Виховна година в 5 класі «Наші права та обов'язки»
Мета:
1) розділити поняття «права» і «обов'язки», показати єдність прав і обов'язків. розкрити сутність понять «закон», «право», «обов'язок», їх значення в житті суспільства і окремої людини;
2) сформувати негативне ставлення до протиправних вчинків, спонукати дітей до захисту своїх прав;
3) виявити особистісне ставлення кожного учня до своїх обов'язків;
4) продовжити розвиток комунікативних навичок учнів;
5) виховувати повагу до прав інших людей;
6) сприяти формуванню активної життєвої позиції.
Классный час в 5 классе.
«Наши права и обязанности»
Цели:
Оборудование: наглядность,видео-приложение
Ход классного часа
Каждому ученику предлагается самостоятельно в течение 6 минут написать на листке бумаги определение таких понятий, как «закон», «право», «обязанность». Учитель рекомендует учащимся начинать формулировки определений этих понятий следующими словами:
1. Закон — это...
2. Право — это...
3. Обязанность — это...
По окончании самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся у них варианты определений. Проводится коллективное обсуждение с целью выяснения правильного значения рассматриваемых понятий.
Для формирования отчетливых и осознанных представлений у школьников о важности основного закона страны классный руководитель предлагает каждому ученику проанализировать и найти решение следующей ситуации.
Шесть отдыхающих в лагере человек поселились в одну комнату. Но хорошему отдыху мешают их привычки и поступки.
1. Один любит громкую музыку, а остальные предпочитают тихую, так как громкий звук их раздражает.
2. Кто-то забыл выключить утюг. Другой встал ночью и обжегся.
3. Один раскидал по комнате свои вещи, что вызвало недовольство всех остальных.
4. Кто-то поломал стул и не хочет его чинить.
5. Один любит курить, а все остальные не переносят запаха табака.
Пятиклассники пытаются найти оптимальное решение предложенной ситуации сначала самостоятельно, а потом — все вместе в процессе коллективного обсуждения.
II. Краткое обобщение педагога:
— В жизни даже такого маленького сообщества, как вы смогли убедиться, могут возникать ситуации, требующие уравнять права и обязанности всех его членов. Становится понятным, что в жизни любого государства таких прав и обязанностей гораздо больше. Вот поэтому и возникают законы, которые призваны урегулировать и упорядочить жизнь человека в обществе.
В тексте Конституции Украины учащиеся находят статьи об основных правах человека:
— на жизнь;
— на свободу и личную неприкосновенность;
— на неприкосновенность частной жизни;
— на свободу мысли и совести.
Каждое право комментируется классным руководителем и пятиклассниками.
«А могут ли законы противоречить правам человека?» — задает вопрос учитель.
ІІІ. Классный руководитель. До сих пор мы с вами вели речь о правах взрослых людей. А есть ли права у детей? Давайте поразмышляем об этом.
Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у всех детей мира?
(Просмотр видеороликов)
На доске записаны права. Нужно зачитать записи.
Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников.
IV. «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
А теперь давайте обсудим известную ситуацию:
Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
(Мама права. Ущемление прав других людей.)
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
(Это не является насилием)
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
(Портить имущество нельзя)
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
(Обратимся к уставу школы, нарушение учебного процесса. И мешаешь другим учиться)
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
VI. Мы с вами вспомним мультфильмы и сказки. Помните: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам да девицам урок. Слушайте внимательно! О каких правах идёт речь? Какие права нарушаются? Какие осуществляются?
Сказки:
- А мы с вами сейчас реализовали право пользоваться достижениями культуры.
VІI. Подведение итогов (рефлексия)
У всех людей есть те или иные права и обязанности. Чем больше у человека прав, тем больше у него и обязанностей.
Если права нарушаются, какие чувства испытывает человек (обида, растерянность, возмущение и т.п.)?
Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей (примеры?). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также могут нарушаться и наши права.
Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?
(Речь идёт о личных правах людей – житейских, бытовых и т.п., а юридические права защищает закон).
Как же вы можете защищать свои права?
Способы отстаивания личных прав
Помните и всегда соблюдайте золотое правило этики:
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
В заключение классный руководитель благодарит пятиклассников за активное участие в классном часе и просит письменно ответить на последний вопрос: для чего ты должен знать свои права и обязанности?
Продолжи фразу:
Литература
1. Конституция Украины.
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
Классный час в 5 классе
«Наши права
и обязанности»