

 

Ситуация  3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

 

(Портить имущество нельзя)

 

Ситуация  4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

 

(Обратимся к уставу школы, нарушение учебного процесса. И мешаешь другим учиться)

 

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях

 

VI. Мы с вами вспомним мультфильмы и сказки. Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок. Слушайте внимательно! О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются?

 

  1. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (Право на отсутствие рабства, право на жизнь, на свободу слова).
  2. Дюймовочка (право на жизнь с родителями).
  3. Золушка (право на отсутствие рабства).
  4. Гадкий утёнок (право на индивидуальность).
  5. Вовка в тридевятом царстве (право на труд).

Сказки:

  1.     Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь?
  2. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?
  3. Кто, в какой сказке лишает героев жилища?
  4. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом?
  5. Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества?
  6. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии?  

 

- А мы с вами сейчас реализовали  право пользоваться достижениями культуры.

 

VІI.  Подведение итогов (рефлексия) 

У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.

Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)?

Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей (примеры?). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.

Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?

  • Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав
  • Для того, чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей
  • Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных
  • Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

(Речь идёт о личных правах людей – житейских, бытовых и т.п., а юридические права защищает закон).

Как же вы можете защищать свои права?

Способы отстаивания личных прав

  •  Когда нарушаются личные права ребёнка, самый эффективный способ – привлечь на помощь взрослых (родителей, учителей).
  • Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, т.к. это проявление не слабости, а самоуважения.
  • Самый лучший способ отстаивать свои права – это уважать права других.

Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики:

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

В заключение классный руководитель благодарит пятиклассников за активное участие в классном часе и просит письменно ответить на последний вопрос: для чего ты должен знать свои права и обязанности?

Продолжи фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Классный час дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

 

Литература

1. Конституция Украины.

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час в 5 классе

«Наши права

и обязанности»

 

docx
Додано
23 липня 2018
Переглядів
1405
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку